Социальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;

Содержание работы

Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков

1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3

2
Причины возникновения девиации среди подростков

Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23


Заключение

28


Список использованных источников

30

Файлы: 1 файл

7.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

- дети с недостатками  умственного развития;

- дети с неправильным  развитием волевых качеств (упрямые,  безвольные, капризные, своевольные,  недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных детей формируются  асоциальные подростки, которых  профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

- циники – вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей. Нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Сознательно противопоставляют себя обществу;

- неустойчивые – не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации.

 

1.2 Особенности девиантного поведения

 

         Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

         Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

«Ядром» девиантного поведения  в классификации Ф. Патаки являются:

— преступность;

— алкоголизм;

— наркомания;

— самоубийство;

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

— аффективный тип поведения;

— семейные конфликты;

— агрессивный тип поведения;

— ранние антисоциальные формы поведения;

— отрицательное отношение к учебе;

— низкий уровень интеллекта. [3]

Семья осуществляет следующие  функции: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональная, первичного социального  контроля, репродуктивную, сексуальную и другие.

В связи с тем, что семья  не всегда в должной степени выполняет  перечисленные функции, у её членов возникают проблемы. Чаще всего это  дети, и это делает её одним из главных объектов социальной работы.

Социальное обследование семей показало, что не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый  надзор в пяти семьях (33,3%). В трех семьях (20,0%) создана обстановка, которая  отрицательно влияет на психологическое  состояние ребенка и его обучение. Имеют место глубокие конфликты  между членами семьи – две  семьи (13,3%). Члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками в четырех  семьях (6,7%) и ведут антиобщественный образ жизни в одной семье (6,7%). Из всех обследуемых семей выявлено семь семей полных (46,6%), неполных пять, что составляет 33,3% от всех обследуемых  семей и многодетных три семьи (20%).

2.  В результате опроса  родителей и детей направленного  на определение характера отношений  между родителями и детьми  выделены характерные отношения  в семьях: Отношение родителей к детям:

1)  Грубость родителей.  Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью  родителей: отсутствие требовательности  единства требований к ребенку  со стороны взрослых членов  семьи, неверное применение наказания  и поощрения, жестокое отношение  к ребенку, подавление его личности, физическое наказание – (30,3%) и др.

2)  Безнадзорность, вызванная  в одном случае занятостью  родителей, в другом – их  безответственным отношением к воспитанию детей – (27,2%)

3)  Отрицательный пример  родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. (33,3%)

4)  Конфликты семье  – (9,1%)

5)  Хорошие взаимоотношения  – (0,00%).

Выявленное отношение  родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у  ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника  осуществляется успешно в нравственно  здоровой, сплоченной семье.

Отношение детей к родителям:

1) Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям – (39,3%)

2)  Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая  успеваемость – (24,2%)

3)  Хулиганистые выходки – драки, воровство – (9,1%)

4)  Бродяжничество –  частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе – (21,1) %

5)  Примерные дети –  учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение – (6,1%) [4]

И так, опрос родителей  и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения  детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к подросткам, так же и они к  ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей  влияет на воспитание детей. Вместе с  тем можно сказать, что не все  дети поддаются отрицательному влиянию  родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось  два человека.

3.  Особенности взаимоотношения  детей и взрослых, проявляемые  в быту выявлялись с помощью  анкеты, для семьи. В качестве  критериев позитивных взаимоотношений  мы выделили следующие факторы:

1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти  на помощь, 5 – сотрудничество.

Для выявления негативного  отношения в качестве критериев  определили следующие признаки: 1 –  несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений  между детьми и родителями.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Подробное  описание по каждой семье представлено в приложении К.

Таким образом, у 53% семей  взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и  негативными и позитивными в  зависимости от ситуации. У 40% семей  взаимоотношения характеризуются  как позитивные, стабильные. У 7% семей взаимоотношения негативные.

Следовательно, на основании  полученных данных можно сделать  следующие выводы:

7% семей– абсолютно неблагополучные  семьи

40%– скорее неблагополучные

53%– переходные

0% семей – абсолютно  благополучные семьи.

