Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:49, реферат
Создателем современной теории стратификации считается Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия, автор фундаментальных трудов <Социальная и культурная динамика> (1937-1941), <Социальная мобильность> (1927), переведенная на русский язык1.
Четвертым типом барьеров являются деньги и собственность. Их отсутствие препятствует продвижению в высший класс. Их наличие предполагает соответствующий уровень и образ жизни, высокопрестижную и высокооплачиваемую должность.
В некоторых обществах в качестве барьеров выступают также раса, пол и возраст. Ранее 35 лет индивид не может баллотироваться в президенты, а до 16 лет он не обладает большинством тех прав (соответственно и обязанностей), которыми наделен взрослый гражданин в цивилизованном обществе. Хотя мужчины и женщины имеют формально равные права для продвижения наверх, реально среди женщин количество руководителей как в политике, так и в экономике, во много раз меньше, чем среди мужчин.
Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.
Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в ХIХ в.
Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Все высокоразвитые цивилизации (и это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали с института рабства. Оно основано на завоеваниях. Самый ранний пример высокой цивилизации, основанный на рабстве, являет Шумер. Старинный идеограф, обозначавший здесь врача, переводился так: <человек из чужих земель>. В гомеровские времена рабом называли военнопленного, лишенного какой-либо свободы. По римским законам пленник автоматически становился рабом.
Рабство - более сложное явление, чем это принято думать. В античности термином <раб> обозначали скорее род занятия, нежели статус. Наши предки считали унизительным работать на других. Поступать так означало потерять свободу, стать в каком-то отношении зависимым от этих других. Даже работа за плату считалась недостойной. Латинское слово для обозначения раба <серв> (servus) именовало человека, занимающегося обслуживанием других помимо своей воли. Тогда еще не было работы по контракту. Рабство и принудительные услуги являлись синонимами. Рабство стало рушиться с приходом контрактного труда.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
? При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
? При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина (<говорящим орудием>).
Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.
Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси Х-ХII вв. - к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае на положении рабов оказывались преступники.
На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.
Долговое рабство, касавшееся соплеменников, в отличие от военного, не было постоянным. В Древнем Риме отец продавал сына не в рабство, а в услужение (за плату), т.е. внаем, получая за него жалованье. После трех таких <продаж> по закону сын становился свободным. Конечно, и здесь речь идет о принудительном труде. Но то же самое можно сказать о современных трудовых лагерях при тоталитаризме. В подобных случаях рабство не являлось наследственным. Оно называлось индивидуальным, или ненаследственным, рабством. Наследуемым было только рабство завоевательное. Оно относится к групповому, в то время, как долговое - к индивидуальному.
Охота на рабов
Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм <Камышовый рай>.
Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченцев. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг. - рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищатся несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям.
Московские новости. 1991. № 42. С. 15.
Специалисты выделяют шесть видов институционального группового рабства:
1. Женское рабство: из числа завоеванных иноплеменников в живых оставляли только женщин, используя их в качестве жен, наложниц, прислуги.
2. Домашнее рабство: покоренных иноплеменников держали в качестве младших членов семьи.
3. Ремесленное рабство: из покоренного племени отбирали только квалифицированных людей, используя их в качестве рабов-ремесленников, привозивших товары для рынка и тем самым доставлявших хозяину прибыль.
4. Рабство-солдатчина - из покоренного племени отбирали здоровых, умелых, воинственных мужчин, превращая их в <пушечное мясо>.
5. Административное рабство - специально обученный контингент рабов использовался в качестве управляющих имениями.
6. Аграрное рабство: подневольный труд на латифундиях и плантациях. Иначе оно называлось крепостничеством1.
Крепостничество трактуют двояко: 1) как разновидность рабства, 2) как специфический, более мягкий тип рабства.
Крепостничество, или крепостное право, - это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права. Здесь крепостное право отменено в ходе буржуазных реформ конца XVIII-XIX в. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649 г. В XVIII-XIX вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Крепостное право было отменено в 1861 г.
Хотя понятия рабства и крепост
Рабство означало принудительный труд в любой сфере экономики, а крепостничество - только в сфере сельского хозяйства. Крепостной - подчиненный кому-то крестьянин. Раб - личная собственность господина. Он - чаще всего иностранец. Крепостной - из местных. Рабовладелец мог продать своего раба, но европейский феодал, по мнению Е.Бергеля, не мог продать крепостного. Как правило, он продавал землю вместе с крестьянами, если, конечно, разорялся.
