Социально экономические права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:04, реферат

Описание работы

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.
Употребление термина «основные права и свободы» не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ
2. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве
2.2 Судебная защита социально-экономических прав граждан
2.3 Роль уполномоченного по правам человека в реализации социально-экономических прав граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.docx

— 113.04 Кб (Скачать файл)

 

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с письменного согласия работника.

 

В ТК РФ закреплено право работников на отпуск. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Выделяют основной и дополнительные отпуска. Основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Пенсионерам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, родственникам военнослужащих, погибшим при исполнении служебных обязанностей; а также прочим работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной ТК, предоставляется по их письменному заявлению.

 

Трудовым Кодексом регламентируется порядок защиты трудовых прав работников. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

 

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

 

· защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

 

· самозащита работниками трудовых прав.

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

 

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

 

· обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

 

· обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 

· обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

 

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

 

· осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

 

· анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

 

· осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

 

· направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

 

· реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 

· проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

 

· осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

 

· обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

 

· анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

 

· дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

 

· участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

 

· принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

 

· запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

 

· ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

 

· осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 

· информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

 

· готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

 

Очень важной формой защиты трудовых прав работающих является профессиональные союзы. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

 

Трудовой Кодекс определяет порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. Работники формируют свои требования на общем собрании при наличии кворума. Далее требования в письменной форме направляются работодателю. Работодатель обязан принять требования к рассмотрению и дать ответ в течение трех дней. Затем в течение трех дней из представителей работодателя и работающих создается примирительная комиссия, пытающаяся урегулировать трудовой спор. Рассмотрение трудового спора примирительной комиссией должно продолжаться не более пяти рабочих дней. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

 

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

 

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

 

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

 

По инициативе профсоюза летного состава РФ в мае 1994 г. в авиаотрядах и авиапредприятиях некоторых регионов России была проведена забастовка. Решением суда она была признана незаконной на основании ст. 12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Заявитель просил проверить конституционность данной статьи.

 

Конституционный Суд РФ решил, что норма ст. 12 Закона содержит запрет забастовок на предприятиях гражданской авиации, не предусматривая каких-либо различий по предприятиям, подразделениям, службам и категориям работников гражданской авиации с учетом характера их деятельности, а также значимости выполняемых ими работ. Установление запрета на забастовки на предприятиях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует ст. 37 Конституции. Т.е. всеобщий запрет на забастовку для всех работников гражданской авиации противоречит Конституции.

 

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

 

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средства. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

 

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

 

· получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

 

· произвести искусственное прерывание беременности при различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий - по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

 

· воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

 

· получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.

 

Отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86, а при рождении двух и более детей - 110) - предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере полного заработка) независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина имеет также право на получение единовременного пособия в размере пяти минимальных окладов.

 

Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций. По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.

 

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Они включают:

 

· повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении, Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным женщинам, имеющим ребенка до трех лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;

Информация о работе Социально экономические права человека