Социально экономические права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:04, реферат

Описание работы

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.
Употребление термина «основные права и свободы» не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве
2.2 Судебная защита социально-экономических прав граждан
2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.docx

— 113.04 Кб (Скачать файл)

 

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения федеральных и региональных (субъектов Российской Федерации) законодательных (представительных) органов государственной власти.

 

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

 

Из содержания Закона вытекают два главных условия приемлемости жалобы:

 

1. Предварительное использование  судебных или административных  механизмов защиты прав;

 

2. Подача жалобы в течение  года с момента предполагаемого  нарушения прав и свобод заявителя.

 

К жалобе, кроме того, предъявляются достаточно типовые формальные требования: жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

 

Особые условия подачи жалоб закон предусматривает для лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Жалобы, адресованные Уполномоченному такими заявителями, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

 

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

 

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

 

1) принять жалобу к  рассмотрению;

 

2) разъяснить заявителю  средства, которые тот вправе  использовать для защиты своих  прав и свобод;

 

3) передать жалобу государственному  органу, органу местного самоуправления  или должностному лицу, к компетенции  которых относится разрешение  жалобы по существу;

 

4) отказать в принятии  жалобы к рассмотрению.

 

О принятом решении по жалобе Уполномоченный должен в десятидневный срок уведомить заявителя. Если заявителю отказано в принятии жалобы к рассмотрению, то Уполномоченный должен мотивировать свой отказ. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

 

Если жалоба принята к рассмотрению, то Уполномоченный информирует об этом не только заявителя, но и государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

 

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к государственным органам, обладающим соответствующей компетенцией или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

 

Проверка не может быть поручена тому органу или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.

 

Уполномоченный обладает широкими правами для проведения проверки по жалобе. Он вправе:

 

1) беспрепятственно посещать  различные государственные и  общественные учреждения и организации  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности, воинские  части, места принудительного содержания;

 

2) запрашивать и получать  от причастных к делу организаций  сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения  жалобы;

 

З) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

 

4) проводить проверку  деятельности государственных органов, органов местного самоуправления  и должностных лиц;

 

5) поручать государственным  учреждениям проведение экспертных  исследований и подготовку заключений  по вопросам, имеющим отношение  к жалобе;

 

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами  об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили  в законную силу, а также с  прекращенными производством делами  и материалами, по которым отказано  в возбуждении уголовных дел.Эти права Уполномоченного защищены Кодексом об Административных правонарушениях.

 

Вмешательство в деятельность Уполномоченного, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных законом об Уполномоченном, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет административное взыскание в виде штрафа.

 

Поскольку Уполномоченный не является судебной инстанцией, не обладает властными полномочиями для непосредственного разрешения жалобы, закон закрепляет за ним право воздействовать на нарушителей (органы и должностных лиц) посредством других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

 

1) обратиться в суд  с заявлением в защиту прав  и свобод нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

 

2) обратиться в компетентные  государственные органы с ходатайством  о возбуждении дисциплинарного  или административного производства  либо уголовного дела в отношении  должностного лица, в решениях  или действиях (бездействии) которого  усматриваются нарушения прав  и свобод человека и гражданина;

 

3) обратиться в суд  или прокуратуру с ходатайством  о проверке вступившего в законную  силу решения, приговора суда, определения  или постановления суда либо  постановления судьи;

 

4) изложить свои доводы  должностному лицу, которое вправе  выносить протесты, а также присутствовать  при судебном рассмотрении дела  в порядке надзора;

 

5) обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации с  жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению  в конкретном деле.

 

Жалобы Уполномоченному можно направлять не только по почте, но и передать их через приемную Уполномоченного по правам человека в Москве. Здесь можно получить все необходимые консультации о порядке оформления и подачи жалоб.

 

В 2004 году Уполномоченному поступило около 23 тысяч индивидуальных и коллективных жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод. Это почти в 3 раза больше, чем за шесть месяцев 2003 года. Более 1,5 тысяч заявителей обратились непосредственно в приемную Уполномоченного в Москве.

 

Из общего количества поступивших в 2004 году жалоб и обращений граждан 36,7% были приняты к рассмотрению; разъяснены заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод - 51,9%; отказано в принятии к рассмотрению - 11,4%.

 

Тот факт, что более 60% жалоб отклонены Уполномоченным, свидетельствует, к сожалению, о низкой правовой культуре заявителей, незнании форм и методов защиты своих прав.