Теоретически крепостничество - менее мучительная форма зависимости. Но так было не всегда. Судьба раба зависела от субъективного расположения к нему господина. Последний, по желанию, мог облегчить положение раба. Но феодал не мог облегчить положение своих крестьян, поскольку оно регулировалось общим для всех законодательством. Таким образом, рабство - система личных отношений, а крепостничество - юридических. Те и другие строились на отношениях зависимости.
Статус крепостного предписывается, наследуется от родителей и передается детям. Крепостные составляли самостоятельную страту. Сменялись династии королей и роды феодалов, завоевывались и отвоевывались страны, но положение крепостного не изменялось. Он оставался крепостным, как и земля, с которой он был связан.
Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Так, у народа Фульбе в Западной Африке выделяются группы-касты мастеров по металлу, по дереву, горшечников, кожевников, ткачей и мастеров <словесного и музыкального ремесла> - гриотов1. Таким образом, термин <кастовая система> применим не только к Индии, являющей классический пример кастового общества, но и к другим странам, где существуют иерархически ранжированные группы людей.
Между историками нет единства во мнении о том, на основе какой стратификационной системы возникла кастовая стратификация. Одни полагают, что касты возникли на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры. Другие утверждают, что кастовая система Индии - всего лишь модификация более ранней сословной системы, возникшей в этой стране. Если быть точным, полагает Е.Бергель, то в Индии, кастовая система возникла уже после того, как здесь появилась сословная система. Четыре главные касты соответствуют четырем сословиям. Кастовая система сформировалась после завоевания Пенджаба, когда индо-арианцы не смогли защитить южную Индию.
Первая сословная система
Термин <каста> позаимствован из португальского и испанского языков, где он обозначает <расу>, <имидж> и <потомство>. Впервые этот термин использовал португальский путешественник в ХVI в., наблюдавший обычаи индийского общества. В самой Индии используется другое слово - <джати> (jati), обозначающее <расу> или любую другую группу, связанную кровными узами и единством происхождения1.
В современной социологической литературе касты трактуются следующим образом.
Каста - группа людей, имеющих особый социальный ранг, характеризуемых общим происхождением, браком и профессией. Распространенная в Индии, кастовая система берет начало в античности. Каждая каста имеет собственные обычаи, которые диктуют выполнение профессиональных обязанностей, питание, одежду и социальные контакты с представителями других каст.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Каста представляет собой наименьшую эндогамную социальную общность местного населения. Представители каждой касты женятся и выходят замуж только за <своих>. Согласно этой традиции, сексуальные связи женщины с представителями низшей касты караются изгнанием из касты, а половые связи мужчины - снижением социального ранга.
Касты можно рассматривать как экстремальную форму сословной системы, полагает Хагопьян1. Каста - это малая группа, имеющая собственное имя, характеризующаяся эндогамией, наследуемым членством, специфическим стилем жизни, который чаще всего подразумевает неукоризненное соблюдение традиций определенного вида занятий2.
Система каст - это на самом деле разветвленная и очень сложная иерархия, образованная сотнями каст, точнее подкаст, в которой только главные касты сохраняют в течение столетий свой статус, а все другие, называемые региональными, могут с течением времени несколько смещаться относительно друг друга. В Индии насчитывается около 3000 каст и более 25000 субкаст, численность которых может варьироваться от нескольких сот человек до нескольких миллионов.
По традиции 3000 каст, или джати, группируются в четыре основные варны (на санскрите слово <варна> обозначает <цвет>):
? брахманы (священники),
? кшатрии (воины),
? вайшьи (купцы),
? шудры (рабочие и крестьяне).
Таким образом, на вершине пирамиды расположены брахманы (священники и ученые), за ними идут кшатрии (воины и правители), вайшьи (купцы и фермеры), шудры (ремесленники, рабочие, слуги и рабы). Представители каждой варны, или класса, считаются ритуально загрязненными. Каждая каста соблюдает очистительные ритуалы, совершаемые в случае нарушения профессиональных, пищевых или социальных табу.