Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:49, реферат
Создателем современной теории стратификации считается Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия, автор фундаментальных трудов <Социальная и культурная динамика> (1937-1941), <Социальная мобильность> (1927), переведенная на русский язык1.
Квалификация - количественная характеристика, а именно мастерство, искусность работника. Количественная мера квалификации всегда условна и приблизительна. Два кандидата философских наук формально равны, но реально они могут различаться очень существенно: один опубликовал 40 статей и 3 монографии, а другой даже тезисы к конференции не в состоянии подготовить. Так же обстоит дело и в других занятиях. Если, к примеру, провести статистику аварийности у капитанов первого ранга, то окажется, что все они, обладая одним квалификационным разрядам, проявляют совершенно разное искусство в вождении кораблей.
Квалификация определяется сложностью выполняемой работы. Те, кто имеет 1-2-й разряд, выполняют простую, малоквалифицированную работу, требующую преимущественно физического, а не умственного труда. Напротив, работающие по 5-6-му разрядам, заняты сложным высококвалифицированным трудом, где умственные нагрузки преобладают над физическими.
Простой и сложный труд определяются характером задания. Задание, как уже говорилось, это техническое обозначение конкретной цели работы. Оно, к примеру, может звучать так: выкопать траншею глубиной 0,5 метра и длиной 3 метра за 8 часов. Задание может быть гораздо более сложным, например, адаптировать программу Exel под Windows-98. Для его выполнения потребуется программист высочайшего класса, который проявляет в работе не только те знания, которые получил в вузе, но и нечто гораздо большее, что пришло к нему с талантом, опытом, самообразованием.
Престиж одного и того же вида занятия или профессии может меняться во времени. К примеру, дворник до революции и сейчас - вещи совершенно разные. Раньше это был уважаемый всеми человек в белом фартуке, к которому можно было обращаться разве только что на <вы>. Он следил не только за чистотой, но и за порядком во дворе. Сегодня это малопрестижная профессия. Дворник одет как придется, во дворе его никто не знает и мало кто признает. Он равнодушен к своему делу, и люди равнодушны к нему. Он мало за что отвечает и получает не в пример меньше своего дореволюционного коллеги.
Одной из форм социальной стратификации является политическая стратификация. Наиболее важное измерение политической стратификации - власть.
Политическая власть - это подчинение отдельных индивидов и групп людей (больших и малых) единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, образовательное и т.д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, гендерное)1.
Одной из важных интегральных характеристик власти является ее эффективность (степень выполнения властью своих задач и функций). Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный). В научный оборот термин <легитимность> ввел немецкий политолог М. Вебер (1864-1920). Вебер различал три типа легитимности власти: харизматическую, традиционную и легальную.
Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) - экстраординарная способность, свойства, качества государственного деятеля, политического лидера, выделяющие его не только из общей массы людей, но и из политических <верхов>. Харизматическая власть основана на слепой преданности лидеру, которому приписывают особые качества. Сталин, Ленин, Хомейни, Ганди - пример харизматических лидеров.
Традиционная власть покоится на авторитете нравов и обычаев, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная власть отличается прочностью благодаря институту наследования власти монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
Легальная (рационально-бюрократическая) власть основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, которым следуют не только управляемые, но и управляющие.
Описанные типы легитимности в чистом виде встречаются редко. В реальной политической практике власть представляет собой различные комбинации идеальных типов.
Тему политической власти развивают теории политических элит. Основоположниками теории являются В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941) и Р. Михельс (1876-1936). В. Парето называл элитой совокупность индивидов, которые <свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени>. Согласно Парето, элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Элита существует в любом обществе и при любом политическом строе. Моска развивал представление о том, что <во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации до наиболее развитых и могущественных) существует два класса людей - класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым:>1
Моска дал понятие политического класса, определил его качества, условия доступа в него, способы закрепления власти политического класса и его обновления и т. д.
Р. Миллс открыл <железный закон олигархии>, управляющий всеми социальными организациями. По мнению американского политолога Р. Миллса, правящая элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Миллс утверждал, что во властвующую элиту входят главы крупнейших корпораций, политические лидеры и военное руководство. Наконец, внизу пирамиды находятся те, кто составляет <массовое общество> - политически аморфное и безвластное большинство населения страны.
Гвидо Дорсо, развивая идеи Миллса, предположил, что общество можно разделить всего лишь на две части - правящий класс (политические, интеллектуальные и экономические лидеры) и управляемые классы, составляющие большинство населения. Как только первый замыкается сам в себе и служит собственной выгоде, в среде вторых возрастают степень социальной напряженности и готовность к революции.