 

По 20% жалоб, принятых к производству Уполномоченным, достигнуто положительное решение, Т.е. восстановлены нарушенные права в соответствии с ожиданиями заявителя.

 

Тематика дел, принятых к производству Уполномоченным в 2004 году, распределилась следующим образом (в процентах к общему числу):

 

· Конституционное и административное право - 5,6%;

 

· Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право - 31,3%;

 

· Гражданское право - 21,8%;

 

· Жилищное право - 10,7%;

 

· Трудовое право - 14,1%;

 

· Земельное право и охрана окружающей природной среды - 1,2%;

 

· Международное право - 1,3%;

 

· Права инвалидов, ветеранов труда, вопросы пенсий и пособий - 6,7%;

 

· Права военнослужащих и членов их семей - 5,4%;

 

· Права беженцев и вынужденных переселенцев - 1,6%;

 

· Другие - 0,3%.

 

Помимо работы с индивидуальными заявителями и конкретной помощи в восстановлении нарушенных прав и свобод отдельных лиц, Уполномоченный имеет возможности по совершенствованию как законодательства, так и правоприменительной практики в области прав и свобод человека и гражданина. Тем самым Уполномоченный может предотвратить типичные, массовые нарушения прав человека в целом в Российской Федерации.

 

Практика деятельности Уполномоченного по правам человека выявила ряд проблем, связанных с несовершенством действующего законодательства и необходимостью развития законодательной базы самого института Уполномоченного.

 

По мнению действующего уполномоченного по правам человека Лукина В.П. остро нуждается в определенной корректировке Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», поскольку ряд положений этого закона неоправданно ограничивает возможности Уполномоченного. Основные проблемы связаны с отсутствием у Уполномоченного права законодательной инициативы, а также ограниченностью возможностей для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе по вопросам толкования действующего законодательства и международных договоров).

 

Явным ограничителем для развертывания эффективной структуры государственной правозащиты, охватывающей всю Федерацию, выступают положения статьи 5 закона, не устанавливающие четких рамок взаимодействия федерального и региональных уполномоченных. Из многих субъектов Российской Федерации (в том числе из отдаленных - Приморья, Камчатки) поступают обращения с просьбой назначить региональных представителей Уполномоченного, что законом не предусмотрено. Недостаточно урегулированы в законе вопросы, связанные с условиями деятельности и структурой рабочего аппарата Уполномоченного, не предусмотрен порядок назначения его заместителей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Новая Россия, следуя курсом реформ, восприняла основные требования, принципы и стандарты мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяла на себя определенные обязательства по соблюдению прав человека, согласилась с тем, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми, даны человеку от природы, обязательны для всех, и, прежде всего для самой власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление. Она безоговорочно признала соответствующие международно-правовые акты в данной области, приняла собственную Декларацию прав человека и гражданина. В Конституции РФ закреплено положение о том, что права человека являются высшей социальной ценностью, что их соблюдение - первейшая обязанность государства. Впервые в отечественной истории введен специальный пост Уполномоченного по правам человека, т.е. появился новый правозащитный институт.

 

Важное значение имеют не только личные и политические, но и социально-экономические права человека. Права человека должны носить неразделимый характер, так как они образуют единое целое, а человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от произвола и нищеты. Западные страны преуспели на пути политической демократии, но не социальной, что нередко сводит на нет многие их достижения. Лишь в последнее время социальной стороне жизни людей стало уделяться неизмеримо больше внимания.

 

Что касается России, то сегодня в области теории прав и свобод человека наблюдается пусть небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их оформления, общественного внимания, политического и философского осмысления, научных заделов. Социально-экономическим правам посвящены ст. 34-44 Конституции РФ. Эти положения конкретизируются в различных областях отраслевого законодательства: Уголовном Кодексе, Гражданском Кодексе, Трудовом Кодексе, Жилищном Кодексе, Основах законодательства об охране здоровья граждан и др.

 

Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной».

 

Автор работы считает, что в настоящее время в России более или менее полно реализуются лишь политические права и свободы. Что же касается социально-экономических прав, то тут все, мягко говоря, сложнее. Для значительной части населения стали недоступными высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение. Дает о себе знать безработица, неадаптированность к рыночным отношениям. Положение усугубляется расслоением общества на «очень богатых» и «очень бедных». Разница между 10 % первых и 10 % вторых достигла 25-кратного предела (в странах Запада в среднем 8-10 раз).

 

Русский дореволюционный юрист П.И.Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это - право на достойное человеческое существование. Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение.

 

В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи» (ст. 3). «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст. 25).

Информация о работе Социально экономические права человека