Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.
Россия переживает сложный
период: раскол общества, затянувшиеся
социально-экономические и
Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестоким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за своё поведение, за своё будущее, и поэтому часто оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.
Родители и педагоги не всегда обладают достаточными навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь детям. Происходит утрата связей между старшими и младшими поколениями. Такая грань, некогда разделявшая «старших» и «младших», резко увеличивается и приближается к пропасти непонимания.
Всё это обусловило необходимость
рассмотрения причин и факторов подростковой
наркомании. Большое значение имеет
организация социально-
В современной литературе появляется всё больше статей и публикаций, которые посвящены профилактике наркомании среди детей и подростков.
М.И. Рожков, М.А. Ковальчук
выделили причины, влияющие на употребление
наркотиков детьми и подростками: социально-экономические,
конституционально-
устойчивы к негативным воздействиям социальной среды. Этими же учеными в 1994 году была предложена концептуальная модель профилактики наркоманий и токсикоманий, на базе которой были разработаны профилактические программы для школьников подросткового возраста.
З.В. Коробкина, В.А. Попова определяют возрастную градацию интереса подростков к наркотикам. Е.М. Щербакова на основе проведённых социологических исследований отмечает, что на сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. человек, постоянно употребляющих наркотики. Тех, кто хотя бы раз пробовал их, и, следовательно, является потенциальным потребителем, – более 4 млн. Ежегодно число больных увеличивается на 5%, и, по прогнозам специалистов, до 2005-2010 гг. ситуация будет усугубляться.
Как показывает краткий анализ
исследований, в области социально-
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема
*Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим глубокому истощению физических и психических функций организма.
Употребление наркотических
веществ стало серьезной
- Массовым увеличением
злоупотребления
- «Омоложением» контингента
лиц, употребляющих
- Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ (транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли), к таким
*Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 348с.
дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящими более разрушительное действие на организм подростков, вызывающими быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;
- Удовлетворением любопытства
подростка относительно
- Изменением социального
статуса подростков, начинающих
употреблять наркотические
- Следование молодежной
моде. Так, популярным видом
- Распространением мифов о наркомании: миф первый – «я только попробую, это не страшно и не опасно»; миф второй – « я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий – «алкоголь и табак –это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно принятым, поэтому нет ничего страшного в принятии
легких наркотиков. Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приёма которых ухудшаются все компоненты здоровья – физические, генетические, социальные, психологические, и этот процесс стремительного падения не останавливается.
Среди причин, влияющих на употребление
наркотиков детьми и подростками, можно
выделить следующие: социально-экономические,
конституционально-
*Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы:
1. причины глобального характера;
2. традиционные причины.
К причинам глобального характера относят:
- в последнее время
Россия становится крупным
- географическое положение:
Россия находится на
- приобщение российской молодежной культурно-досуговой сферы к распространенным в мире модным культурным течениям, включающим в качестве системного элемента потребление наркотиков (различные варианты «наркофилософии», музыкально-танцевальные стили типа «кислотного рока», «рейва»). Наркотики, как видно, становятся составной частью не только молодежного образа жизни, но и молодежной субкультуры.
Традиционные причины – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным её регионам, слоям и группам населения. К ним можно отнести:
- агрессогенность социально-политической и социально-экономической ситуации в стране в целом и в отдельных её регионах. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный
* Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадапционного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения;
- разрушение существовавшей
тоталитарной системы
- толерантное отношение
среди населения к таким
К причинам конституционально-
- наследование детьми
у неблагополучных семей
- пограничные нервно-
- психические заболевания,
тяжелый характер или частые
нарушения общепринятых правил
поведения у кого-либо из
Социальные причины:
- условия воспитания в
семье (криминальная, аморальная, неполная
семья с конфликтным
- низкий уровень образования членов семьи;
- влияние неформальной группы сверстников;
- терпимость общественного
мнения к пьянству и
- раннее (12-13 лет) начало
самостоятельной жизни и
- лёгкий и неконтролируемый
доступ к деньгам и
они достаются;
- огромное влияние средств
массовой информации: ток-шоу на
тему самых интимных
- неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.
К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:
- подражание старшим подросткам или авторитетным сверстникам;
- попытки нейтрализовать
отрицательные эмоциональные
- стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников;
- аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);
- «протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам.
*Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами риска, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются защитными факторами.Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывает различное воздействие на него в зависимости от возрастной фазы. Этими факторами могут быть:
- проблемы, связанные с
физическим или психическим
- употребление родителями психоактивных веществ;
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании