Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:04, реферат
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.
Употребление термина «основные права и свободы» не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве
2.2 Судебная защита социально-экономических прав граждан
2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гражданин Кузнецов был осужден к двум годам лишения свободы. В народный суд был подан иск со стороны АО «Красный луч» о признании его утратившим право пользования жильем в связи с пунктом 8 части 2 статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР, в соответствии с которым жилье сохраняется за гражданином при его отсутствии в течение 6 месяцев, а затем он может быть лишен жилища в судебном порядке. Районный суд обратился в Конституционный Суд РФ с целью проверки конституционности данной нормы.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении отметил, что временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе по причине его осуждения к лишению свободы, не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить основанием для лишения права пользования жилым помещением (ст. 40 Конституции РФ). Эта норма приводит к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан, т.к. лишение жилища в связи с осуждением несет в себе дополнительное наказание, не предусмотренное уголовным кодексом, что нарушает ст. 19 Конституции РФ. КС признал данную норму Закона противоречащей Конституции, ее статьям 19, 40, 46 и 55. Т.е. гражданин не может быть лишен своего жилья из-за пребывания в тюрьме.
Общий порядок оказания медико-социальной помощи, а также права граждан при оказании медико-социальной помощи установлены Основами законодательства об охране здоровья граждан в редакции от 30.06.03 №86-ФЗ.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека
и гражданина в области охраны
здоровья и обеспечение
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность
граждан в случае утраты
5) ответственность органов
государственной власти и
Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
1) средства бюджетов всех уровней;
2) средства, направляемые
на обязательное и
3) средства целевых фондов,
предназначенных для охраны
4) средства государственных
и муниципальных предприятий, организаций
и других хозяйствующих
5) доходы от ценных бумаг;
6) кредиты банков и других кредиторов;
7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
8) иные источники, не запрещенные
законодательством Российской
Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В Основах законодательства об охране здоровья граждан гарантии в области охраны здоровья установлены: семье; беременным женщинам и матерям; несовершеннолетним; военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту; гражданам пожилого возраста; инвалидам; гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и др.
При обращении за медицинской помощью и ее получении граждане имеют право на:
· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
· выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
· обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
· проведение консилиума и консультаций других специалистов;
· облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
· сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении;
· информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
· отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 Основ;
· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
· получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
· возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
В Российской Федерации охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов и субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья регулируются ст. 12, 13, 14 Основ.
Право на образование регулируется Законом РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1. Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст. 6 Закона.
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Под системой образования понимается совокупность:
· системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
· сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
· системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского
Ст. 19 Закона устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.
Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.
По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.
Порядок разработки, утверждения
и введения государственных
Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 №3612-1 и Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» от 04.08.01 №107-ФЗ.
2.2 Судебная защита социально-
Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Суды всех уровней, несмотря на имеющиеся недостатки уже в современных условиях формирования гражданского общества в России являются эффективным правовым средством защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон и если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечить стабильность приговоров законность и обоснованность решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное - приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из конституционных свобод - равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства.
С вышеупомянутым суждением трудно не согласиться, поскольку конституционные принципы ведения судопроизводства в реальной правоприменительной практике зачастую нарушаются. Не соблюдаются и конституционные, уголовно-процессуальные и иные гарантии прав гражданина, сказывается политическое влияние на судебную власть. В конечном счете, это неизбежно ведет к нарушению Конституции, неэффективности конституционных норм - гарантий прав и свобод граждан и иным негативным последствиям.
Поэтому в современных условиях в России обеспечение конституционных гарантий прав и свобод граждан в первую очередь связано с созданием сильной, доступной для граждан и независимой от кого-либо судебной власти.
Вместе с тем некоторые теоретики и практики утверждают, что концепция модели правосудия, которая опирается на теорию обособленности носителей судебной власти, представляет собой неправильное понимание сущности доктрины судебной власти. Это не способствует формированию в судейском корпусе убежденности в том, что приоритетной во всей судебной деятельности является реализация именно правозащитной функции.
Начиная с конца 80-х годов, в России предпринимались попытки реформирования существовавшей судебной системы. В то время Верховный Совет СССР одобрил 4 августа 1989 г. Закон СССР «О статусе судей в СССР», а 13 ноября 1989 года - «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик.» Оба этих закона, как и Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», а также Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 8 июля 1981 года и другие правовые акты содержали ряд прогрессивных норм, но не обеспечили в полной мере процесса реформирования существующей судебной системы. Однако эти законодательные акты в определенной степени послужили основой для разработки задач судебной реформы в России.
В октябре 1991 года, с принятием Концепции судебной реформы в СССР, был провозглашен наряду с политическими и экономическими преобразованиями процесс правовой реформы.
Решающие шаги в практическом осуществлении судебной реформы были предприняты Верховным Советом РФ незадолго до принятия Конституции РФ 1993 г. В этот период в компетенцию судов общей юрисдикции перешли новые категории дел: налоговые, земельные, пенсионные, о праве на занятие предпринимательской деятельностью, на свободу слова, получение и распространение информации, разрешение конфликтов в сферах административного регулирования, споров о праве заниматься политической и общественной деятельностью и др. Расширился круг полномочий в сфере уголовного судопроизводства, области контроля за соблюдением законодательства о выборах, трудового законодательства. Интенсивный процесс законотворчества сопровождался расширением сферы судебного регулирования.
Уже в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации было провозглашено, что Россия - это правовое демократическое государство.
В развитие базовых положений Конституции РФ существенный вклад внесла Государственная Дума первого созыва. В период ее работы были приняты:
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 №1-ФКЗ;
Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ» от 23.06.99 № 1-ФКЗ;
Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.95 №45-ФЗ;
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.95, №1-ФКЗ;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.02, №95-ФЗ;
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10.01.96 №6-ФЗ.