Восстановление социального  статуса воспитанника как члена  семьи - это более или менее  осознанное усилие по возвращению ребенка, предпринимаемое старшим членом семьи, которое направлено на то, чтобы  младшие члены семьи соответствовали  имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

На успешное развитие ребенка, формирование его личности оказывают  влияние различные факторы и  социальные институты, но роль семьи  для любого возраста, особенно для  детей, несравнима по своему значению и силе, ни с какими другими социальными  институтами. Именно в семье формируется  и развивается личность человека. Именно в семье происходит его  первичная социализация, овладение  различными социальными ролями, закладываются  основы духовно-нравственной воспитанности, формируется характер, стереотипы поведения  в семье со своими близкими и в  различных социумах, развиваются  умения общения с другими людьми. Другими словами, человек учится быть человеком. Роль семьи состоит  в создании необходимых условий, способствующих постепенной и гармоничной  социализации ребенка в современном  обществе. Исходя из значимости семейного  воспитания, семью необходимо рассматривать  как один из главных институтов социального  развития ребенка. Поэтому важнейшим  аспектом восстановления социального  статуса воспитанника специализированного  учреждения является работа с его  кровной семьей или поиск замещающей семьи.

Работе с семьей по восстановлению социального статуса воспитанников  должно предшествовать диагностическое  обследование семьи. Диагностическое  заключение может служить основанием для принятия организационного решения  о помещении детей обследованной  семьи в стационарное отделение. Эффективность работы специализированного учреждения с детьми и подростками в существенной степени зависит от знания особенностей их семей. Изучив семью, специалисты изучат самого ребенка. Однако односторонний взгляд на семью, лишь как на источник знаний о ребенке значительно затрудняет подлинное взаимодействие с родителями. Несомненно, крайне важно выяснить условия жизни детей, знакомиться с особенностями внутрисемейных отношений. Вместе с тем круг мотивов, побуждающихся специалистов к изучению семьи, этим исчерпываться не может.

Основные социальные проблемы семьи:[5]

- трудное материальное  положение семьи;

- ухудшение состояния  здоровья населения вследствие  недоедания, плохой экологии, от  качества продуктов питания;

- злоупотребление алкоголем  и наркотиками;

- жестокое обращение с  детьми и другими членами семьи;

- антиобщественный образ  жизни, правонарушения и скандалы;

- социальное сиротство  – это явления устранения или  неучастия в выполнении родительских  обязанностей – искажение родительского  поведения.

- Эндоморф - человек умеренной  полноты с мягким и несколько  округлым телом. Такому человеку  свойственно общительность, умение  ладить с людьми.

- Мезоморф - тело человека  отличается силой и стройностью.  Такой человек отличается склонностью  к беспокойству, активен и не  слишком чувствителен.

- Эктоморф - отличается тонкостью  и хрупкостью тела. Склонность  к самоанализу, человек наделён  повышенной чувствительностью и  нервозностью.

Наиболее склонны к  отклонениям в поведении мезоморфы.

Хотя подобные биологические  теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической  трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с  психологическими чертами (неустойчивостью  психики, нарушением психологического равновесия и т. п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут  быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими факторами.

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые  развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие  «аномия», т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка  в отношениях между людьми.

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных  причин возникновения у детей  асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Это было всегда, таким образом, они входят в жизнь и развиваются, перенимая  всё без разбору. Они не научились  отличать плохое от хорошего. Они ещё  не умеют делать это самостоятельно.[6]

Современная жизнь изобилует  асоциальным, т.е. не согласующимися с  требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно  имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них  быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение  детей, которое приведено у Кащенко В.П.

Причины возникновения «трудных» подростков

1. биологические причины:

-нарушения центральной нервной системы;

-несвоевременная диагностика умственной отсталости;

-неравномерность полового созревания;

-аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;

наследственная предрасположенность  к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

2. социальные причины:

-социальный статус района;

-пассивность общественности;

-педагогические ошибки воспитателей;

-неблагополучный социально – психологический климат в школе;

-стиль преподавания в школе;

-трудность школьных программ;

-неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);

-воспитание детей в жестокой семье;

-многодетные семьи;

3. психологические:

-конфликт ролей у подростка;

-конфликт уровня притязаний и самооценки;

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками