Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Для начала необходимо усвоить, что курсовая работа является небольшим научным трудом студента, причем самостоятельным. Отсюда следует порядок ее написания - самостоятельно. В этом ее ценность и польза для самого студента. Иногда студенты "скачивая" курсовую работу из Интернета даже не проверяют её. Изначально работа была написана от женского имени, а её представляет на защиту представитель "сильного пола" или наоборот. Возможно это является сугубо личным предпочтением, но за это можно сразу получить двойку. Поэтому надеемся Вам помогут наши советы избежать неблагоприятных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Специфика и актуальность темы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России
1.1 Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики
1.2 История социальной политики в сфере помощи малообеспеченных слоев населения
1.3 Понятие и структура малообеспеченных слоев населения
1.4 Сущность и специфика управления социальной защитой малообеспеченных слоев населения
2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации
2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации
2.2 Денежные формы социальной государственной защиты населения и последние изменения в методах предоставления
2.3 Неденежная (натуральная) помощь
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи инвалидов в Российской Федерации на примере Новосибирской области
3.1 Инвалиды как одна из категорий малообеспеченных граждан нуждающихся в социальной поддержке государства
3.2 Механизм социальной поддержки населения, осуществляемой на территории Новосибирской области
3.3 Социальная защита инвалидов в Новосибирской области
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

СЗ МАЛООБЕСПЕЧ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ ДОКЛАД.docx

— 66.14 Кб (Скачать файл)

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальная защита малообеспеченных слоев населения

Социальная защита малообеспеченных слоев населения

51

Содержание

Введение

1. Специфика и актуальность темы  социальной защиты малообеспеченных  слоев населения в России

1.1 Социальная защита как важнейшая  составляющая социальной политики

1.2 История социальной политики  в сфере помощи малообеспеченных  слоев населения

1.3 Понятие и структура малообеспеченных  слоев населения

1.4 Сущность и специфика управления  социальной защитой малообеспеченных  слоев населения

2. Направления социальной защиты  малообеспеченных слоев населения  в Российской Федерации

2.1 Сущность, виды и механизм  предоставления государственной  социальной помощи в Российской  Федерации

2.2 Денежные формы социальной  государственной защиты населения  и последние изменения в методах  предоставления

2.3 Неденежная (натуральная) помощь

3. Механизм решения проблем и  предоставления социальной помощи  инвалидов в Российской Федерации  на примере Новосибирской области

3.1 Инвалиды как одна из категорий  малообеспеченных граждан нуждающихся  в социальной поддержке государства

3.2 Механизм социальной поддержки  населения, осуществляемой на  территории Новосибирской области

3.3 Социальная защита инвалидов  в Новосибирской области

Заключение

Библиография

Введение

Тема курсовой работы «Социальная  защита малообеспеченных слоев населения» на сегодняшний день является одной  из наиболее актуальных тем в социальной политике. Сейчас в России довольно большая часть населения, уровень  доходов у которых ниже установленного прожиточного минимума. А ведь от этого  страдает и экономика страны в  целом, а значит и каждый гражданин, живущий в России. Тем более  что у нас в стране предложенная социальная поддержка от государства  не настолько хороша и эффективна, как хотелась бы ее видеть.

Сейчас в России проживает порядка 25-30% малообеспеченных граждан и  семей. Реформы 90-х годов, хотя и обеспечили некоторый статистически фиксируемый  рост экономики, но они обострили  тенденцию несоответствия социальных обязательств государства его финансовым возможностям. Это привело к снижению качества предоставляемых малообеспеченным слоям населения социальных услуг.

Действующая долгие годы система социальных льгот относительно стабильно поддерживала жизненный уровень малообеспеченных слоев населения. Однако неоправданное  увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое множеством нарушений  и злоупотреблений при их распределении, привело к значительному обременению  экономики, сдерживающему ее развитие. Призванная решить данную проблему и  вводимая с 2005 года реформа замены льгот  денежными компенсациями пока не выполняет эту задачу, ибо механизмы  ее решения недостаточно продуманы  и направлены скорее на сугубо прагматическое сокращение бюджетных расходов и  обязательств, нежели на реальную поддержку  нуждающихся слоев населения  в силу предельно низких установленных  нормативов компенсационных выплат.

Однако программы и механизмы  федерального и регионального управления сферой защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения реализуются  без четко выраженной стратегии. Недостаточно эффективно решаются проблемы, связанные с изменением принципов  финансирования, адресности поддержки  нуждающихся членов общества, качества и доступности социальных услуг  для данной категории населения. Все это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую  и практическую значимость.

Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.

Задачами курсовой работы являются:

· Обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости  для населения;

· Рассмотрение структуры и понятия  малообеспеченных слоев населения;

· Изучение основных направлений социальной защиты государства, такие как денежные выплаты и безденежная помощь

· Поиск решения проблем и  предоставления социальной помощи в  Новосибирской области

· Рассмотрения понятия и специфики  социальной защиты инвалидов в Новосибирской  области, как одной из категорий  малообеспеченного населения

Предметом курсовой работы выступает механизм осуществления государственной социальной защиты малообеспеченных граждан не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Способами и методами написания  данной работы выступают сбор нужной информации из лекционного материала, использование курсовых работ подобной темы, использование федеральных  и областных законодательных  правовых актов, научной литературы.

