Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:50, реферат

Описание работы

Цель данного квалификационного исследования – рассмотрение правового регулирования социальной защиты инвалидов, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере. Объект исследования – общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов. Предмет исследования – нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации социальной защиты инвалидов. Задачи исследования:
- определить правовое регулирование социальной защиты инвалидов;
- охарактеризовать порядок установления инвалидности и оформление индивидуальной программы реабилитации;
- представить характеристику обеспечения жизнедеятельности инвалидов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
6
1.1. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов 6
1.2. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в социальной защите инвалидов 13
1.3. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости
19
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
33
2.1. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание
33
2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов 39
2.2. Иные виды материального обеспечения инвалидов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
54

Файлы: 1 файл

Социальная защита инвалидов Самохин.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

- развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации;

- поощрять доступ инвалидов  к новым информационно-коммуникационным  технологиям и системам, включая  Интернет;

- поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах, и т.п.

В Конвенции о правах инвалидов поднимаются проблемы доступности информации, которые вообще не находят отражения в Законе о социальной защите инвалидов32.

Воспитание и обучение детей-инвалидов (ст.18-19 закона о социальной защите инвалидов, Постановление Правительства  РФ от от 18.07.1996 N 86133) - образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного  возраста предоставляются необходимые  реабилитационные меры и создаются  условия для пребывания в детских  дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов  в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ.

Общее образование инвалидов  осуществляется с освобождением от оплаты в общеобразовательных учреждениях, и в специальных образовательных учреждениях. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Дети инвалиды вправе поступить внеконурса в образовательное учреждение профессионального образования.

Обеспечение занятости инвалидов (ст.20-24 закона о социальной защите инвалидов) осуществляется посредством:

А. установления квоты  для приема на работу инвалидов и  минимального количества специальных  рабочих мест для инвалидов; численность  работников которых составляет более 100 человек (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Б. создания инвалидам  условий труда в соответствии с индивидуальными программами  реабилитации инвалидов;

В. организации обучения инвалидов новым профессиям.

Для инвалидов I и II групп  устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов  к сверхурочным работам, работе в  выходные дни и ночное время допускается  только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный  отпуск не менее 30 календарных дней.

В качестве одной  из первых проблем следует назвать  проблему отсутствия единого правового  акта, который бы регулировал вопросы  квотирования рабочих мест. Существовавшие ранее Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 6 февраля 1995г., были единственным конкретизированным правовым актом, регулирующим вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов. закон "О социальной защите инвалидов" содержит только общие положения, которых недостаточно для такого сложного правового механизма, как квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Полагаем, что необходимо принятие новых рекомендаций, которые регулировали бы данный вопрос.

Федеральный закон не раскрывает понятие "квоты", что затрудняет ее расчет. Однако в утративших силу Рекомендациях было дано определение категории "квота", под которой понималось "минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций".

В настоящее время уровень  квоты для лиц с ограниченными  возможностями здоровья понизился. Ранее квота для приема на работу инвалидов устанавливалась для организаций, численность работников которой составляла более 30 человек, а процент квотируемых рабочих мест должен был составлять не менее 3%.

В других странах уровень  квотирования значительно выше, чем  в России. Например, в Германии каждый работодатель, у которого численность работников составляет 10 человек, должен предоставить 6% рабочих мест инвалидам.

Законодателю необходимо вернуть в Федеральный закон от 24 ноября 1995г. установленную ранее квоту для всех работодателей, разъяснить термин "квота" и механизм ее определения. Кроме того, целесообразно дифференцировать квоту в зависимости от количества работников, уточнив, что процент мест, предоставляемых в счет квоты, увеличивается в зависимости от количества работников предприятия.

Также существует Перечень приоритетных профессий и специальностей, которые могут быть доступны инвалидами, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993г. N 15034. Однако данный Перечень устарел, так как с развитием рынка труда появились новые специальности и профессии, которые, к сожалению, не учитываются в данном Перечне, например, IT-специалист, логист, веб-дизайнер, корректировщик и др.

Кроме того, в настоящее  время не решен вопрос о привлечении  работодателей к ответственности  за отказ в приеме на работу инвалида, направленного к нему в счет квоты.

