Социальная защита населения Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Степень благополучия общества в целомопределяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2. Принципы и функции социальной защиты населения
1.3. Факторы формирования и развития социальной защиты населения
Глава 2. Нормативно-правовая база социальной защиты населения
2.1. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения
2.2. Принцип правового социального обеспечения
2.3. Виды социального обеспечения
Глава 3. Социальная защита населения Оренбургской области
3.1.Деятельность Министерства социального развития Оренбургской области
3.2. Деятельность Управления по социальной политике города Оренбурга
3.3.Анализ деятельности органов социальной защиты Оренбургской области за 2013 год.
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………..…..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.94 Кб (Скачать файл)

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан - законодательно закрепленные государственные формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относятся:

права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанный с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых на жилище;

права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами: минимальная заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения.

Необходимо не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы и, что принципиально важно, - дополнение их новыми.

Среди механизмов социальной защиты населения можно выделить следующие: правовые, организационно-распорядительные, финансово-материальные и кадровые.

Методы социальной защиты должны строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения.

Особую группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно- исполнительская деятельность; кадровое обеспечение; ресурсное обеспечение; распорядительство; определение времени работы; контроль.

Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социальной защиты населения - помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

Таким образом, под социальной защитой населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании для этих целей общественными фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно-распределительных методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и практике управления, является категория «социальная поддержка населения».

 

2. Нормативно-правовая база социальной защиты населения

 

2.1. Юридические  гарантии в сфере социального  обеспечения

В настоящее время проблема гарантирования предоставляемых законом прав в ходе решения задач восстановления экономики нашего общества, его демократизации, создания правового государства проявилась с особой остротой как проблема эффективности всей системы законодательства, как необходимость создания согласованной системы гарантий реализации законов.

Общая проблема эффективности правовой реформы, опирающейся на концепцию правового государства, тесно связывается с гарантиями законности и реализации прав граждан.

Гарантии - это условия, обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Различают экономические (в основе которых лежат формы собственности на средства производства), политические (имеющие основой демократию и самоуправление), идеологические (представляющие собой духовную культуру общества), социальные (представляющие особенности социальной структуры общества) и юридические гарантии.

Условием, необходимым для существования и упрочения режима законности, является наличие развитой системы законодательства. Это означает такую взаимосвязь и взаимодействие нормативных актов, при которой действие одного закона не находится в противоречии с действием других, а реализация одного права регламентирована таким образом, чтобы не препятствовать реализации других прав.

Таков общий механизм реализации правовых норм, который конкретизирует использование гражданами их прав в сфере социального обеспечения, вытекающих из Конституции РФ.

 

2.2. Принцип правового  социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.  
Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения:

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);

  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

  • равенство всех перед законом и судом;

  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;

  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения,  прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Таким образом, ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

2.3. Виды социального  обеспечения

Виды социального обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения.

Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель:

1. оказать человеку (субъекту  права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;

2. обеспечить содержание  человека, то есть предоставить  ему необходимые и достаточные  для естественного существования  средства (например, комплекс услуг  в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных  учреждениях).

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

1. Социально-обеспечительная  помощь. Помощь по системе права  социального обеспечения оказывается  тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, имеют определенный источник  средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

2. Социально-обеспечительное  содержание. Преследует цель предоставить  человеку: а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию. Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет:

а) временный характер;

б) не является основным или ведущим источником средств к существованию.

Информация о работе Социальная защита населения Оренбургской области