Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Для начала необходимо усвоить, что курсовая работа является небольшим научным трудом студента, причем самостоятельным. Отсюда следует порядок ее написания - самостоятельно. В этом ее ценность и польза для самого студента. Иногда студенты "скачивая" курсовую работу из Интернета даже не проверяют её. Изначально работа была написана от женского имени, а её представляет на защиту представитель "сильного пола" или наоборот. Возможно это является сугубо личным предпочтением, но за это можно сразу получить двойку. Поэтому надеемся Вам помогут наши советы избежать неблагоприятных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Специфика и актуальность темы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России
1.1 Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики
1.2 История социальной политики в сфере помощи малообеспеченных слоев населения
1.3 Понятие и структура малообеспеченных слоев населения
1.4 Сущность и специфика управления социальной защитой малообеспеченных слоев населения
2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации
2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации
2.2 Денежные формы социальной государственной защиты населения и последние изменения в методах предоставления
2.3 Неденежная (натуральная) помощь
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи инвалидов в Российской Федерации на примере Новосибирской области
3.1 Инвалиды как одна из категорий малообеспеченных граждан нуждающихся в социальной поддержке государства
3.2 Механизм социальной поддержки населения, осуществляемой на территории Новосибирской области
3.3 Социальная защита инвалидов в Новосибирской области
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

СЗ МАЛООБЕСПЕЧ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ ДОКЛАД.docx

— 66.14 Кб (Скачать файл)

В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской  корзины. Она формируется посредством  установления государственными ведомствами  на основе научных разработок минимальных  норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности  человека крайне затруднено, если вообще возможно.

При определении минимальной потребительской  корзины решающее значение имеют  состав потребительской корзины  и нормы потребления, закладываемые  в потребительскую корзину

В 1995 году Государственная Дума приняла  Закон «О прожиточном минимуме в  Российской Федерации». В нем это  понятие определялось как показатель минимального состава и структуры  потребления, материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума устанавливалась  в размере 40 % от среднедушевого денежного  дохода, складывающегося в целом  по стране и в соответствующем  субъекте Российской Федерации [1.3].

Будучи важнейшим нормативом, для  определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный  минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения. Но при этом нужно иметь  в виду, что нет и не может  быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более абсолютно у всех их получателей.

Более узким по размерам группам  из числа малообеспеченных предоставляются  целевые выплаты. Типичными примерами  могут служить ежеквартальные компенсации  семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров  детского ассортимента, ежегодные выплаты  на приобретение комплекта детской  одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.

Общие компенсационные выплаты  призваны удерживать реальную величину социальных пособий на «допустимом» уровне, предотвращая ее катастрофическое падение. Целевые выплаты выполняют  более ограниченные задачи. Они должны способствовать потреблению отдельных  видов входящих в состав жизненного минимума товаров, несмотря на их удорожание. Целевые выплаты предоставляются  в сравнительно небольших размерах, никак не сопоставимых с величиной  прожиточного минимума. Это скорее его дополнительный источник.

Денежная компенсация стала  применяться с апреля 1991 года после  административного повышения цен. Тем не менее, многие ее виды, используемые в настоящее время, придание ей системного и постоянного характера непосредственно  связаны с совершенствованием прямой социальной защиты в ходе радикальной  экономической реформы.

Некоторая часть малообеспеченных попадает в разряд бедняков. Величина их доходов, то есть, прежде всего, социальных пособий, будучи не в состоянии поддержать «достойный» уровень жизни, не достигает  не только верхнего предела бедности, выражаемого в социальном варианте прожиточного минимума, но и нижнего  предела, выражаемого в его жизненном  варианте. Это особенно характерно для тех, у кого главным материальным источником существования служат не трудовые пенсии, а выплаты по общественному  вспомоществованию. Напротив, у получателей  пособия по социальному страхованию  степень распространения бедности несколько ниже.

Таким образом, в первую половину 90-х  годов преобладает тенденция  к сокращению разрыва между номинальной  величиной средней заработной платы  и трудовой пенсии. Причем такое  сокращение происходит в ускоряющемся темпе. Развитие подобной, уникальной в мировой практике, тенденции  объясняется не только ускоренным ростом размеров пенсий, который, как уже  отмечалось, хронически отстает от повышения прожиточного минимума, сколько  намного более низкими темпами  повышения заработной платы, несоразмерными с повышением цен.

В 90-х гг. наметился «новый курс»  политики в области прямой социальной защиты. Были предусмотрены следующие  изменения: разграничение видов  социальной помощи, предоставляемой  малообеспеченным слоям; выделение  «интересов» детей, пенсионеров  и инвалидов в качестве приоритетных при компенсации роста цен  нуждающимся группам населения; осуществление постепенного перехода на заявительную форму предоставления помощи; сокращение числа социальных выплат с заменой их преимущественно  пособиями по малообеспеченности, предоставляемыми семье, вне зависимости от причин ее бедности.

Несмотря на их разнообразие, приведенные  меры подчинены единой цели - формированию адресной системы прямой социальной защиты. После событий августа 1998 года переход к адресной системе  социальной поддержке населения  стал еще более актуальным. Необходимость  адресной помощи нуждающимся через  систему льгот, предоставляемых  по результатам проверки нуждаемости, отразилась в Программе социальных реформ на 1996-2000гг. Однако из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы данная система практически  не работала.

Курс на адресную защиту призван  прекратить равномерное «размазывание» социальных пособий тонким слоем  по всем нуждающимся в ней. Такая  помощь малоэффективна по своим результатам. Адресная социальная защита концентрируется  на более малочисленной группе, не оставляя при этом без какой-либо поддержки остальные категории  нуждающихся. Подобный подход увеличивает  возможность оказания относительно более ощутимой материальной помощи за счет ее перераспределения в пользу «истинно» нуждающихся.

Адресная защита подразумевает  жесткую увязку предоставления социальной помощи с действительным материальным положением ее потенциального получателя. Однако осуществление такой увязки вступает в противоречие с универсальным  подходом, пустившем глубокие корни  в системе социального обеспечения. Провозглашенный курс на адресную защиту как единственно возможный путь оказания реальной помощи в неблагоприятных  условиях переходного периода на практике проводится недостаточно последовательно.

Улучшались меры по улучшению методики оказания помощи нетрудоспособным призваны повысить эффективность всей системы  социальной защиты населения.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что основные направления  реформирования системы социальной поддержки в России необходимо связывать  с укреплением адресности социальных выплат, более эффективным управлением системой социального обеспечения, совершенствованием системы минимальных социальных стандартов в целях более рационального распределения бюджетных средств в пользу действительно нуждающихся, совместными усилиями органов государственного управления всех уровней, обеспечивающих доступность социальных услуг населению.

Реформы 90-х годов, хотя и обеспечили некоторый статистически фиксируемый  рост экономики, не смогли остановить процессы чрезмерной поляризации доходов, обострили тенденцию несоответствия социальных обязательств государства  его финансовым возможностям. Это  привело к снижению качества предоставляемых  малообеспеченным слоям населения  социальных услуг.

Действующая долгие годы система социальных льгот относительно стабильно поддерживала жизненный уровень малообеспеченных слоев населения. Однако неоправданное  увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое множеством нарушений  и злоупотреблений при их распределении, привело к значительному обременению  экономики, сдерживающему ее развитие. Призванная решить данную проблему и  вводимая с 2005 года реформа замены льгот  денежными компенсациями пока не выполняет эту задачу, ибо механизмы  ее решения недостаточно продуманы  и направлены скорее на сугубо прагматическое сокращение бюджетных расходов и  обязательств, нежели на реальную поддержку  нуждающихся слоев населения  в силу предельно низких установленных  нормативов компенсационных выплат.

2.3 Неденежная (натуральная)  помощь

Денежные выплаты по социальному  обеспечению далеко не всегда могут  играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного  роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются другими, преимущественно  неденежными и нематериальными. Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и  беспомощными группами населения.

Многие из их представителей отличаются не только относительно низким уровнем  дохода, получаемым по линии социального  обеспечения, но и плохим состоянием здоровья, физической немощью и др. Примерно 6% пенсионеров по старости и инвалидов беспомощны, одиноки, не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Немалая их часть  не живет в семье и не может  рассчитывать на поддержку родственников, друзей, соседей. Поэтому выплачиваемые  таким людям социальные пособия, даже если они удовлетворительны  по своим размерам, на практике трудно реализуемы и поэтому сами по себе недостаточны для обеспечения существования  их получателей.

Одно из таких направлений осуществляется через нестационарные учреждения, находящиеся  главным образом в ведении  Министерства социальной защиты населения. К ним, прежде всего, относятся центры социального обслуживания. Фактически это ведущие учреждения социальной защиты, действующие на муниципальном  уровне. Центры выявляют и учитывают  тех, кто нуждается в помощи, предоставляют  такую помощь в формах и видах, дифференцированных по особенностям их получателей, координируют усилия государственных  и общественных организаций в  этой области.

Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов  питания, обуви, одежды), а также осуществление  ремонта квартир, автотранспорта; выделение  лекарственных препаратов; обеспечение  бесплатного питания и предоставление топлива)

Приоритет подобной помощи принадлежит  социально-бытовой помощи на дому инвалидам  и престарелым. По данным Министерства социальной защиты, в такой помощи нуждаются 952,2 тыс. человек, из которых 826,6 тыс. ее получают. В целом по России из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием обеспечены 229 человек.

Наряду с центрами социального  обслуживания, в состав нестационарных учреждений и служб социальной помощи входят также центры помощи семье  и детям, центры психолого-педагогической помощи и экстренной психологической  помощи по телефону, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальные приюты для детей и  подростков и др. 1050 служб срочной  социальной помощи призваны оказывать  различные разовые услуги. При  них создаются банки вещей  и продуктов, работают телефоны доверия  и др. Пропускная способность таких  служб составляет примерно 2 млн. человек  ежегодно.

Другое направление социально  бытовой помощи охватывает тех нуждающихся  в ней, которые постоянно проживают  в интернатах. В настоящее время  в России действуют около 1 тыс. стационарных специализированных учреждений, в которых  обитают более 300 тыс. престарелых, инвалидов  и др.

Третье направление связано  с оказанием социально-бытовой  помощи относительно малочисленной  группе лиц без определенного  места жительства.

Положение многих из них усугубляется уголовным прошлым, разнообразными психическими отклонениями, хроническими болезнями, алкоголизмом, а также  отсутствием родственников, или  их нежеланием оказывать какую-либо помощь. Это разнообразная по составу  группа людей, опустившихся на социальное дно по конкретным различным причинам. Одни из них вынужденно ведут паразитический образ жизни, другие - добровольно.

Наряду с тремя перечисленными, основными, практикуются и другие виды социально-бытовой помощи. Они касаются как всей группы наиболее беззащитных  и малообеспеченных, так и ее отдельных  категорий. В переходный период получили распространение самые разнообразные  проявления социальной помощи, достаточно неординарные для России последних  десятилетий.

К нетрадиционным формам поддержки  относится деятельность специальных  чековых инвестиционных фондов для  граждан, нуждающихся в особой социальной защите (ЧИФ СЗ). Они созданы в  соответствии с Указом Президента «Об  использовании приватизационных чеков  в целях социальной защиты населения».

В переходный период огромное значение приобретают и другие виды неденежной помощи, предоставляемые в натуральной  форме наиболее беззащитным и  малообеспеченным группам населения. Будучи важным проявлением общественной благотворительности, натуральная  помощь служит дополнением к денежным выплатам по системе общественного  вспомоществования.

Одна из особенностей натуральной  помощи малообеспеченным заключается  в том, что, как правило, она не нуждается в жестком централизованном управлении, в единообразных инструкциях  и нормативах. Решающее значение в  ее организации приобретает инициатива местных органов власти, профессиональных, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. Натуральная  помощь обычно сводится к прямому  распределению предметов первой необходимости среди особо нуждающихся.

Важным проявлением натуральной  помощи является бесплатное питание  на постоянной или эпизодической  основе.

3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи инвалидам в Российской Федерации на примере Новосибирской области

3.1 Инвалиды как одна  из категорий малообеспеченных  граждан, нуждающихся в социальной  поддержке государства

В Российской Федерации инвалиды попадают в категорию малообеспеченных слоев  населения, так как нынешняя ситуация социальной поддержки инвалидов  не настолько эффективна, чтобы отнести  данный тип граждан к среднеобеспеченным. Сегодня инвалиды занимают одно из главных мест, как объект социальной политике, по улучшению уровня их жизни.

Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоёв населения