Социальная стратификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Создателем современной теории стратификации считается Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия, автор фундаментальных трудов <Социальная и культурная динамика> (1937-1941), <Социальная мобильность> (1927), переведенная на русский язык1.

Файлы: 1 файл

Glava_1.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Те, кто загрязнен благодаря  своему занятию в наибольшей степени, находится ниже последней варны  и называется <неприкасаемыми> (современные  названия: Harijans, или ). Поэтому неприкасаемые  стоят в системе стратификации  на особом месте - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. численность касты неприкасаемых равнялась 55,3 млн человек.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все  больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Касты возникли в то время, когда  не было городов или они только зарождались. Члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые погребению) в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.

Касту в течение многих веков  определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снабжали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обеспечивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготовляли в обмен на продукты утварь, одежду, украшения; члены низших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы животных, обдирали их и изготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюдением всех кастовых предписаний.

Каждый ремесленник, как и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если эти семьи принадлежали к высоким кастам, то ремесленник  считался членом более высокой подкасты - группы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить связывала семьи обслуживаемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят - выборное правление касты - и привлекал виновных к самой строгой ответственности. Панчаят, элемент формальной организации, служит отличительной чертой кастовой системы. В сословной системе только высшие страты имеют эффективную формальную организацию, у низших сословий она практически отсутствует. Напротив, в кастовой системе каждая каста имеет свой административный орган управления. Если в сословной системе стратификации хорошо организованы лишь высшие сословия, то в кастовой это можно сказать буквально обо всех стратах.

Связывая людей сотнями нерасторжимых  уз, каста превращалась в замкнутый  социальный организм, который мало изменялся в течение столетий. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, упорядоченность  и смысл жизни. Будучи членом определенной касты, индиец обладает рядом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны всей касты, на ее участие в семейных праздниках и событиях1.

Загрязнение и очищение - ключевые понятия в кастовой системе. Оба понятия базируются на вере индусов в то, что каждая каста может сохранить свой статус только при условии жесткого регулирования контактов с представителями других каст или объектами, которые могут быть нечистыми в ритуальном смысле. Как полагает М. Хагопьян, понятие чистоты и оскверненности наиболее ярко отличает кастовую систему Индии от сословной системы Западной Европы2.

Представление о телесной и пищевой  чистоте появилось еще в ранней санскритской литературе. В ранних брахманских циклах уделялось большое  внимание физической гигиене и пищевым ограничениям. Чистота и ограничения позволяли достичь высоких духовных целей и самопознания. Они являлись обязательным моментом переселения души (transmigration, реинкарнация). В дополнение к тому позже появился запрет убивать животных, первым среди которых была корова, если это не делается со священными целями, но предпринимается ради продажи.

Индуистская доктрина кармы и реинкарнации устанавливает серию уровней  чистоты сверху вниз от высшей касты  браминов через низшую касту шудр до внекастовой страты неприкасаемых. Таков религиозный фундамент крайне ограниченной социальной мобильности, резко отличающей кастовую систему от сословной: отдельному индивиду практически невозможно подняться сверху вниз.

Кастовая чистота должна соблюдаться потому, что некоторые профессии связаны с нарущением священных табу, в частности, кожевники и сапожники, использующие кожу убитых коров для целей продажи, а также воины и охотники, участвующие в убийстве людей или животных.

Что воспрепятствовало возникновению кастовой системы в Европе? Прежде всего христианское учение о равенстве всех людей перед Богом. Кроме него немалое значение имели два других фактора: достижимость высших статусов и практика целибата (безбрачия), существующая среди высшего сословия - священников, позволившая им сохраниться в качестве носителей высокой культуры и быть недоступной для новобранцев на манер касты1.

Формой стратификации, предшествующей классовой, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в  Европе с IV по ХIV в., люди разделялись на сословия.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Термин estate (`etat) официально употреблялся в дореволюционной Франции, обозначая высшую страту. Сходная ситуация сложилась в других странах Европы. В Британии с конца XVIII в. в ходу был термин order.

В появлении сословий огромную роль сыграли опять же завоевания, начавшиеся еще в неолитическую эпоху - эпоху, когда было изобретено колесо. Мирные землевладельцы оказались беззащитными перед неожиданно нагрянувшей на них хорошо вооруженной конницей кочевников. Кочевники-завоеватели постепенно оседали на покоренных землях и превращались в высшее сословие, управлявшее закрепощенными земледельцами.

Со временем на этих территориях  возникли четыре страты: короли и высшая аристократия; низшее дворянство и  военные генералы; священники; простые  люди. Статус священника мог быть, а  мог и не быть наследуемым. Экономической  опорой групповой стратификации выступала собственность на землю, которая зависела от статуса владельца, но не наоборот. Размер владения зависел от места той или иной страты в военной иерархии. Крупными землевладельцами становились лишь те, кто являлся крупными военачальниками. Солдаты превращались в мелких независимых землевладельцев.

В нижней части социальной лестницы располагались беззащитные крестьяне. Их статус, как и статус илотов в  Спарте, зависел от того, как они  относились к завоевателям. В истории  рабами становились целые племена, на которых возлагались те или иные трудовые повинности, например заготовливать лес для кораблей. Захватчики тянулись к земле как неиссякаемому источнику доходов, но никто из них не желал трудиться на ней. Покоренные земледельческие племена часто лишались всех прав и становились рабами, но иногда они сохраняли часть прав и превращались в крепостных-сервов. В эпоху Каролингов колоны были свободными в том смысле, что могли жениться и владеть частью имущества, но не имели права покидать землю. В их обязанности входили полевые и ручные работы. В первом случае они три дня в неделю трудились на феодала, во втором - занимались иными работами: строительством, разгрузкой, транспортировкой, сбором плодов. По мере развития общества сложился круг постоянных работ, за выполнением которых закреплялось зависимое население. Строительство (жилые дома, замки, фортификация, дороги), домашние работы, ремесла приобрели разный статус и постепенно стали наследственными. Разделение общественного труда завершилось появлением различных страт.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения  и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV-ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х-ХIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого  сословия определялись юридическим  законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его  статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась и в современной Англии.

В своем классическом трехчастном виде сословная система в Западной Европе оформилась приблизительно около тысячного года. Христианское общество описывалось по тройной схеме: священники, воины, крестьяне. Трехчастная схема символизировала триединство божественной сущности и основанную на ней социальную гармонию. С одной стороны, она была призвана закрепить подчиненность трудящихся двум другим классам, с другой - делала воинов защитниками церкви и религии, подчиняя их тем самым священникам. В позднее средневековье во Франции эта схема ляжет в основу деления на духовенство, дворянство и третье сословие.

Со второй половины XII в. трехчастная  схема общества разрушается и  уступает место более сложной  и гибкой схеме. Трехчастное общество сменяется обществом , т.е. категорий, определяемых по социально-профессиональному положению. Их число могло варьироваться. Гонорий Августодунский сравнивал общество с церковью, колоннами которой служат епископы, витражами - магистры, сводом - князья, черепичной крышей - рыцари, вымощенным полом - народ, поддерживающий и питающий своим трудом весь христианский мир.

В XIII в. саксонский популярный проповедник-францисканец Конрад отождествлял алтарь с Христом, башни - с папой и епископами, хоры - с ириками, неф - с мирянами. Тогда же Бертольд Регенсбургский различал 10 социальных классов, соответствующих 10 чинам ангельским. Немецкий сборник проповедей, составленный около 1220 г., перечисляет 28 : 1) папа; 2) кардиналы; 3) патриархи; 4) епископы; 5) прелаты; 6) монахи; 7) крестоносцы; 8) послушники; 9) странствующие монахи; 10) секулярные священники; II) юристы и медики; 12) студенты; 13) странствующие студенты; 14) монахини; 15) император; 16) король; 17) князья и графы; 18) рыцари; 19) дворяне; 20) оруженосцы; 21) бюргеры; 22) купцы; 23) розничные торговцы; 24) герольды; 25) крестьяне послушные; 26) крестьяне мятежные; 27) женщины 28) братья-проповедники. По существу, это были две параллельные иерархии клириков и мирян, возглавляемые соответственно папой и императором1.

