Социальная защита населения Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Степень благополучия общества в целомопределяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2. Принципы и функции социальной защиты населения
1.3. Факторы формирования и развития социальной защиты населения
Глава 2. Нормативно-правовая база социальной защиты населения
2.1. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения
2.2. Принцип правового социального обеспечения
2.3. Виды социального обеспечения
Глава 3. Социальная защита населения Оренбургской области
3.1.Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области
3.2. Деятельность Управления по социальной политике города Оренбурга
3.3.Анализ деятельности органов социальной защиты Оренбургской области за 2013 год.
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………..…..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие социальной защиты населения

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

1.2. Принципы и функции социальной защиты населения

1.3. Факторы формирования и развития социальной защиты населения

Глава 2. Нормативно-правовая база социальной защиты населения

2.1. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения

2.2. Принцип правового социального обеспечения

2.3. Виды социального обеспечения

Глава 3. Социальная защита населения Оренбургской области

3.1. Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области

3.2. Деятельность Управления по социальной политике города Оренбурга

3.3. Анализ деятельности органов социальной защиты Оренбургской области за 2013 год.

Заключение……………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………..…..

Приложения………………………………………………………………


 

 

 

 

 

 

Введение

Степень благополучия общества в целом определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения. 

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. 
        В условиях экономического спада и проявляющихся кризисных явлений очевидным становится возросшее значение социальных последствий этих процессов. Преобразование структуры общества, производственных отношений, политической деятельности органически сливаются с проблемами в социальной сфере, от решения которых непосредственно зависит положение и деятельность человеческих ресурсов и интеллектуального капитала.

В настоящее время в российском обществе сложилась такая социальная ситуация, в связи с которой возникает острая необходимость в целенаправленном поиске новых подходов к формированию социальной политики государства, которая могла бы направить деятельность всех учреждений и служб социальной сферы на ликвидацию возникающих социальных проблем.

Актуальность данной темы вытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значения социальной защиты населения.

Цель курсовой работы - рассмотреть существующую систему социальной защиты населения на территории города Оренбурга и пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения.

Задачи, решаемые в работе:   

- рассмотреть теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России;   

 - охарактеризовать систему социальной защиты населения города Оренбурга;    

- предложить пути совершенствования системы социальной защиты населения города Оренбурга.

Объектом исследования является различные слои населения, на которых направлена социальная защита населения.

Предмет исследования - система социальной защиты населения.

Структура курсовой работы включает:

- определение понятия  социальной защиты населения;

- выявление факторов формирования  и развития социальной защиты  населения;

- изучение нормативно-правовой  базы социальной защиты населения;

- анализ деятельности  социальной защиты населения  в Оренбургской области.

 

 

 

 

  1. Понятие социальной защиты населения

 

1.1. Понятие и  сущность социальной защиты населения

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. 

Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является определённая система отношений собственности и права. Именно частная собственность обуславливает независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

- государство, провозгласившее  себя цивилизованным, обязано обеспечить  населению достойный уровень  жизни;

- всякое государство  заинтересовано в расширенном  воспроизводстве квалифицированной  рабочей силы;

- социально-экономическая  поддержка неимущих нивелирует  экономическое состояние различных  групп и слоев населения.

Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.

Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь).

Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основными формами социальной защиты являются законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальные услуги; целевые социальные программы.

В современных условиях потребовалось развитие организационно - правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем, социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

Организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Такие фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Информация о работе Социальная защита населения Оренбургской области