В международной практике существует подобная система, и она  получила название "квота-штраф". Данная система носит не карательный, а правовосстановительный характер, так как все полученные средства направляются на образование новых рабочих мест для инвалидов. В западных странах средства, полученные от штрафов, используются для привлечения в производство тяжелобольных инвалидов, а также расходуются в качестве субсидий к заработной плате инвалида. Таким образом, создаются дополнительные рабочие места для инвалидов и улучшаются условия их труда.

На данный момент работодатель, отказывающий лицу с ограниченными  возможностями здоровья в приеме на работу, может быть привлечен  только к административной ответственности  по ст. 5.42 КоАП РФ. Однако работодатель может быть привлечен к ответственности только при совершении противоправного, виновного деяния (ст. 2.1 КоАП РФ) и при условии, что он отказал в приеме на работу инвалида в счет квоты и не внес обязательные платежи в бюджет субъекта РФ, если внесение таких платежей предусмотрено законодательством субъекта РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что данный способ защиты инвалидов нельзя назвать равноценным по отношению к обязательным платежам.

В ст. 5.42 КоАП РФ установлена административная ответственность в случае отказа в приеме на работу, а в случае невнесения обязательных платежей в счет квоты такая ответственность не предусмотрена, хотя ранее в законодательстве предусматривалась ответственность за невнесение обязательных платежей в счет квоты. Однако обязательные платежи по своей юридической природе не могут быть административным наказанием в виде штрафа, так как не отвечают следующим условиям. Во-первых, административная ответственность может наступить только при совершении административного правонарушения, т.е. при наличии вины, так как внесение обязательных платежей в счет квоты инвалида не требует наличие вины работодателя. Во-вторых, обязательные платежи зачастую несоразмерны затратам работодателя, связанным с приемом на работу инвалида.

Некоторые авторы, например, Э.С Бондарева35, Ю.Б. Корсаненкова (2010)36, утверждают, что обязательные платежи в счет квоты не могут быть отнесены к понятию налога или сбора, данного законодателем в ст. 8 Налогового кодекса РФ, так как у обязательных платежей отсутствуют признаки обязательности и безвозмездности.

Следует обратить внимание также на то, что в настоящее  время имеет место нежелание  работодателей принимать на работу лиц с ограниченными возможностями  здоровья, несмотря на установленные  квоты, что снижает возможности  инвалидов получить достойную работу по сравнению с другими категориями работников. По нашему мнению, целесообразно применять не только метод ответственности, но и метод поощрения работодателя при приеме на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На основании  вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время носит фрагментарный характер, что усложняет его применение на практике. Поэтому главной проблемой при трудоустройстве инвалидов является отсутствие единого, детализированного проработанного правового акта, который регулировал бы вопросы квотирования рабочих мест для лиц с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, определял требования к рабочим местам для лиц с ограниченными возможностями здоровья37.

Таким образом, при признании лица инвалидом, оно получает определенные меры социальной поддержки со стороны государства. Одни меры отражаются в индивидуальной программе реабилитации,  включающей  в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Другие меры связаны с материальным обеспечением. обслуживанием, обеспечением доступа к объектам социальной инфраструктуры, информации. возможности трудиться.

 

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ИНВАЛИДОВ

2.1. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание

Обеспечение инвалидов  жилой площадью  (ст.17 закона о  социальной защите инвалидов) -  жилые  помещения предоставляются в  соответствии с ЖК РФ -  инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с  учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 81738 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь

В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды.

Положения ЖК РФ о правовом регулировании  оснований признания граждан  нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах и указах Президента РФ, постольку органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма39.

Статья 28.2 Закона о защите инвалидов содержит в себе положения, согласно которым осуществляется обеспечение жильем Инвалидов за счет средств федерального бюджета, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и которые встали на учет до 1 января 2005 г. То есть посредством перечисления субъекту Федерации субвенций для предоставления мер социальной поддержки. Форму предоставления данных мер социальной поддержки определяют нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации. Так, например, согласно Закону Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формой социальной поддержки Инвалидов в данном регионе является предоставление выплаты на приобретение жилья.

Жилищное законодательство относится  к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации). В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, принятым в Российской Федерации, действует федеральный закон.

То есть, несмотря на действие Закона Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным  законом "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" и на то, что вышеуказанный Закон принят в соответствии с Федеральным законом о защите инвалидов, данная норма противоречит положениям ЖК РФ, а именно п. 4 ч. 1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57, так как указанные ст. ЖК РФ в качестве единственной меры социальной поддержки устанавливают предоставление инвалидам жилого помещения по договору социального найма.

Информация о работе Социальная защита инвалидов