Социальная стратификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Создателем современной теории стратификации считается Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия, автор фундаментальных трудов <Социальная и культурная динамика> (1937-1941), <Социальная мобильность> (1927), переведенная на русский язык1.

Файлы: 1 файл

Glava_1.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Четвертым типом барьеров являются деньги и собственность. Их отсутствие препятствует продвижению в высший класс. Их наличие предполагает соответствующий уровень и образ жизни, высокопрестижную и высокооплачиваемую должность.

В некоторых обществах в качестве барьеров выступают также раса, пол и возраст. Ранее 35 лет индивид не может баллотироваться в президенты, а до 16 лет он не обладает большинством тех прав (соответственно и обязанностей), которыми наделен взрослый гражданин в цивилизованном обществе. Хотя мужчины и женщины имеют формально равные права для продвижения наверх, реально среди женщин количество руководителей как в политике, так и в экономике, во много раз меньше, чем среди мужчин.

Стратификация, т.е. неравенство в  доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство - исторически первая система  социальной стратификации. Рабство  возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в ХIХ в.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Все высокоразвитые цивилизации (и  это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали с института рабства. Оно основано на завоеваниях. Самый ранний пример высокой цивилизации, основанный на рабстве, являет Шумер. Старинный идеограф, обозначавший здесь врача, переводился так: <человек из чужих земель>. В гомеровские времена рабом называли военнопленного, лишенного какой-либо свободы. По римским законам пленник автоматически становился рабом.

Рабство - более сложное явление, чем это принято думать. В античности термином <раб> обозначали скорее род занятия, нежели статус. Наши предки считали унизительным работать на других. Поступать так означало потерять свободу, стать в каком-то отношении зависимым от этих других. Даже работа за плату считалась недостойной. Латинское слово для обозначения раба <серв> (servus) именовало человека, занимающегося обслуживанием других помимо своей воли. Тогда еще не было работы по контракту. Рабство и принудительные услуги являлись синонимами. Рабство стало рушиться с приходом контрактного труда.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

? При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

? При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина (<говорящим орудием>).

Когда говорят о рабстве как  об историческом типе стратификации, подразумевают  его высшую стадию.

Античное рабство в Древней  Греции и плантационное рабство  в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси Х-ХII вв. - к первой. Различаются источники  рабства: античное пополнялось преимущественно  за счет завоеваний, а холопство  было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае на положении рабов оказывались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Долговое рабство, касавшееся соплеменников, в отличие от военного, не было постоянным. В Древнем Риме отец продавал сына не в рабство, а в услужение (за плату), т.е. внаем, получая за него жалованье. После трех таких <продаж> по закону сын становился свободным. Конечно, и здесь речь идет о принудительном труде. Но то же самое можно сказать о современных трудовых лагерях при тоталитаризме. В подобных случаях рабство не являлось наследственным. Оно называлось индивидуальным, или ненаследственным, рабством. Наследуемым было только рабство завоевательное. Оно относится к групповому, в то время, как долговое - к индивидуальному.

Охота на рабов

Рабский труд в бывшем СССР уже  не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм <Камышовый рай>.

Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченцев. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг. - рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищатся несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям.

Московские новости. 1991. № 42. С. 15.

Специалисты выделяют шесть видов  институционального группового рабства:

1. Женское рабство: из числа завоеванных иноплеменников в живых оставляли только женщин, используя их в качестве жен, наложниц, прислуги.

2. Домашнее рабство: покоренных иноплеменников держали в качестве младших членов семьи.

3. Ремесленное рабство: из покоренного племени отбирали только квалифицированных людей, используя их в качестве рабов-ремесленников, привозивших товары для рынка и тем самым доставлявших хозяину прибыль.

4. Рабство-солдатчина - из покоренного племени отбирали здоровых, умелых, воинственных мужчин, превращая их в <пушечное мясо>.

5. Административное рабство - специально обученный контингент рабов использовался в качестве управляющих имениями.

6. Аграрное рабство: подневольный труд на латифундиях и плантациях. Иначе оно называлось крепостничеством1.

Крепостничество трактуют двояко: 1) как  разновидность рабства, 2) как специфический, более мягкий тип рабства.

Крепостничество, или крепостное право, - это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права. Здесь крепостное право отменено в ходе буржуазных реформ конца XVIII-XIX в. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649 г. В XVIII-XIX вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Крепостное право было отменено в 1861 г.

Хотя понятия рабства и крепостничества похожи, раб и крепостной не одно и то же. Крепостной (serf) обладает не только обязанностями, но и правами. В отличие от них рабы, в частности в Риме, были лишены всех прав. В других странах наделение рабов правами зависело от желания рабовладельца, а права крепостного устанавливались законом. Крепостной владел собственностью, мог жениться и завести семью. Так формировалась наследственная страта крепостных.

Рабство означало принудительный труд в любой сфере экономики, а  крепостничество - только в сфере  сельского хозяйства. Крепостной - подчиненный кому-то крестьянин. Раб - личная собственность господина. Он - чаще всего иностранец. Крепостной - из местных. Рабовладелец мог продать своего раба, но европейский феодал, по мнению Е.Бергеля, не мог продать крепостного. Как правило, он продавал землю вместе с крестьянами, если, конечно, разорялся.

Теоретически крепостничество - менее  мучительная форма зависимости. Но так было не всегда. Судьба раба зависела от субъективного расположения к  нему господина. Последний, по желанию, мог облегчить положение раба. Но феодал не мог облегчить положение своих крестьян, поскольку оно регулировалось общим для всех законодательством. Таким образом, рабство - система личных отношений, а крепостничество - юридических. Те и другие строились на отношениях зависимости.

Статус крепостного  предписывается, наследуется от родителей и передается детям. Крепостные составляли самостоятельную страту. Сменялись династии королей и роды феодалов, завоевывались и отвоевывались страны, но положение крепостного не изменялось. Он оставался крепостным, как и земля, с которой он был связан.

Как и рабство, кастовый строй характеризует  закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий  строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Так, у народа Фульбе в Западной Африке выделяются группы-касты мастеров по металлу, по дереву, горшечников, кожевников, ткачей и мастеров <словесного и музыкального ремесла> - гриотов1. Таким образом, термин <кастовая система> применим не только к Индии, являющей классический пример кастового общества, но и к другим странам, где существуют иерархически ранжированные группы людей.

Между историками нет единства во мнении о том, на основе какой стратификационной системы возникла кастовая стратификация. Одни полагают, что касты возникли на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры. Другие утверждают, что кастовая система Индии - всего лишь модификация более ранней сословной системы, возникшей в этой стране. Если быть точным, полагает Е.Бергель, то в Индии, кастовая система возникла уже после того, как здесь появилась сословная система. Четыре главные касты соответствуют четырем сословиям. Кастовая система сформировалась после завоевания Пенджаба, когда индо-арианцы не смогли защитить южную Индию.

Первая сословная система возникла в конце неолитического и в  начале железного века. По своей  структуре она напоминала кастовую с четырьмя варнами: аристократия, священники, простые люди, зависимые. Этот костяк оставался долгое время неизменным, хотя к нему то и дело добавлялись новые страты, в то же время исчезали старые, например рабство. Неизмененной сохранялась троичная система наследуемых страт: привилегированные, простые и непривилегированные люди. Изменялся круг прав и обязанностей каждой страты. Подобные системы устанавливались силой, но и изменялись они также силой.

Термин <каста> позаимствован из португальского и испанского языков, где он обозначает <расу>, <имидж> и <потомство>. Впервые этот термин использовал португальский путешественник в ХVI в., наблюдавший обычаи индийского общества. В самой Индии используется другое слово - <джати> (jati), обозначающее <расу> или любую другую группу, связанную кровными узами и единством происхождения1.

В современной социологической  литературе касты трактуются следующим  образом.

Каста - группа людей, имеющих особый социальный ранг, характеризуемых общим  происхождением, браком и профессией. Распространенная в Индии, кастовая система берет начало в античности. Каждая каста имеет собственные обычаи, которые диктуют выполнение профессиональных обязанностей, питание, одежду и социальные контакты с представителями других каст.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Каста представляет собой наименьшую эндогамную социальную общность местного населения. Представители каждой касты женятся и выходят замуж только за <своих>. Согласно этой традиции, сексуальные связи женщины с представителями низшей касты караются изгнанием из касты, а половые связи мужчины - снижением социального ранга.

Касты можно рассматривать как  экстремальную форму сословной  системы, полагает Хагопьян1. Каста - это малая группа, имеющая собственное имя, характеризующаяся эндогамией, наследуемым членством, специфическим стилем жизни, который чаще всего подразумевает неукоризненное соблюдение традиций определенного вида занятий2.

Система каст - это на самом деле разветвленная и очень сложная иерархия, образованная сотнями каст, точнее подкаст, в которой только главные касты сохраняют в течение столетий свой статус, а все другие, называемые региональными, могут с течением времени несколько смещаться относительно друг друга. В Индии насчитывается около 3000 каст и более 25000 субкаст, численность которых может варьироваться от нескольких сот человек до нескольких миллионов.

По традиции 3000 каст, или джати, группируются в четыре основные варны (на санскрите слово <варна> обозначает <цвет>):

? брахманы (священники),

? кшатрии (воины),

? вайшьи (купцы),

? шудры (рабочие и крестьяне).

Таким образом, на вершине пирамиды расположены брахманы (священники и  ученые), за ними идут кшатрии (воины  и правители), вайшьи (купцы и фермеры), шудры (ремесленники, рабочие, слуги и рабы). Представители каждой варны, или класса, считаются ритуально загрязненными. Каждая каста соблюдает очистительные ритуалы, совершаемые в случае нарушения профессиональных, пищевых или социальных табу.

Информация о работе Социальная стратификация