Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:50, реферат

Описание работы

Цель данного квалификационного исследования – рассмотрение правового регулирования социальной защиты инвалидов, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере. Объект исследования – общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов. Предмет исследования – нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации социальной защиты инвалидов. Задачи исследования:
- определить правовое регулирование социальной защиты инвалидов;
- охарактеризовать порядок установления инвалидности и оформление индивидуальной программы реабилитации;
- представить характеристику обеспечения жизнедеятельности инвалидов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
6
1.1. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов 6
1.2. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в социальной защите инвалидов 13
1.3. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости
19
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
33
2.1. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание
33
2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов 39
2.2. Иные виды материального обеспечения инвалидов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
54

Файлы: 1 файл

Социальная защита инвалидов Самохин.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Оплата мероприятий индивидуальной программы реабилитации может производиться несколькими способами:

- за счет средств, выделенных  из бюджета на цели федеральной  базовой программы реабилитации  инвалидов (т.е. бесплатно для  самого инвалида);

- за счет самого инвалида;

- за счет третьих лиц (например, за счет благотворительного фонда, за счет работодателя и пр.).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Это означает, что сам  инвалид вправе решить, желает ли он реализации тех или иных мероприятий. Он вправе отказаться от отдельных реабилитационных мероприятий или же от реализации программы в целом.

Инвалид вправе заявить о своем  отказе лично или через своего представителя (законного представителя  или представителя по доверенности). Инвалид вправе аннулировать свой отказ, составив новое заявление о предоставлении технического средства реабилитации.

Отказ инвалида от индивидуальной программы  в целом или от реализации отдельных  ее частей освобождает соответствующие  органы и организации от ответственности  за ее исполнение. При этом свое право на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно, инвалид не приобретает (см. ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов).

Анализ норм законодательства Российской Федерации показывает, что  ответственность в части реализации ИПР в большинстве своем наступает  не за реализацию ИПР в целом, а  за осуществление отдельных реабилитационных мероприятий в рамках ИПР (медицинские, образовательные услуги), в большинстве своем - гражданско-правовая.

Нормы ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" неслучайно имеют бланкетный характер, так как нормативные правовые акты соответствующих отраслей права предусматривают различные виды ответственности.

В рамках реализации ИПР  следует выделить следующие правонарушения:

1) дисциплинарные проступки  - неисполнение или ненадлежащее  исполнение работником по его  вине возложенных на него трудовых  обязанностей (ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации);

2) деликты - гражданско-правовые  правонарушения:

- продажа товара надлежащего  качества (ст. ст. 18 - 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей")

- нарушение сроков выполнения  работы (оказания услуги) (ст. 28  Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");

- наличие недостатков выполненной  работы (оказанной услуги) (ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");

3) административные проступки:

- неисполнение родителями или  иными законными представителями  несовершеннолетних обязанностей  по содержанию и воспитанию  несовершеннолетних (ст. 5.35  КоАП РФ);

- отказ в предоставлении гражданину  информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

- нарушение прав инвалидов в  области трудоустройства и занятости  (ст. 5.42 КоАП РФ);

- нарушение законодательства в  области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

- административные правонарушения  в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ);

4) преступления:

- причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ);

- причинение тяжкого вреда здоровью  по неосторожности (ст. 118 УК РФ);

- оставление в опасности (ст. 125 УК РФ);

- незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ);

- нарушение равенства прав и  свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ);

- отказ в предоставлении гражданину  информации (ст. 140 УК РФ);

- неисполнение обязанностей по  воспитанию несовершеннолетнего  (ст. 156 УК РФ);

- нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ);

- халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо отметить, что в рамках наступления определенных видов  ответственности существует презумпция возникновения обязательств вследствие причинения вреда (глава 59 ч. 2 ГК РФ):

- возмещение вреда, причиненного  жизни или здоровью гражданина (§ 2 главы 59 ГК РФ);

- возмещение вреда,  причиненного вследствие недостатков  товаров, работ или услуг (§ 3 главы 59 ГК РФ);

- компенсация морального  вреда (§ 4 главы 59 ГК РФ).

Правовые нормы при обозначении осуществления конкретных мероприятий в соответствии с ИПР оперируют понятиями "реализация" и "исполнение", в связи с чем принципиально важным при обозначении конкретного состава правонарушения представляется выявление соотношения их смыслового наполнения.

Не стоит забывать о том, что Федеральное медико-биологическое  агентство организует оказание государственных  услуг в сфере реабилитации26, что на деле подразумевает под собой реализацию или исполнение, а изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан может осуществляться индивидуальными предпринимателями.

В перечень предполагаемых составов правонарушений в данной связи  могут входить:

- неисполнение и (или)  ненадлежащее исполнение ИПР;

- ненадлежащая реализация  ИПР;

- отказ от исполнения (реализации) ИПР.

Основным объектом правонарушения следует считать общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности реализовать ИПР.

Объективная сторона  состава правонарушения выражается в неправомерном (необоснованном) отказе (действие или бездействие) от реализации ИПР.

Субъектами данного  правонарушения могут быть должностное лицо, организация независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальный предприниматель.

С субъективной стороны  состав правонарушения характеризуется  виной в форме прямого или  косвенного (при уголовно-правовой квалификации) умысла.

Принимая во внимание тяжесть наступивших последствий, в данном случае должно производиться  отграничение правонарушений (административных и уголовных). Уголовная ответственность  должна наступать, если совершение правонарушения повлекло за собой установление инвалидности без указания срока освидетельствования.

В качестве санкций предлагаются:

- за административный  проступок: штраф, дисквалификация,  административное приостановление  деятельности;

- за преступление: лишение  свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью27.

 

1.3. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости.

 

 Обеспечение  беспрепятственного доступа инвалидов  к объектам социальной инфраструктуры (ст.15 закона о социальной защите инвалидов) - органы власти создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа (поручни, специальные съезды, места парковки и т.д.) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Так, иск прокурора, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района, об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации удовлетворен правомерно, так как статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры28.

Инвалидам со стороны  государства гарантируется право  на получение необходимой для  них информации. Для реализации этого  права согласно Указу Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов", а также Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры"29:

- предусматриваются при  формировании бюджетных заявок  средства для организации скрытого  субтитрирования общественно значимых, информационных и других телепрограмм, в том числе освещающих проблемы социальной интеграции инвалидов в общество;

- принимаются меры  по развитию сурдоперевода разножанровых  общественно значимых и информационных  телепрограмм для инвалидов с  нарушением слуха, выпуску кино- и видеопродукции с субтитрами, подготовке теле- и радиопрограмм публицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительной направленности, адресованных инвалидам, и программ по заявкам инвалидов;

- предусматриваются ежегодное выделение в пределах бюджетных ассигнований организациям, осуществляющим информационное обеспечение инвалидов, необходимых средств на поддержку периодических печатных изданий для инвалидов, а также принятие мер по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля;

- оказывается помощь  в получении услуг по сурдопереводу,  предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

- приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, производится за счет средств, выделяемых из: федерального бюджета - для федеральных образовательных учреждений и библиотек; бюджета субъектов Российской Федерации - для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений; бюджета муниципального образования - для муниципальных библиотек.

Кроме того, за счет федерального бюджета осуществляется обеспечение  выпуска литературы для инвалидов  по зрению30.

Если предусмотренное  индивидуальной программой реабилитации право на получение услуг по сурдопереводу реализовано инвалидом за счет собственных средств, то ему выплачивается компенсация в размере понесенных расходов. Однако эта сумма не может превышать стоимости этих услуг, предоставляемых организацией, отобранной органом ФСС, исходя из количества часов сурдоперевода и периода их предоставления (т.е. 40 часов сурдоперевода в 12-месячном периоде).

Выплата инвалиду компенсации  осуществляется путем безналичного расчета. Денежные средства перечисляются органом ФСС путем почтового перевода или на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (по желанию инвалида)31.

Общение служит одним  из важнейших источников информации. Отсутствие возможности общаться вербально  побуждает людей искать альтернативные методы общения. Для инвалидов, страдающих потерей зрения, голоса или слуха, таким альтернативным средством общения является язык жестов. Он используется, чтобы донести информацию до инвалидов, имеющих проблемы со слухом и/или с голосом, в доступной для них форме.

Язык жестов признается средством межличностного общения. Указанное определение отличается от определения, содержащегося в Конвенции о правах инвалидов. Конвенция применительно к освещаемой проблеме различает понятия "язык" и "общение".

Понятие "общение" является комплексным и включает в себя использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию.

Под языком Конвенция  понимает совокупность речевых и  жестовых языков и других форм неречевых  языков.

Сама проблема доступности  информации для инвалидов рассматривается в Конвенции комплексно, в одной статье (ст. 9 "Доступность"). В качестве мер обеспечения доступности информации названы следующие:

- оснащать здания и  другие объекты, открытые для  населения, знаками, выполненными  азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;

- предоставлять различные  виды услуг помощников и посредников,  в том числе проводников, чтецов  и профессиональных сурдопереводчиков,  для облегчения доступности зданий  и других объектов, открытых для  населения;

Информация о работе Социальная защита инвалидов