Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Для начала необходимо усвоить, что курсовая работа является небольшим научным трудом студента, причем самостоятельным. Отсюда следует порядок ее написания - самостоятельно. В этом ее ценность и польза для самого студента. Иногда студенты "скачивая" курсовую работу из Интернета даже не проверяют её. Изначально работа была написана от женского имени, а её представляет на защиту представитель "сильного пола" или наоборот. Возможно это является сугубо личным предпочтением, но за это можно сразу получить двойку. Поэтому надеемся Вам помогут наши советы избежать неблагоприятных ситуаций.

Содержание работы

Введение
1. Специфика и актуальность темы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России
1.1 Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики
1.2 История социальной политики в сфере помощи малообеспеченных слоев населения
1.3 Понятие и структура малообеспеченных слоев населения
1.4 Сущность и специфика управления социальной защитой малообеспеченных слоев населения
2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации
2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации
2.2 Денежные формы социальной государственной защиты населения и последние изменения в методах предоставления
2.3 Неденежная (натуральная) помощь
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи инвалидов в Российской Федерации на примере Новосибирской области
3.1 Инвалиды как одна из категорий малообеспеченных граждан нуждающихся в социальной поддержке государства
3.2 Механизм социальной поддержки населения, осуществляемой на территории Новосибирской области
3.3 Социальная защита инвалидов в Новосибирской области
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

СЗ МАЛООБЕСПЕЧ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ ДОКЛАД.docx

— 66.14 Кб (Скачать файл)

Инвалиды - это социально- демографическая  группа; ее основополагающая характеристика - наличие юридически оформленного статуса инвалида. Основанием для  признания гражданина инвалидом  является сочетание следующих трех факторов: нарушение здоровья со стойким  расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами; ограничение  жизнедеятельности (полная или частичная  утрата лицом способности или  возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться или  ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; необходимость  осуществления мер социальной защиты. Наличие лишь одного из указанных  факторов не является условием, достаточным  для признания лица инвалидом.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности  или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения  жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория  “ребенок-инвалид”.

В соответствии с законодательством  признание лица инвалидом осуществляется по результатам медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки здоровья и степени ограничения жизнедеятельности  на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица [1.5., ст. 1].

На основе анализа этих данных выносится  суждение о сохранности либо о  нарушении профессионально-трудового  статуса свидетельствуемого лица, вследствие ограничения способности к трудовой деятельности и/или способности  к обучению. Комплексная оценка этих позиций позволяет вынести суждение о наличии и степени ограничений  отдельных категорий жизнедеятельности  у свидетельствуемого лица, наиболее важные для социальной достаточности  человека. К ним относится способность  к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, способность к обучению и трудовой деятельности, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение. Степень выраженности ограничений жизнедеятельности  может быть различной. Она классифицируется в зависимости от способности  инвалида осуществлять ту или иную категорию жизнедеятельности и необходимых для этого условий. Ограничения жизнедеятельности являются социальными последствиями нарушений здоровья, которые могут привести к недостаточности человека, необходимости его социальной защиты или помощи.

В зависимости от степени нарушений  функций организма и ограничения  жизнедеятельности лицу, признанному  инвалидом, устанавливаются I, II и III группа инвалидности. Малообеспеченными считаются  инвалиды, имеющие I и II группы.

В настоящее время основными  направлениями социальной политики в отношении этой категории населения  является социальная защита инвалидов. Это система гарантированных  государством мер, обеспечивающих инвалидам  условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможности  участия в обществе.

Основными причинами, обуславливающими нуждаемость инвалидов в социальной защите, служит их неспособность, вследствие ограничения жизнедеятельности, к  самостоятельному проживания, поддержания  социальных связей, к обеспечению  экономической независимости и  т.д. Определение потребности лица, свидетельствуемого по поводу инвалидности, в мерах социальной помощи и защиты включает определение конкретных способов и методов, при помощи которых  имеющиеся нарушения функций  и ограничения жизнедеятельности  могут быть устранены, компенсированы или замещены.

Инвалиды - это категория населения  по многим параметрам относимая к  маргинальным группам. Такое положение  обусловлено их низкими доходами (свыше 90 % инвалидов находятся за чертой бедности), негативным отношением работодателей к трудоустройству  таких работников, несмотря на установленные  квоты по трудоустройству и штрафные санкции при их неисполнении, многочисленными  проблемами освоения окружающей среды  в связи с ее неприспособленностью к психофизиологическим возможностям инвалидов, психологическими факторами.

В Российской Федерации приняты  и реализуются целевые программы  в интересах инвалидов, объеденные в федеральную программу «Социальная  поддержка инвалидов в Российской Федерации», которая рассчитана на 2006-2010 гг.

3.2 Механизм социальной поддержки населения, осуществляемой на территории Новосибирской области

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают законы и иные нормативные  правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным  законом, а также разрабатывают  и реализуют государственные  региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной  социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Оказание (предоставление) государственной  социальной помощи в соответствии с  нормативными правовыми актами и  региональными программами субъектов  Российской Федерации, в том числе  предусматривающими предоставление гражданам  социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов  Российской Федерации [1.2., ст. 5].

В Новосибирской области в соответствии с областным законодательством  социальная поддержка распространяется на граждан, постоянно проживающих  на территории Новосибирской области, которые в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации  относятся к следующим категориям: лица, подвергшиеся политическим репрессиям и признанные реабилитированными; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; лица, проработавшие в  тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный  труд в период Великой Отечественной  войны; ветераны труда [1.6., ст. 1].

Ежемесячная денежная выплата устанавливается  в размерах, которые различны для  каждой из категорий граждан.

Граждане, проживающие в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим  группам населения, установленного в Новосибирской области на момент подачи заявления, имеют право на получение единовременной денежной выплаты немного выше, чем обычно.

Денежные выплаты производятся в порядке, определённом администрацией Новосибирской области.

Размеры денежных выплат подлежат индексации в соответствии с коэффициентом, установленным законом Новосибирской  области об областном бюджете Новосибирской области. Коэффициент индексации может быть изменён в связи с изменением величины прожиточного минимума в течение финансового года.

Граждане, кроме ветеранов труда, имеют право на оплату в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.

Средства на оплату обеспечения  лекарственными средствами, на обеспечение  проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения предусматриваются  законом Новосибирской области  об областном бюджете на соответствующий  финансовый год [1.6., ст. 7].

Порядок предоставления мер социальной поддержки, определяется администрацией Новосибирской области.

Меры социальной поддержки предоставляются  при условии предъявления гражданином  документа установленного образца, подтверждающего его принадлежность к одной из категорий граждан.

При наличии у гражданина права  на получение одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям соответствующая мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина [1.6., ст. 8].

Денежные выплаты, установленные  настоящим Законом, не учитываются  при исчислении размера совокупного  дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки её (его) нуждаемости  при определении права на получение  субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг [1.6., ст. 9].

Расходы на реализацию мер социальной поддержки финансируются за счет средств областного бюджета Новосибирской  области.

Порядок возмещения расходов на оказание мер социальной поддержки отдельным  категориям граждан на территории Новосибирской  области определяется администрацией Новосибирской области [1.6., ст. 10].

3.3 Социальная поддержка  инвалидов в Новосибирской области

Реализация государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов  в Новосибирской области основывается на следующих принципах: адресности; добровольности; гуманности; обеспечения  равных возможностей и доступности; приоритетности финансирования мероприятий  реабилитации инвалидов; ответственности  органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, и их должностных лиц за нарушения  прав инвалидов в сфере социальной защиты [1.7.,ст. 2].

Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления привлекают общественные объединения инвалидов через  их полномочных представителей к  работе по подготовке и реализации решений, затрагивающих интересы инвалидов.

Финансирование мероприятий социальной защиты инвалидов осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, государственных  внебюджетных фондов и других источников.

К компетенция Областного Совета депутатов  в сфере социальной поддержке  инвалидов относится: определение  приоритетов социальной политики в  отношении инвалидов на территории области; утверждение областных  программ по социальной защите инвалидов;

принятие законов и иных нормативных  правовых актов о социальной защите инвалидов и контролирование  их исполнение; установление налоговых  льгот организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим  услуги для инвалидов, а также  общественным объединениям инвалидов  и организациям, уставный капитал  которых полностью состоит из вкладов общественных объединений  инвалидов; установление иных льгот  и дополнительных пособий инвалидам  или отдельным категориям инвалидов  за счет средств бюджета области; утверждение расходов областного бюджета  на социальную защиту инвалидов; оказание содействия общественным объединениям инвалидов [1.7., ст. 6].

К компетенции администрации области  Администрация области в сфере  социальной помощи инвалидам относится: реализация государственной политики в отношении инвалидов на территории области; принятие нормативных правовых актов о социальной защите инвалидов  и контролирование их исполнение; определение направлений в осуществлении  социальной политики в отношении  инвалидов на территории области  с учетом уровня социально-экономического развития; участие в реализации федеральных  программ в области социальной защиты инвалидов;

создание предприятий, учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, осуществление  контроля за их деятельностью; организация  и координация деятельности по подготовке кадров в сфере социальной защиты инвалидов; разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; оказание содействия и помощи общественным объединениям инвалидов; представление  на утверждение областной бюджет в части расходов на социальную защиту инвалидов и т.д.[1.7., ст. 7].

К компетенции территориальных  органов государственной власти и органов местного самоуправления относятся подобные вопросы в  осуществлении социальной поддержки, но у них уже меньше полномочий и прав.

К социальной поддержке инвалидов  относится медицинская помощь, которая, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и законодательством Новосибирской  области. Новосибирской областной  программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи инвалидам  гарантируются: скорая медицинская  помощь; медицинская помощь при социально  значимых заболеваниях; отдельные дорогостоящие  виды медицинской помощи; медицинская  помощь, включенная в систему обязательного  медицинского страхования: амбулаторно-поликлиническая  помощь, стационарная помощь с проведением  реабилитационных мероприятий по медицинским  показаниям.

При невозможности осуществления  в полном объеме медицинской помощи и реабилитации на территории области, инвалиды имеют право на ее получение  в профильных лечебно-профилактических и реабилитационных учреждениях  за пределами области в соответствии с действующими нормативными правовыми  актами [1.7., ст. 15].

Дополнительная жилая площадь  в виде отдельной комнаты инвалидам, имеющим на нее право в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации, предоставляется в размере не менее 15 кв. метров на 1 человека.

Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоёв населения