Социальное обслуживание одиноких пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:50, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является -выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов эффективности обслуживания одиноких пожилых людей.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1.Изучить научную литературу и проанализировать теоретические концепции и подходы к социальным проблемам одиноких пожилых людей.
2.Изучить содержание деятельности социальных работников и практику их работы по социальному обслуживанию одиноких пожилых людей
3.Проанализировать эффективность работы центра социального обслуживания населения (на примере города Сухой Лог)
4.Разработать рекомендации по усовершенствованию деятельности центра социального обслуживания населения города Сухой Лог.

Содержание работы

• Введение
• 1. Теоретические основы социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения
• 1.1 Социальные проблемы одиноких пожилых людей
• 1.2 Содержание социального обслуживания одиноких пожилых людей
• 2. Работа центра социального обслуживания населения города Сухой Лог.
• 2.1 Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социальному обслуживанию одиноких пожилых людей (на примере города Сухой Лог)
• 2.2 Оценка эффективности деятельности центра социального обслуживания населения города Сухой Лог, в сфере социального обслуживания одиноких пожилых граждан
• 2.3 Рекомендации администрации Центра социального обслуживания
• Заключение
• Используемая литература
• Приложения

Файлы: 1 файл

к диплому.docx

— 128.45 Кб (Скачать файл)

Срочные социальные услуги предоставляются  Отделением срочного социального обслуживания, гражданам остро нуждающимся в неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. В нашем центре в 2006 году в отделение срочного социального обслуживания обратилось 215 человек, это граждане пожилого возраста. Из числа обратившихся почти все получили ту или иную помощь. Обратившимся малоимущим пожилым выдавались продовольственные наборы, вещевая помощь, пользовались спросом предметы пункта проката. В отделении срочного социального обслуживания имеется книга жалоб и предложений, из которой можно сделать вывод, что отделение получает только добрые отзывы и пожелания, граждане выражают свою благодарность администрации службы. Недовольств никто не проявлял.

Так что Отделение срочного социального  обслуживания на сегодняшний день является одним из незаменимых видов помощи в структуре Центра социального  обслуживания.

Краткосрочные услуги предоставлялись  отделением социальной службы по оказанию социальных услуг на дому бригадной  формой. Силами бригады произведено  обслуживание по 150 заявлениям от одиноких пожилых граждан.

Эта форма социального обслуживания пользуется спросом у клиентов проживающих в основном в домах частного сектора. Силами бригады производились услуги разовые, по очистке снега, побелке в доме, производился ремонт жилья и .др. услуги.

По итогам исследования можно сделать  вывод, что социальное обслуживание одиноких пожилых граждан на дому можно поставить на первое место. Эта форма социального обслуживания осуществляет предоставление социальных услуг, которые носят долгосрочный характер от 6 месяцев и более. В  наше время это один из видов социального  обслуживания, главная цель которого продлить пребывание людей пожилого возраста в привычной для них  среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права  и законные интересы. В 2006 году отделением социального обслуживания на дому обслуживалось 240 человек из них 91 человек обслуживался из сельской местности. По результатам проведенного опроса и анкетирования среди обслуживаемых пожилых граждан на дому получились неплохие результаты.

Пожилые люди высказывая свое мнение о качестве предоставления услуг в основном выражают благодарность в адрес службы социального обслуживания.

Главным показателем эффективности  работы является количество обслуживаемых  пожилых граждан и качество предоставленных  услуг.

Оценка эффективности работы по социальному обслуживанию пожилых  граждан в нашем случае проводилась  с помощью опроса пожилых граждан  с посещением их на дому, а также  анализом отчетности предоставляемой  социальными работниками в центр  социального обслуживания населения  и анкетированием.

Целью исследования эффективности  работы службы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, является выявление отношения пожилого человека к социальной службе и социальному  работнику, оказывающему всяческую  помощь своему подопечному.

Для достижения поставленной цели по специально разработанной анкете был  произведен опрос клиентов пожилого возраста по группам А,Б, и В (приложение 1). Выявление иерархии потребностей данных групп пожилых граждан, необходимо для конкретизации социального обслуживания и уяснения их социальных нужд. Удовлетворение первоочередных потребностей пожилых граждан должно быть приоритетным направлением социальных служб.

Как правило, у лиц пожилого возраста на первом месте семья, дети, на третьем- стабильная, спокойная старость (приложение 1, таблица 1).

При исследовании выявлено, что из клиентов группы А, число клиентов которых беспокоят проблемы старости составляет (83,7%), проблемы здоровья (77,1%), семейные проблемы в предмет их беспокойства не входят.

В группе Б, потребности семьи составляют ( 63,,1%), проблемы здоровья составляют (77,4%) и проблемы стабильности жизни составляют (77,5%).

В группе В, семейные проблемы первостепенны и составляют (78,6%), а проблемы здоровья составляют (72,44%). Таким образом, наблюдается два типа первоочередных потребностей в основном это потребности здоровья и стабильной старости, немаловажную роль играют и семенные потребности пожилых граждан.

Из вышеперечисленных данных исследования следует : что

с целью удовлетворения потребностей пожилых граждан социальные работники  стараются налаживать их социальные связи через организации выполняющие досуговые мероприятия с пожилыми людьми и способствовуют в повышении качества предоставляемых медицинских услуг. Кроме того для повышения эффективности социального обслуживания данных клиентов требуется организация социально-психологической помощи.

Для анализа нуждаемости пожилых  граждан в оказании им дополнительных услуг, а также для оценки эффективности  предоставления социального обслуживания специалистами службы социального  обслуживания была разработана анкета (Приложение 2) и согласно анкете проведен опрос пожилых граждан по определенным вопросам.

В результате опроса можно сделать  следующий вывод об отношении  пожилых людей к службе социального  обслуживания, наиболее выраженными  являются следующие моменты:

1. Активное неприятие социальной  помощи в повседневной жизни,  недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимым от  чужих, посторонних людей.

2.Явные рентные установки, стремление  и настойчивость в получении  как можно большего количества  услуг со стороны социальных  работников, возложение на последних  выполнения всех бытовых обязанностей.

3. Недовольство и неудовлетворенность  своими жизненными условиями  переносится на социальных работников, с которыми они непосредственно  общаются.

4. Социальный работник воспринимается  как объект, который несет ответственность  за их физическое здоровье, моральное  и материальное состояние.

Таким образом проведенное исследование позволяет определить особенности взаимодействия обслуживаемого пожилого человека с закрепленным за ним социальным работником. После выборочного опроса обслуживаемых пожилых граждан и проведенного анализа, следует, что большинство обслуживаемых пожилых граждан довольны в предоставляемых им социальных услугах.

Пожилые люди, несмотря на психологические  особенности их возраста, с пониманием и благодарностью относятся к  социальной службе, несмотря на то, что  их основные проблемы -одиночество, низкое качество предоставляемого медицинского обслуживания, плохое материальное положение..

В то же время, отношения только одной  стороны- пожилых клиентов и деятельности специалистов социальных служб было бы недостаточно для того, чтобы адекватно оценить эффективность работы центра социального обслуживания населения города Сухой Лог.

Поэтому по специально разработанной  анкете произведено письменное анкетирование  специалистов по социальной работе с  целью определения их мотивации  деятельности и отношения к собственной  профессии (Приложение № 3) . Анкетирование  представлено 10 работниками по социальному  обслуживанию пожилых граждан.

Социальным работникам нужно с  самого начала готовиться к тому, что  в их работе благодарностей будет  значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко  и незаслуженных оскорблений.

Анкетирование социальных работников занятых обслуживанием пожилых  граждан дает информацию о социальных работниках, как о качественных сотрудниках. Результаты анкетирования позволяют  составить анализ работы по обслуживанию пожилых граждан в целом, дает представление о самооценке социальных работников. По результатам проведенного анализа можно сделать вывод  об успешности поставленной работы с  кадрами. Что является наиболее важным критерием для развития службы по оказанию социальных услуг пожилым  одиноким гражданам проживающим как в городе, так и в сельской местности. Тем не менее, установлено недовольство низкой оплаты труда, отсутствием транспортных средств при службе по обслуживанию граждан пожилого возраста, в сельской местности да и в городе, психологические проблемы, связанные с нереализованными потребностями психоэмоциональной нагрузки.

Таким образом, необходимо учитывать  и состояние здоровья самих специалистов по оказанию социального обслуживания пожилых граждан . Проводить с ними беседы о риске профессиональных заболеваний , проводить консультации, аутотренинги ( медитацию), как защитить от стрессовой ситуации, как избегать и правильно вести себя при конфликтных ситуациях с обслуживаемыми клиентами.

Прежде всего при работе с пожилыми людьми социальный работник должен соблюдать этический кодекс, принципы поведения и деятельности.

Специалисту по социальному обслуживанию пожилых людей должны быть присущи  следующие личностные качества:

-интеллектуальные ( прогностичность, рассудительность, пластичность, сообразительность, дальновидность);

-волевые (принципиальность, решительность,  настойчивость, требовательность(;

-организаторские (дисциплинированность, исполнительность, ответственность, гражданственность, самостоятельность, уверенность в себе, работоспособность);

-моральные (справедливость, вежливость, деликатность, доброжелательность, уравновешенность, уважение к людям, оптимистичность);

-коммуникативные (общительность, коммуникабельность, совместимость, сопричастность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать).

И так, оценка эффективности работы по социальному обслуживанию граждан  пожилого возраста производится по двум направлениям, с точки зрения пожилых  -клиентов служб и с точки зрения специалистов по социальному обслуживанию клиентов. На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что социальной работе с одинокими пожилыми людьми можно дать положительную оценку, служба социального обслуживания востребована пожилыми людьми и работает эффективно по удовлетворению социальных услуг одиноких пожилых людей.

Но наряду с положительными оценками работы службы социального обслуживания имеется и ряд недостатков.

Современная социально-демографическая  ситуация как в Свердловской области , так и в городе Сухой Лог характеризуется постоянным возрастанием численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке -одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста. Спектр социальных услуг, востребованных населением Свердловской области постоянно расширяется.

Существующая в настоящее время  система учреждений социального  обслуживания населения не может  удовлетворить возрастающий спрос  на социальные услуги.

Одной из причин сложившейся ситуации является то, что в большинстве  случаев благодаря заявительному  принципу оказания помощи в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы эту помощь принять. При этом граждане, нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие  учреждения, на получение социальной помощи рассчитывать не могут. Можно  сделать вывод, что деятельность службы социального обслуживания населения  направлена на решение уже имеющихся  у граждан социальных проблем, при  этом вопросы профилактической направленности разрабатываются недостаточно. В  то же время предупреждение возникновения  трудных жизненных ситуаций требует  гораздо меньших затрат и более  эффективно, чем их преодоление.

Невысокий уровень заработной платы  сотрудников учреждений социального  обслуживания населения является причиной формирования у значительной части  работников негативного отношений  к труду, вознаграждение за который  не может удовлетворить насущные потребности. У руководства учреждения отсутствуют возможности повышения  заинтересованности сотрудников в  результатах своего труда.

2.3 Рекомендации администрации  центра социального обслуживания  населения

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы к которым подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие рекомендации по усовершенствованию эффективности деятельности центра по социальному обслуживанию одиноких пожилых людей.

Так как наиболее востребованным направлением социальной поддержки пожилых людей, хотя бы частично сохраняющих активность и мобильность, относится предоставление социальных услуг в полустационарной форме, желательно организовать работу Отделения дневного пребывания. Отделения  дневного пребывания-это лицо, визитная карточка любого центра социального обслуживания. В Отделении дневного пребывании организовать социальное обслуживание с предоставлением медицинского и культурного обслуживания пожилых людей, организацию их питания и отдыха.

В Отделении тщательно продумать  оформление, интерьер создающий домашний уют, который будет способствовать улучшению настроения.

При центре дневного отделения открыть  медицинский кабинет, в котором  медицинская сестра может измерить артериальное давление, рассказать о  различных медицинских препаратах, применяемых при конкретных обстоятельствах. Можно также открыть зал лечебной физкультуры с тренажерами, способствующими  восстановлению утраченного здоровья. Можно открыть фитобар, с волшебным целительным чаем из различных лекарственных трав, который значительно улучшит самочувствие и придаст силы и бодрости до конца дня. Для привлечения граждан пожилого возраста к посильной трудовой деятельности организовать работу кружков по интересам.

В центре дневного пребывания можно  проводить конкурсы с вручением  призов (на лучший танец, лучшее исполнение песни, стихов).

С целью расширения социальных услуг  для пожилых и нетрудоспособных граждан организовать парикмахерскую, которая позволит малоимущим пожилым  гражданам получить необходимые  парикмахерские услуги.

Информация о работе Социальное обслуживание одиноких пожилых людей