Картина расположенных друг над  другом вытесняется изображением , идущих друг за другом. Разрушение трехчастной схемы общества было связано с расцветом городов в XI-XIII вв., который, как мы убедились, в свою очередь следует рассматривать в контексте роста общественного разделения труда. Трехчастная система дала трещину одновременно с системой <семи свободных искусств> тогда же, когда были наведены мосты между дисциплинами гуманитарными и техническими. Городская стройка была перекрестком, где разрушалось трехчастное общество и где вырабатывался новый его образ.

Завершением признания было включение  их в практику исповеди и покаяния. Учебники для исповедников XIII в., определяя  грехи и спорные случаи, стали  в конце концов каталогизировать грехи по социальным классам. Каждому  отводились собственные грехи и пороки. Моральная и духовная жизнь социализировалась по законам общества .

Иоанн из Фрейбурга в книге <Исповедальное> распределяет грехи по 14 pyбрикам-; 1) епископы и прелаты; 2) клирики и  владельцы бенефициев; 3) священники приходские, викарии и исповедники; 4) монахи; 5) судьи; 6) адвокаты и прокуроры; 7) медики; 8) доктора и магистры; 9) князья и прочие дворяне; 10) супруги; 11) купцы и буржуа; 12) ремесленники и работники; 13) крестьяне; 14) <пахари> ().

Сословная система просуществовала более 5000 лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII века не было другой системы, способной бросить вызов сословной. По мере того как новая система набирала силу, старая, сословная, система быстро сходила на нет. За короткий срок - всего за 150 лет - она почти везде исчезла.

В эволюции сословной системы специалисты, в частности Е.Бергель2, выделяют несколько исторических этапов. Великое  переселение народов началось во II в. н.э. Этой датой обозначается первый период развития сословной системы в Европе. Переселение народов послужило причиной дезурбанизации Римской империи. Второй период отмечен господством франков, третий - становлением феодализма, а четвертый знаменует современную эпоху. Так, нынешняя Англия представляет собой смесь сословной и кастовой систем. С исчезновением всех форм крепостничества нижняя часть сословной иерархии стала разрушаться. В результате верхние этажи системы стратификации в Англии представлены сословиями, а нижние - классами, одна ее часть отражает прошлое, а другая - настоящее. Но строго говоря, осталось лишь одно сословие - аристократия, которая стратифицируется согласно титулам. Его общая численность - около 800 семей, главы которых являются членами Палаты лордов. В 1950 г. это 26 герцогов, 38 маркизов, 138 графов, 99 виконтов, 453 барона. Титулы наследуемы, но ими владеют только главы семейств.

Британская аристократия считается  относительно молодой. Только 2% аристократов восходят своими корнями к 1485 г., 6% - к 1689 г., более половины - к 1906 г. В свое время война Красной и Белой Розы разрушила старые фамилии. Иначе говоря, возраст этой структуры около тысячи лет, хотя состав ее все время менялся.

Низшее дворянство Англии включает два ранга: баронетов и рыцарей. Оба ранга имеют один общий  титул - сэр. Но баронетство наследуемо, а титул рыцаря умирает вместе с его обладателем. Иных привилегий у носителей этих титулов нет. Термин <джентри> обозначает мелкопоместное дворянство. Ниже находятся простые люди, не обладающие никакими групповыми привилегиями, равные перед законом. Из них формируется классовая система стратификации британского общества.

Информация о работе Социальная стратификация