1. Специфика и актуальность  темы социальной защиты малообеспеченных  слоев населения в России

1.1 Социальная защита  как важнейшая составляющая социальной  политики

В последнее время все большую  популярность, как на международном  уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность. В нашей стране этот термин получил широкое распространение  в связи с переименованием  системы органов социального  обеспечения в систему органов  социальной защиты населения. Понятие  «социальная защищенность» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие  и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования  командно-административной системы  социальная защита понималась узко и  реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального  обеспечения инвалидов, пенсионеров  и прочих категорий граждан. Социальная защита в целом осуществлялась путем  перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.

Сегодня социальная защита населения  в качестве основной цели преследует избавление значительной его части  от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость  предотвращения снижения уровня жизни  малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как  наиболее социально уязвимых групп  населения. Но так как уровень  оплаты труда все более отстает  от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным  не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан.

Системный кризис в российском обществе требует и системного перехода к  анализу его конкретных причин и  поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться  как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения  обслуживания на первое место. Нужна  система государственных гарантий, подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная  обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому  и ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в  силу обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.

В период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее  значение социальная защита. Социальная защита -- необходимый элемент любого развитого государства. Социальная защита обеспечивается государством путем  установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций  предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями  и непосредственно наемными работниками  через свои профсоюзные организации.

Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется  с мерами в области Социального  обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения.

В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке  групп населения, разработанной  Минсоцзащиты России при участии  других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий  по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим  средств существования), а также  по предотвращению развала системы  социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения». Это  «ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить  или отграничить социальную защиту населения от его социального  обеспечения. Не позволяет это сделать  и сформулированная в Концепции основная цель соцзащиты: «Социальная защита населения в нынешней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики». Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с формированием в стране иной экономической системы.

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Некоторые  авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для  самоопределения и утверждения  в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. В специальных работах дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной - специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита -- это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса.

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе  является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства.

С многообразными понятиями представляется правильным утверждение В.Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения  по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».

1.2 История социальной  политики в сфере помощи малообеспеченных  слоев населения

Социальная защита населения как  отрасль имеет крепкие корни  и традиции. История ее развития насчитывает более 300 лет. Сострадательное  отношение к бедным и увечным, различные формы благотворительности, главным образом раздача одежды и пищи, входила в обычаи даже древних славян и первый исторический документ о создании домов милосердия для обездоленных людей - «Приговор  при решении церковного собора»  датирован 1682 годом и в нем  сказано «По его Великого Государя указу в граде Москве о нищих  рассмотрение учинено и велено их разобрать, и странных и больных  держите в одном месте со всяким довольством от его Государевой  казны. В градах учинить пристанища нищим, чтоб нищие не скитались без  призрения, а ленивые б, имеющие  здравие телесное, пристали к работе.

Начиная с царствования Петра, стала  активно формироваться государственная  политика, направленная на оказание поддержки  нуждающимся, создание светских социальных учреждений.

Если говорить о системе социальных учреждений, то она установлена Указом Екатерины 11 в 1775 году, именно этот год, вероятно, и следует считать годом  рождения социальной защиты на Руси. В  изданном Екатериной Указе для управления губерний впервые в законодательном  порядке устанавливается государственная  система общественного призрения  для всех гражданских сословий, создаются  специальные приказы общественного  призрения, со штатом и своими функциями, близкими тем, что выполняются органами социальной защиты и сегодня. Однако приказы общественного призрения  находились в ведении Правительствующего Сената, а с образования Министерств  при Александре 1 находились в компетенции  Министерства внутренних дел.

После эпохи Екатерины знаменитой вехой в развитии общественного  призрения послужило назначение Указом Павла 1 его супруги Марии  Федоровны руководителем всеми  социальными учреждениями. С ее именем связан крупнейший этап истории развития отечественного благотворения, ее называли министерством благотворительности. 5 мая 1917 года решением временного правительства  впервые было создано общероссийское министерство. После Октябрьской  революции в РСФСР был образован  народный Комиссариат государственного призрения, а 30 апреля 1912 года он переименован в народный Комиссариат социального  обеспечения. С этой даты и ведется  отчет работы социального обеспечения. В 1946 году комиссариат был преобразован в министерство социального обеспечения, преобразованного позднее в Министерство труда и социального развития России.

За 80 последних лет не раз менялось название органа, но суть его деятельности оставалась незыблемой. За этот период пройден большой путь становления, реорганизации и обновления.

Вообще, понятие «социальная защита»  впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого  в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование  нового для США института обязательного  страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин органически вошел в понятийный аппарат ученых и практиков, так  как просто и доходчиво выражал  сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этого понятия  значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций  и рекомендаций

Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального  обеспечения, посвященных социальному  страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов  работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоёв населения