Социально экономические права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:04, реферат

Описание работы

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.
Употребление термина «основные права и свободы» не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве
2.2 Судебная защита социально-экономических прав граждан
2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.docx

— 113.04 Кб (Скачать файл)

 

Гражданин Кузнецов был осужден к двум годам лишения свободы. В народный суд был подан иск со стороны АО «Красный луч» о признании его утратившим право пользования жильем в связи с пунктом 8 части 2 статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР, в соответствии с которым жилье сохраняется за гражданином при его отсутствии в течение 6 месяцев, а затем он может быть лишен жилища в судебном порядке. Районный суд обратился в Конституционный Суд РФ с целью проверки конституционности данной нормы.

 

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении отметил, что временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе по причине его осуждения к лишению свободы, не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить основанием для лишения права пользования жилым помещением (ст. 40 Конституции РФ). Эта норма приводит к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан, т.к. лишение жилища в связи с осуждением несет в себе дополнительное наказание, не предусмотренное уголовным кодексом, что нарушает ст. 19 Конституции РФ. КС признал данную норму Закона противоречащей Конституции, ее статьям 19, 40, 46 и 55. Т.е. гражданин не может быть лишен своего жилья из-за пребывания в тюрьме.

 

Общий порядок оказания медико-социальной помощи, а также права граждан при оказании медико-социальной помощи установлены Основами законодательства об охране здоровья граждан в редакции от 30.06.03 №86-ФЗ.

 

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

 

1) соблюдение прав человека  и гражданина в области охраны  здоровья и обеспечение связанных  с этими правами государственных  гарантий;

 

2) приоритет профилактических  мер в области охраны здоровья  граждан;

 

3) доступность медико-социальной помощи;

 

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

 

5) ответственность органов  государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение  прав граждан в области охраны  здоровья.

 

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:

 

1) средства бюджетов всех  уровней;

 

2) средства, направляемые  на обязательное и добровольное  медицинское страхование в соответствии  с Законом Российской Федерации  «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» от 28.06.91 №1499-1;

 

3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья  граждан;

 

4) средства государственных  и муниципальных предприятий, организаций  и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

 

5) доходы от ценных  бумаг;

 

6) кредиты банков и  других кредиторов;

 

7) безвозмездные и (или) благотворительные  взносы и пожертвования;

 

8) иные источники, не запрещенные  законодательством Российской Федерации.

 

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В Основах законодательства об охране здоровья граждан гарантии в области охраны здоровья установлены: семье; беременным женщинам и матерям; несовершеннолетним; военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту; гражданам пожилого возраста; инвалидам; гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и др.

 

При обращении за медицинской помощью и ее получении граждане имеют право на:

 

· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

 

· выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

 

· обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

 

· проведение консилиума и консультаций других специалистов;

 

· облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

 

· сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении;

 

· информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

 

· отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 Основ;

 

· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

 

· получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

 

· возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

 

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

 

В Российской Федерации охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов и субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья регулируются ст. 12, 13, 14 Основ.

 

Право на образование регулируется Законом РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1. Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст. 6 Закона.

 

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

 

Под системой образования понимается совокупность:

 

· системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

 

· сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

 

· системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

 

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

 

1) общеобразовательные (основные  и дополнительные);

 

2) профессиональные (основные  и дополнительные).

 

К общеобразовательным относятся программы:

 

1) дошкольного образования;

 

2) начального общего образования;

 

3) основного общего образования;

 

4) среднего (полного) общего  образования.

 

К профессиональным относятся программы:

 

1) начального профессионального  образования;

 

2) среднего профессионального  образования;

 

3) высшего профессионального  образования;

 

4) послевузовского профессионального  образования.

 

Ст. 19 Закона устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

 

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

 

По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

 

 Порядок разработки, утверждения  и введения государственных образовательных  стандартов определяется Правительством  в соответствии со ст. 7 Закона. В Российской Федерации с учетом  потребностей и возможностей  личности разрешается освоение  образовательных программ в различных  формах: в образовательном учреждении  с отрывом (преимущественно) и без  отрыва от производства; в форме  семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм  получения образования в рамках  конкретной основной общеобразовательной  или основной профессиональной  образовательной программы действует  единый государственный образовательный  стандарт.

 

Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 №3612-1 и Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» от 04.08.01 №107-ФЗ.

 

2.2 Судебная защита социально-экономических  прав граждан

 

 

Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Суды всех уровней, несмотря на имеющиеся недостатки уже в современных условиях формирования гражданского общества в России являются эффективным правовым средством защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон и если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечить стабильность приговоров законность и обоснованность решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное - приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из конституционных свобод - равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства.

 

С вышеупомянутым суждением трудно не согласиться, поскольку конституционные принципы ведения судопроизводства в реальной правоприменительной практике зачастую нарушаются. Не соблюдаются и конституционные, уголовно-процессуальные и иные гарантии прав гражданина, сказывается политическое влияние на судебную власть. В конечном счете, это неизбежно ведет к нарушению Конституции, неэффективности конституционных норм - гарантий прав и свобод граждан и иным негативным последствиям.

 

Поэтому в современных условиях в России обеспечение конституционных гарантий прав и свобод граждан в первую очередь связано с созданием сильной, доступной для граждан и независимой от кого-либо судебной власти.

 

Вместе с тем некоторые теоретики и практики утверждают, что концепция модели правосудия, которая опирается на теорию обособленности носителей судебной власти, представляет собой неправильное понимание сущности доктрины судебной власти. Это не способствует формированию в судейском корпусе убежденности в том, что приоритетной во всей судебной деятельности является реализация именно правозащитной функции.

 

Начиная с конца 80-х годов, в России предпринимались попытки реформирования существовавшей судебной системы. В то время Верховный Совет СССР одобрил 4 августа 1989 г. Закон СССР «О статусе судей в СССР», а 13 ноября 1989 года - «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик.» Оба этих закона, как и Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», а также Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 8 июля 1981 года и другие правовые акты содержали ряд прогрессивных норм, но не обеспечили в полной мере процесса реформирования существующей судебной системы. Однако эти законодательные акты в определенной степени послужили основой для разработки задач судебной реформы в России.

 

В октябре 1991 года, с принятием Концепции судебной реформы в СССР, был провозглашен наряду с политическими и экономическими преобразованиями процесс правовой реформы.

 

Решающие шаги в практическом осуществлении судебной реформы были предприняты Верховным Советом РФ незадолго до принятия Конституции РФ 1993 г. В этот период в компетенцию судов общей юрисдикции перешли новые категории дел: налоговые, земельные, пенсионные, о праве на занятие предпринимательской деятельностью, на свободу слова, получение и распространение информации, разрешение конфликтов в сферах административного регулирования, споров о праве заниматься политической и общественной деятельностью и др. Расширился круг полномочий в сфере уголовного судопроизводства, области контроля за соблюдением законодательства о выборах, трудового законодательства. Интенсивный процесс законотворчества сопровождался расширением сферы судебного регулирования.

 

Уже в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации было провозглашено, что Россия - это правовое демократическое государство.

 

В развитие базовых положений Конституции РФ существенный вклад внесла Государственная Дума первого созыва. В период ее работы были приняты:

 

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 №1-ФКЗ;

 

Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ» от 23.06.99 № 1-ФКЗ;

 

Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.95 №45-ФЗ;

 

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.95, №1-ФКЗ;

 

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.02, №95-ФЗ;

 

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10.01.96 №6-ФЗ.

Информация о работе Социально экономические права человека