Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:50, реферат
Цель данного квалификационного исследования – рассмотрение правового регулирования социальной защиты инвалидов, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере. Объект исследования – общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов. Предмет исследования – нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации социальной защиты инвалидов. Задачи исследования:
- определить правовое регулирование социальной защиты инвалидов;
- охарактеризовать порядок установления инвалидности и оформление индивидуальной программы реабилитации;
- представить характеристику обеспечения жизнедеятельности инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
6
1.1. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов 6
1.2. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в социальной защите инвалидов 13
1.3. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости
19
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
33
2.1. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание
33
2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов 39
2.2. Иные виды материального обеспечения инвалидов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
54
Следовательно, граждане вправе реализовать права, закрепленные именно ЖК РФ. Но на практике до сих пор существует такая ситуация, когда судебные решения выносятся, основываясь не на нормах ЖК РФ, а на законе субъекта Федерации40.
Так, например, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.02.2009 N 501-О-О41, в котором Суд отмечает, что "определение же того, имели ли место основания для пересмотра судебных постановлений, вынесенных по конкретным делам, включая дела, связанные с защитой социальных прав граждан, в том числе инвалидов, осуществляется соответствующим (компетентным) судом надзорной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в надзорной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений в порядке надзора, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права. При этом предписания ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не препятствуют суду надзорной инстанции, разрешая указанные вопросы при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами своих социальных прав, обеспечивать справедливый баланс между публичными интересами и интересами конкретного гражданина, в пользу которого были вынесены судебные постановления, обжалуемые в порядке надзора". Таким образом, Конституционный Суд РФ при рассмотрении подобных дел разрешил судам общей юрисдикции применять нормы материального права с учетом справедливого баланса интересов.
Однако Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ) в Определении от 19.12.200742 занял иную позицию, в котором судьи указали на то, что в ст. 28.2 Закона о защите инвалидов установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, получается, что изданный момент единообразия применения судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел по данному вопросу отсутствует. Но оспорить отсутствие единообразия применения судебной практики все же возможно, но только в том случае, если дело дойдет до Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ).
По общему правилу
жилые помещения
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников)43 .
Согласно ч. 13 ст. 17 Закона о защите инвалидов Инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в ЖК РФ. Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на:
- частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
- государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
- муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и прочие варианты правовых сделок) отнесены к частному жилищному фонду. При этом ЖК РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
Жилищно-коммунальные организации задались вопросом о праве Инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах, на получение 50% льготы на оплату жилого помещения. Предоставляя льготы по оплате услуг, управляющая организация рискует не получить возмещение понесенных убытков из соответствующего бюджета. Именно этот фактор предопределяет отказ в льготе инвалидам, имеющим квартиру в собственности.
Так, например, гражданин,
проживающий в Орловской
2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов
Пенсионное обеспечение
по инвалидности устанавливается и
гарантируется в зависимости от статуса и причин инвалидности
различными федеральными законами: Федеральными
законами "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" (далее 173-ФЗ)46, «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации» (далее 167-ФЗ)47, «О пенсионном обеспечении военнослужащих…»(далее№4468-1)
Основанием для назначения
трудовой пенсии по инвалидности является
наступление инвалидности при наличии
ограничения способности к труд
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением: при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
П = ПК / (Т x К) + Б, где
П - размер трудовой пенсии по инвалидности;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида) (ст. 29.1 Федерального закона о трудовых пенсиях), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 14 Федерального закона о трудовых пенсиях);
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в следующих суммах:
1) при I группе - 5 124 рублей в месяц;
2) при II группе - 2 562 рублей в месяц;
3) при III группе - 1 281 рубля в месяц.
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона о трудовых пенсиях, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в следующих суммах:
1) при I группе:
- при наличии одного такого члена семьи - 5 978 рублей в месяц;
- при наличии двух таких членов семьи - 6 832 рублей в месяц;
- при наличии трех и более таких членов семьи - 7 686 рублей в месяц;
2) при II группе:
- при наличии одного такого члена семьи - 3 416 рублей в месяц;
- при наличии двух таких членов семьи - 4 270 рублей в месяц;
- при наличии трех и более таких членов семьи - 5 124 рублей в месяц;
3) при III группе:
- при наличии одного такого члена семьи - 2 135 рублей в месяц;
- при наличии двух таких членов семьи - 2 989 рублей в месяц;
- при наличии трех и более таких членов семьи - 3 843 рублей в месяц.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренный пунктами 3 и 4 статьи 15 Федерального закона о трудовых пенсиях, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
Закон N 166-ФЗ предусматривает назначение пенсии по инвалидности следующим категориям лиц:
1) военнослужащим;
2) участникам Великой Отечественной войны. Причина инвалидности в данном случае значения не имеет. Пенсия может быть назначена и участнику Великой Отечественной войны, которому установлена инвалидность вследствие военной травмы (инвалиду войны) и который проходил в период войны службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины.
3) гражданам, награжденным
знаком "Жителю блокадного Ленинграда"
4) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Для инвалидов вследствие военной травмы по призыву предусмотрена возможность установления одновременно двух пенсий: пенсии по инвалидности, предусмотренной для инвалидов вследствие военной травмы (подп. 1 п. 2 ст. 15 Закона 166-ФЗ), и трудовой пенсии по старости. Такой инвалид-военнослужащий при наличии хотя бы одного дня трудового стажа имеет право на получение пенсии по инвалидности, предусмотренной для инвалидов, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Документами, подтверждающими проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, являются удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания), трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения49.
Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени, не относящиеся к перечисленным категориям лиц, а также инвалиды с детства, которые не имеют права на получение трудовой пенсии по инвалидности, имеют право на получение в соответствии Законом N 166-ФЗ социальной пенсии.
Для реализации права на пенсию по инвалидности военнослужащим в системе государственного пенсионного обеспечения необходимо наличие двух условий - время наступления инвалидности в период прохождения военной службы или в течение трех месяцев после окончания военной службы и причина инвалидности - заболевание, увечье, контузия, связанные с прохождением военной службы. Никакие иные условия на назначение пенсии по инвалидности военнослужащим - ни продолжительность военной службы до получения инвалидности, ни наличие трудового или страхового стажа - не влияют.