Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:50, реферат
Цель данного квалификационного исследования – рассмотрение правового регулирования социальной защиты инвалидов, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере. Объект исследования – общественные отношения в сфере социальной защиты инвалидов. Предмет исследования – нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации социальной защиты инвалидов. Задачи исследования:
- определить правовое регулирование социальной защиты инвалидов;
- охарактеризовать порядок установления инвалидности и оформление индивидуальной программы реабилитации;
- представить характеристику обеспечения жизнедеятельности инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
6
1.1. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов 6
1.2. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в социальной защите инвалидов 13
1.3. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости
19
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
33
2.1. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание
33
2.2. Пенсионное обеспечение инвалидов 39
2.2. Иные виды материального обеспечения инвалидов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
54
Инвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы без представления военно-медицинских документов по поводу любого заболевания или увечья (ранения, травмы, контузии), в том числе бытового, с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" при наличии документов о прохождении военной службы по призыву с указанием даты увольнения50.
Инвалиды вследствие военной травмы имеют право: инвалиды I группы – 300% размера социальной пенсии; инвалиды II группы – 250% размера социальной пенсии; инвалиды III группы - 175% размера социальной пенсии.
Инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы: инвалиды I группы250% размера социальной пенсии; инвалиды II группы - 200% размера социальной пенсии; инвалиды III группы - 150% размера социальной пенсии.
Право на пенсию по инвалидности имеют лица, на которых распространяется действие Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения
Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:
а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.
б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.
2.3. Иные виды материального обеспечения инвалидов
Помимо упоминавшихся средств реабилитации, обеспечения жильем, льгот по его оплате и пенсионном обеспечении, существуют и иные виды материального обеспечения инвалидов в качестве мер социальной помощи.
Наиболее значимым для инвалида является набор социальных услуг, который предоставляется за счет части ежемесячной денежной выплаты.
Право на получение
государственной социальной
Социальные услуги в широком понимании - это меры, направленные на повышение уровня жизни лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки от государства.
Перечень набора социальных услуг приведен в ст. 6.2 Закона 178-ФЗ. В указанный перечень включены такие услуги, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными средствами при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. N 66552 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Кроме того, в целях реализации норм комментируемой статьи Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 января 2007 г. N153 утвержден Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
В указанный Перечень включены следующие изделия медицинского назначения: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения глюкозы в крови, шприц-ручка, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, такие как специализированные продукты лечебного питания, без фенилаланина, для детей-инвалидов, страдающих фенилкетонурией, согласно возрастным нормам; специализированные продукты лечебного питания, без лактозы и галактозы, для детей-инвалидов, страдающих галактоземией, согласно возрастным нормам и специализированные продукты лечебного питания, без глютена, для детей-инвалидов, страдающих целиакией, согласно возрастным нормам.
В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг законом включена такая услуга, как предоставление санаторно-курортного лечения.
Решение о направлении гражданина, имеющего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на санаторно-курортное лечение принимается лечащим врачом и врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. В результате проведенного обследования лечащий врач определяет показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для данного лечения. Представление со своими выводами, подписанное заведующим отделением, лечащий врач направляет на врачебную комиссию лечебно-профилактического учреждения, где принимается решение о направлении больного, имеющего право на оказание государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на санаторно-курортное лечение. При выборе профиля и места санаторно-курортного лечения учитывается наличие у больного сопутствующих заболеваний, возраст, возможность смены климата без вреда для здоровья, длительного переезда и др. факторы.
На основании решения врачебной комиссии о направлении на санаторно-курортное лечение больному выдается справка для получения путевки, которая действительна в течение 6 месяцев.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 и пп. 2 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в перечень которых включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг утвержден Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан"54. Пунктом 4.2 данного Приказа предусмотрено, что для следования к месту санаторно-курортного лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом пригородного и междугороднего сообщения (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс); водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
Создается впечатление, что профильное министерство решило экономить средства бюджета как раз за счет одной из наиболее социально незащищенных групп населения. Неужели проезд инвалидов, в том числе детей-инвалидов, к месту лечения и обратно ни в коем случае не должен быть удобным и приемлемым?! Люди, которые нередко и передвигаются-то с трудом, согласно указанному нормативному акту имеют право следовать к месту лечения на транспорте непременно самого низшего класса. На практике также имеют место случаи, когда региональные органы социальной защиты вообще отказывают в возмещении расходов на проезд, даже если инвалиды и их сопровождающие в силу вынужденных причин возвращаются из мест лечения, например, на фирменном поезде.
В качестве одной из мер, которая могла бы способствовать полноценной социальной поддержке инвалидов, хотелось бы предложить внесение изменений в вышеназванный Приказ в части исключения из него указания на класс транспорта, которым вправе воспользоваться инвалиды, следующие к месту санаторно-курортного лечения и обратно55.
Следующим видом материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"56 - ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Компенсационная выплата
устанавливается лицу, осуществляющему
уход, в отношении каждого
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (далее - орган, осуществляющий выплату пенсии).
Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату57.
Следующим видом материального обеспечения является скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (ст.17 закона о социальной защите инвалидов).
Законом Волгоградской области "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области"58 предусмотрены меры социальной поддержки малоимущих инвалидов, так:
малоимущие семьи, имеющие в своем составе инвалидов всех групп, детей-инвалидов, а также лиц трудоспособного возраста, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, инвалидами I группы и престарелыми гражданами старше 80 лет;
малоимущие одиноко проживающие граждане из числа инвалидов всех групп
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены: медицинская и социальная.
Согласно медицинской
модели инвалиды не могут делать что-то,
что характерно для обычного человека,
и поэтому вынуждены
В нашей стране организована
широкая законодательная и
Социальная защита инвалидов
- система гарантированных
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных
мероприятий, предусматриваемых
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.