Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:50, реферат

Описание работы

Цель данного квалификационного исследования – рассмотрение правового регулирования социальной защиты инвалидов, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере. Объект исследования – общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов. Предмет исследования – нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации социальной защиты инвалидов. Задачи исследования:
- определить правовое регулирование социальной защиты инвалидов;
- охарактеризовать порядок установления инвалидности и оформление индивидуальной программы реабилитации;
- представить характеристику обеспечения жизнедеятельности инвалидов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
6
1.1. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов 6
1.2. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в социальной защите инвалидов 13
1.3. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости
19
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
33
2.1. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание
33
2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов 39
2.2. Иные виды материального обеспечения инвалидов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
54

Файлы: 1 файл

Социальная защита инвалидов Самохин.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Социальная защита инвалидов

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

6

1.1. Правовое регулирование  социальной защиты инвалидов

6

1.2. Индивидуальная программа  реабилитации инвалидов и ее значение в социальной защите инвалидов

13

1.3. Обеспечение доступа  инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости

 

19

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ИНВАЛИДОВ

 

33

2.1. Обеспечение инвалидов  жильем и компенсация расходов  на его содержание

 

33

2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов

39

2.2. Иные виды материального  обеспечения инвалидов

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

54


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения1.

Государство гарантирует  инвалидам возможность получения  социального обеспечения  на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Для права социального обеспечения инвалидность является прежде всего самостоятельным юридическим фактом, порождающим, как правило, в совокупности с другими обстоятельствами право на получение того или иного социального предоставления.

Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 8,9 млн. инвалидов, в 2001 году, по данным Госкомстата РФ, на территории России проживало свыше 10 млн. инвалидов2, в 2012 году количество инвалидов составило 13 млн. инвалидов, что составляет 9,2% от общей численности населения страны3.  Минздравсоцразвития обеспокоено: ежегодно количество инвалидов увеличивается на 1 млн человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин. А к 2015 г. количество инвалидов превысит 15 млн человек. Ведомство считает такую ситуацию недопустимой: это — в терминах Минздрава — уже вопрос национальной безопасности4.

Система гарантированных  государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия  для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества представляет собой понятие социальной защиты инвалидов.

Серьезные изменения  в правовом регулировании в отношении определения статуса инвалида произошли в России в 2010 году.

С 1 января 2010 г. российское законодательство вновь, как  это было до 1 января 2004 г., вернулось  к установлению трудовых пенсий исходя из группы инвалидности, а не степени  ограничения способности к трудовой деятельности5.

Социальная защита и  поддержка инвалидов обеспечиваются государством на двух уровнях: федеральном  и региональном. Государство исходя из уровня инфляции в стране постоянно  осуществляет индексацию пенсий, ежемесячных  денежных выплат, но остается практически без изменения необходимая для обеспечения помощи инвалидам, компенсационная выплата на уход.

Учитывая остроту проблемы, связанную с современным положением российских инвалидов, целевой установкой социальной политики государства на современном этапе является повышение уровня и качества жизни данной категории граждан, совершенствование спектра условий их жизнедеятельности. Однако реальные социальные и экономическими процессы, происходящие в нашем обществе привели к ухудшению обстановки в социальной сфере. В связи с чем правовое регулирование и реализация мер социальной защиты инвалидов продолжает оставаться актуальным и  вызывает необходимость ее анализа и оценки.

Цель данного квалификационного  исследования  – рассмотрение правового регулирования социальной защиты инвалидов, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере.

Объект исследования – общественные отношения в сфере  социальной защиты инвалидов.

Предмет исследования –  нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации социальной защиты инвалидов.

Задачи исследования:

- определить правовое  регулирование социальной защиты  инвалидов;

- охарактеризовать порядок  установления инвалидности и  оформление индивидуальной программы реабилитации;

- представить характеристику  обеспечения жизнедеятельности  инвалидов;

- выделить меры материального  обеспечения инвалидов предоставляемые  в соответствии с федеральным  законодательством и в соответствии  с законодательством Волгоградской области;

- выделить основные  формы социального обслуживания  инвалидов и их отличительные  черты;

- привести проблемы  реализации норм права в системе  социальной защиты населения  и возможные пути их решения.

Структура выпускной  квалификационной работы: введение две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

 

ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов


 

В ст. 2 Закона о социальной защите инвалидов указывается что, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Определение смыслового наполнения понятия "социальная защита", обозначаемого нормами правовых актов, имеет не только научное, но и  практическое значение прежде всего  в рамках:

- различного рода предоставлений, осуществляемых государством в  отношении определенных социальных  групп;

- функционирования систем  органов и организаций;

- определения предмета и обозначения  наименования структурной составляющей  системы права.

Поскольку Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то термином "социальная защита" могут охватываться мероприятия в области социального обеспечения, здравоохранения, образования и т.д6.

Определение смыслового наполнения понятия "социальная защита" представляется также важным в рамках функционирования организационного механизма в части  распределения соответствующих  полномочий, установления ответственности - наличие ранее определенных систем органов и организаций в различных сферах деятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты). В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, их функциональной направленности к органам и организациям в области социальной защиты следует относить органы и подведомственные им организации в области социального развития, продуцируя тем самым функционирование двух подсистем (здравоохранения и социального развития)7.

Следует выделить три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социальной защиты инвалидов.

1-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной  особенностью данного этапа является  принятие Конституции Российской Федерации, оформившей начало формирования объективно новой нормативной базы во всех отраслях общественных отношений, законодательное закрепление вопросов здравоохранения, образования. В 1995г. с принятием Федерального закона "О социальной защите инвалидов", а также законов о социальном обслуживании, по сути дела, была сформирована законодательная база в области социальной защиты инвалидов.

2-й этап: 1997 - 2001 гг. На данном  этапе осуществляется формирование  пенсионного и трудового законодательства, законодательно закрепляются основные  начала положения детей (в том  числе детей-инвалидов).

3-й этап: 2002 - 2008 гг. Регламентация  отношений в области социальной  защиты инвалидов в наибольшей  степени была обусловлена происходящими  переменами в организации публичной  власти (централизация власти, реформа  местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти)8.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О социальной защите инвалидов"9  (далее закон социальной защите инвалидов) - законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации10, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Инвалидность, исходя из ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". представляет собой такое нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает необходимость социальной защиты такого субъекта.

Инвалидность в социологии трактуется как социальная недостаточность, т.е. такие социальные последствия нарушения здоровья индивида, при которых он полностью или частично не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (исходя из пола, возраста, социального и культурного положения).11

В сущности на основе определений  инвалидности отметим, что оно всегда связано с ограничением жизнедеятельности, которое может выражаться в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Согласно ст. 1 Закона о социальной защите инвалидов - инвалид - лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения  жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

В связи с определенными ограничениями в жизнедеятельности. инвалид ограничен и возможности прежде всего обеспечения себя лично, на равнее со здоровыми людьми (а во многих случаях это могло быть по другому при других социально правовых и экономических условиях в нашей стране) и в этом аспекте инвалидность имеет значение в первую очередь для пенсионного обеспечения, поскольку является основанием предоставления пенсии по инвалидности. основными нормативными актами в данной сфере являются: Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации12, Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ  "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»13, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"14, Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"15

Инвалидность является основанием получения ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Согласно ст. 5 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"16 инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. На основе этих примеров можно сделать вывод, что инвалидность имеет важное значение в самых различных институтах права социального обеспечения, а также в подотрасли пенсионного права.

Информация о работе Социальная защита инвалидов