Социально-педагогическая профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

                                 Введение

Россия переживает сложный  период: раскол общества, затянувшиеся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних  стереотипов поведения, потерю идеалов  и ценностей. Это является одной  из причин неуверенности людей в  завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым  жестоким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный  выбор и взять на себя ответственность  за своё поведение, за своё будущее, и  поэтому часто оказываются в  стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные  способы снятия напряжения, которые  давали бы им возможность сохранить  свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль  жизни, они не справляются с многочисленными  проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.

Родители и педагоги не всегда обладают достаточными навыками, позволяющими оказывать необходимую  психологическую и социальную помощь детям. Происходит утрата связей между  старшими и младшими поколениями. Такая  грань, некогда разделявшая «старших»  и «младших», резко увеличивается  и приближается к пропасти непонимания.

Всё это обусловило необходимость  рассмотрения причин и факторов подростковой наркомании. Большое значение имеет  организация социально-педагогической профилактики наркомании.

В современной литературе появляется всё больше статей и публикаций, которые посвящены профилактике наркомании среди детей и подростков.

М.И. Рожков, М.А. Ковальчук  выделили причины, влияющие на употребление наркотиков детьми и подростками: социально-экономические, конституционально-биологические, социальные, индивидуально-психологические. Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским разработана классификация факторов риска и защиты от употребления психоактивных веществ; ими выделены основные современные профилактические подходы к злоупотреблению наркотинами и другими психоактивными веществами. Проведенные ими исследования показали, что дети, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них лиц, наиболее

                                  3

устойчивы к негативным воздействиям социальной среды. Этими же учеными в 1994 году была предложена концептуальная модель профилактики наркоманий и токсикоманий, на базе которой были разработаны профилактические программы для школьников подросткового возраста.

З.В. Коробкина, В.А. Попова определяют возрастную градацию интереса подростков к наркотикам. Е.М. Щербакова на основе проведённых социологических исследований отмечает, что на сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. человек, постоянно употребляющих наркотики. Тех, кто хотя бы раз пробовал их, и, следовательно, является потенциальным потребителем, – более 4 млн. Ежегодно число больных увеличивается на 5%, и, по прогнозам специалистов, до 2005-2010 гг. ситуация будет усугубляться.

Как показывает краткий анализ исследований, в области социально-педагогической профилактики наркомании сделано многое. Однако, как показывает анализ педагогической практики, педагоги, психологи и  социальные педагоги нуждаются в  научно обоснованных рекомендациях  по этому вопросу. По сути дела наблюдается  противоречие между потребностями  практики и уровнем разработанности  социально-педагогической науки в  данной области.

 Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема

*Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим глубокому истощению физических и психических функций организма.

Употребление наркотических  веществ стало серьезной молодёжной проблемой, а в течение последнего десятилетия её уже относят к  числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

- Массовым увеличением  злоупотребления наркотическими  препаратами среди детей и  подростков, причем у подростков  влечение к наркотику очень  долго остается психологическим;

- «Омоложением» контингента  лиц, употребляющих наркотические  средства, до возраста 12-13 лет;

- Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ (транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли), к таким

                                       4


 

*Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 348с.

 

 

 

     дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящими более разрушительное действие на организм подростков, вызывающими быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;

- Удовлетворением любопытства  подростка относительно действия  наркотического вещества: познанием  приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность  опыта, достижением чувства полного  расслабления;

- Изменением социального  статуса подростков, начинающих  употреблять наркотические препараты.  Если ещё лет пять тому назад  это были дети из неблагополучных  семей, где ведущими были такие  асоциальные факторы, как пьянство  и криминальность родителей, жестокие  внутрисемейные отношения, то  на сегодняшний день число  наркоманов пополняется подростками  из благополучных семей с высоким  достатком. Существующая в этих  семьях финансовая свобода подростка,  невысокие морально-этические нормы  приводят к формированию особой  молодёжной субкультуры, в которой  ведущей ценностью становится  свободное времяпровождение, а наркотики  выступают атрибутом определенного  стиля жизни;

- Следование молодежной  моде. Так, популярным видом молодёжных  развлечений становятся ночные  дискотеки, где распространяются  психоактивные вещества «для безудержного веселья». Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

- Распространением мифов  о наркомании: миф первый –  «я только попробую, это не  страшно и не опасно»; миф  второй – « я в любое время  могу отказаться, я не наркоман»;  миф третий – «алкоголь и  табак –это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно принятым, поэтому нет ничего страшного в принятии

                                                     5

легких наркотиков. Опасность  данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приёма которых ухудшаются все компоненты здоровья – физические, генетические, социальные, психологические, и этот процесс стремительного падения не останавливается.

Среди причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, можно  выделить следующие: социально-экономические, конституционально-биологические, социальные, индивидуально-психологические.

*Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы:

1. причины глобального  характера;

2. традиционные причины.

К причинам глобального характера  относят:

- в последнее время  Россия становится крупным рынком  сбыта наркотиков: в связи с  интеграцией в мировую рыночную  систему границы страны всё  больше становятся прозрачными,  что способствует её включению  в сферу мирового наркобизнеса;

- географическое положение:  Россия находится на пересечении  мировых торговых путей. Она  граничит с регионами, где широко  распространен наркобизнес, да  и в ней самой расположены  так называемые «наркозоны»;

- приобщение российской  молодежной культурно-досуговой сферы к распространенным в мире модным культурным течениям, включающим в качестве системного элемента потребление наркотиков (различные варианты «наркофилософии», музыкально-танцевальные стили типа «кислотного рока», «рейва»). Наркотики, как видно, становятся составной частью не только молодежного образа жизни, но и молодежной субкультуры.

Традиционные причины  – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным её регионам, слоям и группам населения. К  ним можно отнести:

- агрессогенность социально-политической и социально-экономической ситуации в стране в целом и в отдельных её регионах. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный

                                                    6


* Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.

 

 

 

     уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадапционного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения;

- разрушение существовавшей  тоталитарной системы моральных  и поведенческих ценностей без  достаточной замены её четкой  иерархией принятых в цивилизованном  мире общечеловеческих идеалов  и гуманных норм поведения,  что обусловливает пассивную  социальную позицию в отношении  наркотиков;

- толерантное отношение  среди населения к таким явлениям, как алкоголизм и табакокурение. Нельзя сказать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.

К причинам конституционально-биологического характера обычно относят наследственную отягощенность психическими или  наркологическими заболеваниями:

- наследование детьми  у неблагополучных семей психических  и биологических особенностей, способствующих  развитию вредных привычек: табакокурение, употребление спиртных напитков и наркотиков. К ним же необходимо отнести патологию беременности, осложненные роды, тяжелые и хронические заболевания, сотрясения, травмы головного мозга;

- пограничные нервно-психические  расстройства, умственная отсталость, задержки психического развития;

- психические заболевания,  тяжелый характер или частые  нарушения общепринятых правил  поведения у кого-либо из близких  родственников.

Социальные причины:

- условия воспитания в  семье (криминальная, аморальная, неполная  семья с конфликтным взаимодействием  родителей, отсутствие внимания, контроля и авторитета родителей);

- низкий уровень образования  членов семьи;

- влияние неформальной  группы сверстников;

- терпимость общественного  мнения к пьянству и наркомании;

- раннее (12-13 лет) начало  самостоятельной жизни и преждевременное  освобождение от опеки родителей;  гиперопека со стороны родителей или искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей;

- лёгкий и неконтролируемый  доступ к деньгам и непонимание  того, как 

                                                               7

они достаются;

- огромное влияние средств  массовой информации: ток-шоу на  тему самых интимных сексуальных  подробностей, специальные каналы, где безраздельно царят извращение, рок-н-ролл и наркотики;

- неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

- подражание старшим подросткам  или авторитетным сверстникам;

- попытки нейтрализовать  отрицательные эмоциональные переживания;

- стремление соответствовать  значимой для подростка группе  сверстников;

- аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная  или заниженная самооценка, повышенная  комфортность, неустойчивость характера);

- «протестные» реакции  («назло»), направленные против старших  (родителей, педагогов);

- самодеструктивное поведение;

- любопытство;

- подчинение давлению  и угрозам.

*Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами риска, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются защитными факторами.Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывает различное воздействие на него в зависимости от возрастной фазы. Этими факторами могут быть:

- проблемы, связанные с  физическим или психическим здоровьем;

- употребление родителями  психоактивных веществ;

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании