Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Для начала необходимо усвоить, что курсовая работа является небольшим научным трудом студента, причем самостоятельным. Отсюда следует порядок ее написания - самостоятельно. В этом ее ценность и польза для самого студента. Иногда студенты "скачивая" курсовую работу из Интернета даже не проверяют её. Изначально работа была написана от женского имени, а её представляет на защиту представитель "сильного пола" или наоборот. Возможно это является сугубо личным предпочтением, но за это можно сразу получить двойку. Поэтому надеемся Вам помогут наши советы избежать неблагоприятных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Специфика и актуальность темы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России
1.1 Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики
1.2 История социальной политики в сфере помощи малообеспеченных слоев населения
1.3 Понятие и структура малообеспеченных слоев населения
1.4 Сущность и специфика управления социальной защитой малообеспеченных слоев населения
2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации
2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации
2.2 Денежные формы социальной государственной защиты населения и последние изменения в методах предоставления
2.3 Неденежная (натуральная) помощь
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи инвалидов в Российской Федерации на примере Новосибирской области
3.1 Инвалиды как одна из категорий малообеспеченных граждан нуждающихся в социальной поддержке государства
3.2 Механизм социальной поддержки населения, осуществляемой на территории Новосибирской области
3.3 Социальная защита инвалидов в Новосибирской области
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

СЗ МАЛООБЕСПЕЧ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ ДОКЛАД.docx

— 66.14 Кб (Скачать файл)

Широкое применение международным  сообществом категории «социальная  защита» во многом обусловлено кардинальными  изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

В начале 90-х годов переход российского  общества к рыночным отношениям, обострил социальные проблемы населения и  потребовал создания и развития нового социального института - социальной защиты населения; с началом рыночной трансформации: потребность в его  использовании возникла при появлении  острой необходимости помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить, с переименованием в 1992 г. системы  органов социального обеспечения  в систему органов социальной защиты населения.

В это же время термин «социальная  защита» начал повсеместно употребляться. Но официально принятого и законодательно закрепленного определения на сегодняшний  день не существует.

До начала реформ в России существовала система социального обеспечения. Это форма государственного обеспечения, гарантирующая гражданам при  наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в  виде пенсий, пособий и социальных услуг. Теперь эти функции выполняет  система социальной защиты, но в  отличии от раннее существовавшего  социального обеспечения она  еще выполняет превентивную функцию. Она включает в себя мероприятия  по профилактике социальных рисков, их предотвращению.

В начале 90-х годов в нашей  стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность.

В декабре 1991 г. Верховный Совет  Российской Федерации принял специальное  постановление по социальной защите малоимущих слоев населения в  период либерализации цен. В соответствии с ним, исполнительным органам власти на местах предлагалось создать для  малоимущего населения, беременных женщин и кормящих матерей специализированные пункты приема пищи и гарантированного обеспечения продуктами питания. Предлагалось в необходимых случаях организовывать оказание помощи малоимущим по снабжению  продуктами питания непосредственно  по месту жительства.

Тогда же в декабре 1991 г. вышел специальный  Указ Президента Российской Федерации  «О дополнительных мерах по социальной поддержки населения в 1992 г.». Этим указом для поддержки малообеспеченных граждан намечалось ввести карточную, талонную или купонную систему распределения  гарантированного набора продуктов, упорядочить  и сделать адресной гуманитарную помощь, поступавшую тогда из-за рубежа.

В апреле 1992 г. был принят Закон  Российской Федерации «О дополнительных мерах по охране материнства и  детства», а в мае - Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных  семей», в которых были определены дополнительные преимущества и льготы, направленные на защиту материнства  и поддержку многодетных семей.

С 1 июля 1992 г. была введена новая  система выплаты пособий по безработице, включавшая в себя повышенный и обычный  виды пособий. А в соответствии с  правительственным Постановлением от 14 мая 1992 г. «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» устанавливается  бесплатный принцип функционирования этих систем подготовки и переподготовки для лиц, зарегистрированных в органах  государственной службы занятости  в качестве ищущих работу.

В соответствии с Федеральным Законом  «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» (1995 г.) стала  формироваться целая сеть новых  социальных учреждений.

В ноябре 1995 г. был принят Федеральный  Закон «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации». Он расширил льготы инвалидам, предусмотрел дополнительные меры их реабилитации.

В августе 1994 года была утверждена федеральная  программа «Дети России». Этим указом также предусматривалось расширение состава целевых программ, входящих в эту президентскую программу. В 1996 году действие этой же программы  было продлено.

С переходом к рыночной экономике  стали создаваться условия для  возрождения благотворительности  как избирательной помощи нуждающимся.

С 1996 г. Правительство Российской Федерации  приступило к разработке комплексной  программы по реформированию системы  социальной защиты населения страны. К началу 1997 г. им была подготовлена Программа социальных реформ в Российской Федерации до 2000 года.

Социальная защита является целостной  системой, представляет собой самостоятельный  социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические  проблемы. Дальнейшее целенаправленное развитие социальной защиты населения  в России, как целостной системы, требует определенной упорядоченности  образующих ее элементов и их взаимосвязей.

1.3 Понятие и структура  малообеспеченных слоев населения

Малообеспеченные слои населения - это специфическое состояние  материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи  не позволяют поддерживать общественно - необходимое для жизнедеятельности  потребление; когда люди не имеют  средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный  минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума.

Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального  положения различных слоев и  групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние  пять лет увеличился с 4 до 15 раз. Были проведены исследования, которые  показали, что наше общество состоит  из четырех социальных слоев. Наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 - 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний  день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных  минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень  доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют  доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

В современных условиях малообеспеченными  оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся  благополучными. К малообеспеченным категориям, то есть нуждающихся в  поддержке государства, относятся  инвалиды I и II групп, престарелые граждане (80 лет и старше), пенсионеры, многодетные  семьи, неполные семьи, семьи с детьми - инвалидами, студенческие семьи, семьи  безработных, семьи с малолетними  детьми, лица, попавшие в экстремальные  ситуации (вынужденные переселенцы; люди, пострадавшие в результате стихийных  бедствий; беженцы, бомжи) и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

Определяющее значение в поддержке  малообеспеченных категорий населения  имеет государственная экономическая  и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения  осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация - механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя  способами: путем увеличения доходов  на определенный процент через определенное время или путем корректировки  доходов по мере роста уровня цен  на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в  основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются  все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Помимо индексации существует Федеральный  закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает  правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам [1.2].

Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно  нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в  виде услуг и льгот, для преодоления  или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального  статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального  использования бюджетных средств.

За чертой прожиточного минимума в  России живут (по данным 2006г., % к общей  численности населения):

дети в возрасте до 15 лет - 25,0%;

молодежь от 16 до 30 лет - 20,5%;

трудоспособные мужчины и женщины  от 31 до 54-59 лет - 40,0%;

лица пенсионного возраста свыше 55-60 лет - 14,5% [12, с. 42].

Таким образом, в настоящее время  в России бедность превратилась в  массовое явление - треть населения (по разным оценкам, 20-40% населения) проживает  за границей прожиточного минимума (в 1990 г. - 1,6%), а примерно 2% наших сограждан  живет в условиях прямого недопотребления  и выживания. Но специфика малообеспеченных слоев в России заключается в  том, что они имеют определенные, не учтенные статистикой, возможности  поддержания своего потребления: подсобное  хозяйство (сельское и ремесленное), торговля с рук, экономия на качестве питания, покупке промышленных товаров, затратах в области образования, культуры и т.п. Этим можно объяснить  отсутствие массового голода.

1.4 Сущность и специфика  управления социальной защитой

С позиций науки и практики управления социальная защита населения является составной частью социальной политики государства. Причем социальная защита населения становится все более  важным направлением реализации целей  и задач социальной политики.

Главной целью социальной политики является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного  развития экономики. Следует согласиться  с тем, что «на этапе вхождения  экономики в стадию стабилизации социальная политика должна выполнять не только защитные функции, но и активно воздействовать на ход экономической реформы, стимулируя участие в ней самых широких слоев населения».

Место социальной защиты в социальной политике определяется двумя основными  моментами. Во-первых, преобладающая  часть населения в качестве материальной основы существования имеет трудовой доход, однако эта основа нарушается при наступлении старости или  болезни; во-вторых, многочисленные группы населения, по объективным причинам, вообще не могут обеспечить свое существование  с помощью участия в труде. Социальная защита населения, как органическая часть социальной политики, базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, обеспечивающих социальную справедливость различным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных  особенностей.

Социальная защита населения как  объект исследования привлекает значительное внимание ученых и специалистов. Однако к настоящему времени отсутствует  однозначное понимание категории  «социальная защита». Это обстоятельство дает основание для того, чтобы  рассмотреть сущность данной категории  в современных условиях.

Представляется обоснованный подход, при котором, категория «социальная  защита» рассматривается в широком  и узком смысле.

Социальная защита в широком  смысле -- это система мер по

соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для  нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:

трудоспособным гражданам -- путем  создания условий для поддержания  благосостояния своим трудом и предприимчивостью;

- нетрудоспособным (социально уязвимым  слоям населения) -- гарантирование  социальной защищенности и поддержки.

В узком смысле социальная защита населения определяется как

система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно  нетрудоспособного населения. Или  как институт, целевая комплексная  система, сформированная обществом  для решения социально-экономических  проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых  граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также  семей с детьми.

Приведенные толкования понятия «социальная  защита» в полной мере соответствуют  основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер

оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан,

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

По-существу социальная защита, как  одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей  в обществе, что зафиксировано  в действующей Конституции Российской Федерации.

Для трудоспособного населения  социальная защита со стороны государства  и профсоюзов предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий  для нормальной жизнедеятельности  людей, занятия трудовой деятельностью. Социальная защита предусматривает  обеспечение безопасных условий  труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд.

В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально  уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для  их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации  ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия  в жизни общества.

Таким образом, под социальной защитой  населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании  для этих целей общественными  фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно-распределительных  методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и  практике управления, является категория  «социальная поддержка населения». Она, на наш взгляд, является

подсистемой социальной защиты и представляет комплекс адресных мер натуральной, денежной, организационно-правовой, морально-психологической  помощи нуждающимся категориям населения  с целью поддержания их усилий по решению проблем самообеспеченности. Социальная поддержка реализуется  преимущественно на основе активно-стимулирующих  методов.

Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоёв населения