Политический класс - это по существу часть правящего класса, отвечающая за текущее управление страной, или <правящий кабинет>, наконец, <технический инструмент> правящего класса. Последний как бы парит над политическим классом и наблюдает за тем, чтобы тот эффективно осуществлял свои функции, а в случае надобности - реформирует его состав. Таким образом, политический класс, согласно Г. Дорсо, - подчиненный правящему классу элемент. Если политический кабинет правящего класса не подчиняется ему и неэффективен в своих действиях, то это может свидетельствовать только об одном - весь правящий класс находится в состоянии глубокого кризиса1.
В свою очередь политический класс раздваивается на 1) правительственный политический класс и 2) оппозиционный политический класс. Залогом политической стабильности общества служит постоянный обмен между этими двумя политическими классами. Выразителями двух ветвей выступают обычно политические партии. Чем их больше в стране, тем шире каналы обмена мнениями между правящим классом и управляемым большинством населения, тем больше возможностей привлекать последнее к участию в политической жизни, тем шире, наконец, рассредоточение власти по разным центрам.
Когда обмен между двумя ветвями одного класса происходит как положено, мы обнаруживаем: 1) обмен ролями между правительственным и оппозиционным классами; 2) обмен личностями между правящим и политическим классами; 3) обмен группами между правящим и управляемыми классами. Концепцию Г. Дорсо можно представить схематически.
Иногда правительственный
Т. Адорно придерживался иных воззрений, сравнивая политический класс с правящим классом и элитой. Он полагал, что термином <политический класс> лучше обозначать намного более узкое меньшинство, нежели элита, которое реально выполняет политические функции управления. Термин <правящий класс> в этом случае будет помещен между элитой и политическим классом: он включает в себя те привилегированные группы, которые, без осуществления политических функций, оказывают влияние и на тех, кто управляет, и на тех, кто подчиняется, либо в силу своего морального авторитета, либо в силу обладания экономической или финансовой властью1 .
В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип - открытые.
Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.
Закрытое общество характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Плебей никогда не станет дворянином, но и аристократу не позволят опуститься до уровня плебса. Иммобильность общества имеет своей оборотной стороной стабильность. В закрытом обществе из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены социальные перемещения, каждый знает свое место в обществе, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми: крестьянин из столетия в столетие остается крестьянином, помещик - помещиком.
Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую формально не ограничены.
Если в открытом обществе, благодаря постоянным перемещениям людей из страты в страту, каждый слой и класс достаточно гетерогенны, разношерстны, то в закрытом обществе они в значительной степени гомогенны. Благодаря тому что из века в век закрытые страты <трамбуются> из одних и тех же людей, благодаря многовековому привыканию к своему социальному положению формируется не только особая психология фатализма, смирения перед своей участью, но и особого рода солидарность с классом и сословием. Корпоративный дух, сословная этика, кодекс чести - эти понятия пришли к нам из закрытого общества.
В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению наверх, те, кто поднимаются наверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политические взгляды класса, к которому они стали принадлежать. Аналогично выглядит поведение тех, чей социальный статус понизился: они становятся более левыми, чем члены страты, к которой они до того принадлежали, но менее левыми по сравнению с членами страты, в которой они оказались. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества1.
Правящий класс и в закрытом, и, что особенно удивительно, в открытом обществе не заинтересован в пополнении своих рядов за счет представителей низших классов. Наследуя состояния и титулы своим детям, элита склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы прежде всего представители среднего и низшего классов. Для них это значительное продвижение по службе и показатель общего жизненного успеха.
Для ограничения инфильтрации снизу высший класс создает множество самых разных барьеров. Первый тип социальных барьеров - административно-правовые. В феодальном обществе каждый человек был юридически записан за определенным сословием, а отношения между сословиями, в том числе брачные, права и обязанности каждого из них регламентировались государственными актами. Второй тип барьеров - религиозные и профессиональные. Примером служит кастовая система в Индии. Кастовое положение человека закреплено индуизмом, согласно канонам которого, люди проживают не одну жизнь. Индивид не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - тем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Кастовый строй уподобляет индийское общество улею с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков.
Третий тип барьеров - образование. Только в период первоначального накопления, характеризующего ранний капитализм, неучи и недоучки могли делать огромные состояния и со временем основывать крупные финансовые династии. Но это исключительные случаи. Типичным режимом восхождения является получение общего среднего и престижного высшего образования. Для попадания в элиту английского общества обязательным считается окончание престижной школы в Итоне, Оксфордского или Кембриджского университетов. В целом чем ниже образование, тем больше препятствий на своем пути встречает индивид.