Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Для начала необходимо усвоить, что курсовая работа является небольшим научным трудом студента, причем самостоятельным. Отсюда следует порядок ее написания - самостоятельно. В этом ее ценность и польза для самого студента. Иногда студенты "скачивая" курсовую работу из Интернета даже не проверяют её. Изначально работа была написана от женского имени, а её представляет на защиту представитель "сильного пола" или наоборот. Возможно это является сугубо личным предпочтением, но за это можно сразу получить двойку. Поэтому надеемся Вам помогут наши советы избежать неблагоприятных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Специфика и актуальность темы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России
1.1 Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики
1.2 История социальной политики в сфере помощи малообеспеченных слоев населения
1.3 Понятие и структура малообеспеченных слоев населения
1.4 Сущность и специфика управления социальной защитой малообеспеченных слоев населения
2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации
2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации
2.2 Денежные формы социальной государственной защиты населения и последние изменения в методах предоставления
2.3 Неденежная (натуральная) помощь
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи инвалидов в Российской Федерации на примере Новосибирской области
3.1 Инвалиды как одна из категорий малообеспеченных граждан нуждающихся в социальной поддержке государства
3.2 Механизм социальной поддержки населения, осуществляемой на территории Новосибирской области
3.3 Социальная защита инвалидов в Новосибирской области
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

СЗ МАЛООБЕСПЕЧ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ ДОКЛАД.docx

— 66.14 Кб (Скачать файл)

С начала проведения реформ 90-х годов  государственная политика в области  социальной защиты населения в России была сведена к защите социально  уязвимых слоев общества, неспособных  поддерживать свое материальное положение  собственными силами (пожилые, инвалиды, дети, безработные, вынужденные мигранты и пр.). Это было связано с переходом  к рыночной экономике и недостаточностью бюджетных средств для полноценной  реализации всех функций социальной защиты (в широком смысле) исключительно  одних только нетрудоспособных и  малообеспеченных. Построение системы  социальной защиты (в узком смысле), охватывающую лишь малообеспеченные группы населения, и на очень низком уровне, отражает явную недостаточность  развития общества, прежде всего экономического.

К числу главных элементов системы  и организационных форм социальной защиты населения относятся социальное страхование, социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь (прил. 1). Все элементы этой системы  взаимосвязаны.

Важным элементом системы социальной защиты является, социальное страхование. Оно означает страхование людей  от возможного изменения их материального  и социального положения. Социальное страхование осуществляется в форме  обязательного и добровольного  страхования. Система обязательного  социального страхования охватывает - пенсионное страхование, социальное страхование (в том числе возмещение вреда от производственного травматизма) и медицинское страхование.

Следующим элементом системы социальной защиты населения является социальное обеспечение. Социальное обеспечение -- это форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных слоев  и категорий населения, находящихся  на длительном или постоянном иждивении  государства, из средств государственного бюджета и внебюджетных государственных  фондов.

К системе социального обеспечения  следует относить все виды пенсии, пособии, компенсационных выплат, а  также различные социальные льготы для отдельных категорий граждан. Социальное обеспечение включает пенсионное обеспечение. Видами пенсий по пенсионному  обеспечению являются пенсия за выслугу  лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Социальное обеспечение включает также гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, семей с детьми.

С целью возмещения временно утраченного  заработка или оказания материальной помощи выплачиваются другие виды социальных пособий.

Компенсационные выплаты предназначены  неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие. К социальному  обеспечению относятся различные  виды социальных льгот, которые предоставляются  определенным категориям населения. Существуют льготы для социально незащищенных слоев населения, льготы для ветеранов  труда, государственных служащих и  их семей. Установлены льготы участникам и ветеранам ВОВ и т. д. Социальные льготы дают основание для дополнительной социальной защиты отдельных категорий  граждан. Они предоставляются по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду на транспорте, услуг связи, обеспечению лекарственными препаратами  и другие.

Отсутствие анализа адресного  предоставления льгот отдельным  категориям населения привели к  тому, что государство взяло на себя явно завышенные обязательства, не имея должного их обеспечения. Поэтому  существующая вплоть до 2004 года система  социальных льгот в России далека от совершенства и не эффективна.

Неэффективность системы социальных льгот подтверждается динамикой  показателей уровня жизни населения, которые изменяются не в сторону  сглаживания различий в доходах, а в сторону усиления социально - экономической дифференциации. Одной  из ключевых причин этого в

современных условиях является политика завышенных обещаний при недостаточных  экономических возможностях. В таких  условиях система социальных льгот  не оказывает существенного влияния  на уровень жизни действительно  нуждающихся слоев населения.

2. Направления социальной  защиты малообеспеченных слоев  населения в Российской Федерации

2.1 Сущность, виды и механизм  предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации

Определяющее значение в поддержке  малообеспеченных категорий населения  имеет государственная экономическая  и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация - механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Помимо индексации существует Федеральный  закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает  правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам [1.2.].

Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно  нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в  виде услуг и льгот, для преодоления  или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального  статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального  использования бюджетных средств.

Критериями предоставления социальной помощи могут быть: совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленного на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим  группам, или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимально заработной платы, минимальной пенсии и др.); отсутствие средств к существованию; одиночество  и неспособность к самообслуживанию; материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных  бедствий, катастроф, межнациональных  конфликтов, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

Размер социальной помощи - предел разницы между суммой величин  прожиточных минимумов и общим  доходом членов семьи или одиноко  проживающих граждан. Назначается  решением органом социальной защиты по месту жительства на основании  личного заявления, либо от имени  семьи, или опекуна. В заявлении  указываются сведения о составе  семьи, доходах и принадлежащих  ему (его семье) имуществе на праве  собственности.

Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти, с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Государственная социальная помощь оказывается  в целях: поддержания уровня жизни  малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации; адресного  использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки  нуждающихся граждан; создания необходимых  условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого  качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения  доходов населения [1.2., ст. 3].

Российской Федерации в свою очередь в области оказания государственной  социальной помощи вправе: принимать  федеральные законы и иные нормативны правовые акты Российской Федерации  по вопросам установления основ правового  регулирования в области оказания государственной социальной помощи; разрабатывать и реализовывать  федеральные программы оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам  социальных услуг; устанавливать виды государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации [1.2., ст. 4].

Право на получение государственной  социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие граждане: инвалиды войны; участники Великой  Отечественной войны; военнослужащие, проходившие военную службу в  воинских частях, учреждениях, военно-учебных  заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее  шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой  Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной  противовоздушной обороны, на строительстве  оборонительных сооружений, военно-морских  баз, аэродромов и других военных  объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных  дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных  в начале Великой Отечественной  войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов  войны, участников Великой Отечественной  войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой  Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды [1.2., ст. 6.1].

В состав предоставляемого гражданам  набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предоставление при наличии медицинских показаний  путевки на санаторно-курортное  лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном  транспорте, а также на междугородном  транспорте к месту лечения и  обратно [1.2., ст. 6.2].

Учет права граждан на получение  социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина от даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Периодом предоставления гражданам  социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный  год. В случае если гражданин в  течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг  периодом предоставления ему социальных услуг является период от даты приобретения гражданином права на получение  социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае если гражданин в течение  календарного года утратил право  на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг  является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение  социальных услуг.

Гражданин, имеющий право на получение  социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного  фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Порядок предоставления гражданам  социальных услуг устанавливается  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной  политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения  и социального развития [1.2., ст. 6.3].

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной  политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения  и социального развития, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг могут заключать соглашения: о включении граждан, не указанных ранее и проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в число получателей набора социальных услуг; об оказании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных социальных услуг (мер социальной поддержки) гражданам [1.2., ст. 6.6].

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных производится федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим надзор в сфере здравоохранения  и социального развития [1.2., ст. 6.8].

2.2 Денежные формы социальной  государственной защиты населения  и последние изменения в методах  предоставления

Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям  населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании  их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия - (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Уже в начале переходного периода  отмечаются некоторые шаги по улучшению  прямой социальной защиты населения. Они  затрагивают, прежде всего, порядок  выплаты социальных пособий их величину.

Наиболее очевидная попытка  принципиального усовершенствования прежней системы социального  обеспечения касалось его важнейшего компонента - пенсионного страхования. Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.

В подавляющем большинстве случаев  величина социальных пособий ориентируется  либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда. Но в наше время большинство социальных пособий не соответствуют прожиточному минимуму населения (так, в ноябре 2000 года единое ежемесячное пособие  на ребенка составляло всего 9,3% его  прожиточного минимума) (прил. 2), а понятие  минимальной заработной платы в  России утратило, какой бы то ни было, смысл.

Величина социальных пособий устанавливается  отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования  применяется показатель прожиточного минимума и его динамика.

Фактически прожиточный минимум  является набором благ и услуг  в стоимостном выражении. Их потребление  служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.

В российской практике социальной защиты населения выделяются два типа прожиточного минимума: так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности, без удовлетворения которых вообще невозможно сносно существовать, и социальный, рассчитанный на удовлетворение несколько более широкого по сравнению с предусмотренным жизненным минимумом набора потребностей в области продовольствия, промышленных товаров и услуг.

Высокому региональному уровню прожиточного минимума должен соответствовать  высокий региональный уровень социальных выплат (и оплаты труда). И наоборот. Разнообразие вариантов прожиточного минимума позволяет более дифференцировано подходить к определению потребления  различных социально-демографических  групп населения, точнее и тоньше регулировать минимальные размеры  социальных выплат и оплаты труда, гарантированные  государством в различных регионах страны.

Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоёв населения