Социально-педагогическая профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

*Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии. Основу этого направления составляют две теории – теория социального учения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается, с точки зрения функциональных поблеем, и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения, начальная фаза употребления наркотиков, может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием дверей» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурного жизненного стиля, сигналом о потребности в помощи, в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, актом отчаяния, ответом на неопределенные нарушения в психическом и социальном развитии.

Исследователи этого вопроса  описывают множество таких субъективных

                                               14


*Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. – 2000. – № 3. – С.3 – 13.

 

 

мотивов и четко устанавливают  один факт: употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых  людей. Именно поэтому они нуждаются  в приобретении умений противостоять  употреблению наркотиков, так как  некомпетентны в других формах социального  «разговора» со средой и рассматривают  психоактивные вещества как часть среды.

На основе данной позиции  разрабатываются программы жизненных  навыков, которые заключаются в  повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, повышением индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. Программы  развития жизненных навыков имеют  три компонента.

Первый компонент –  информационный. Он заключается в  изложении информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления. Второй компонент представляет собой  развитие самоуправляемого поведения, сфокусированного на выбранном жизненном  стиле, разработку планов самосовершенствования, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влияниям социальной среды и  давлению наркотизирующихся сверстников. Третий компонент – обучение различным  социальным навыкам. Это навыки коммуникации, налаживание социальных контактов, а так же отказа от предложений  употребить психоактивное вещество и отстаивание своей позиции, персональных границ и поддержания дружеских связей.

В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности  показала, что данная модель имеет  шансы быть успешной, однако она  не может быть полностью скопирована  в России в связи с принципиальными  различиями в молодежных поведенческих  стилях. Стремление юных соотечественников  перенимать западный поведенческий  имидж – вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого  процесса должно быть когнитивное развитие – основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Этот метод предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально  нормативных рамках реализованы  стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая  активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития

                                         15

специфической активности с  целью уменьшить риск употребления наркотиков.

Выделяют четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной употреблению наркотиков: 1) предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий; 2) комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятие творчеством или экстремальным  видом спорта); 3) поощрение участия  подростков во всех видах специфической  активности (разнообразные хобби, клубы  и т.д.); 4) создание групп поддержки  молодых людей, заботящихся о  своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о  явных успехах или неудачах. Однако они особенно эффективны в группах  высокого риска отклоняющегося и  аддитивного поведения.

              Подход, основанный на укреплении здоровья.

*Укрепление здоровья – это процесс, помогающий человеку усилить контроль над факторами здоровья и таким образом улучшить его.

В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс  «примирения» человека с окружающей средой. Он сочетает в себе личный выбор  и социальную ответственность за здоровье, что ведет к улучшению  здоровья в будущем.

Основой программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный  стиль, не только влияющий на собственное  благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.

Существуют следующие  программы укрепления здоровья:

1. личная гигиена, физическое  и эмоциональное развитие, здоровый  образ жизни (питание, досуг), превенция  алкоголизма, курения и употребления  наркотиков, заболеваний и несчастных  случаев;

2. интерперсональные связи, такие, как эмоциональные потребности, связь с противоположным полом, с родителями, учителями, обучение взрослых и родителей;

3. среда и общественное  здоровье, которая подразумевает  влияние средств 

                                         16


 

*Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 252 с.

массовой информации, концентрацию общественных усилий для улучшения  жизни.

Данный подход, в основу которого положено развитие жизненной  компетентности, личностных ресурсов и навыков преодоления проблем  без употребления психоактивных веществ, получает все более широкое распространение в России. Программы рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате развития ресурсов людей и имеют важное значение для уменьшения употребления наркотиков среди молодежи[21].

Копинг-профилактика, направленная на обучение человека преодолению стресса, совладанию с ним.

В современных условиях России наиболее эффективным способом профилактической активности является путь формирования стрессоустойчивого жизненного стиля. Учитывая особенности нашего общества, Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский разработали концептуальную модель копинг-профилактики наркоманий. На её основе разрабатываются программы формирования здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ, которые модифицируются психологами.

Программы базируются на основах  теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса и принятой ВОЗ классификации профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса говорится, что в результате взаимодействия человека и окружающей среды у него формируются определенные стратегии поведения, основанные на его личном опыте. Лазарус вводит понятие «копинг» - преодоление стресса, совладание с ним. Каждый человек находит собственные способы совладания со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы).

В зависимости от используемых стратегий и ресурсов, у человека могут развиваться разные формы  поведения, как адаптивные, так и  дезадаптивные.

Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек производит её когнитивную  оценку: 1) суммирует информацию о  произошедшем и оценивает возможные последствия (первичная оценка); 2) определяет, каким методом можно повлиять на негативное событие и его исход, а так же механизмы и ресурсы преодоления стресса; решает, что он может сделать в данной ситуации (вторичная оценка). Затем ситуация рассматривается ещё раз, новым взглядом. Происходит когнитивная оценка ситуации.

После произведенной оценки ситуации индивид приступает выработке 

                                             17

механизмов преодоления  стресса (копинг-процессу). Для этого он актуализирует имеющиеся у него ресурсы и выбирает стратегии поведения. Все стратегии поведения человека, формирующиеся у него в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

1. Стратегия разрешения  проблем – это активная поведенческая  стратегия при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной  поддержки – это активная поведенческая  стратегия, при которой человек  для эффективного разрешения  проблемы обращается за помощью  и поддержкой к окружающей  его среде: семье, друзьям, значимым  другим.

3. Стратегия избегания  – это поведенческая стратегия,  при которой человек старается  избежать контакта с окружающей  его действительностью, уйти от  решения поблеем. Она может  адекватный или неадекватный  характер по отношению к конкретной  ситуации и особенностям реагирования  личности на стресс.

Наиболее эффективным  является использование всех трех поведенческих  стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек  может самостоятельно справиться с  возникшими трудностями, в других ему  требуется поддержка окружающих, в-третьих – он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о её негативных последствиях.

Современные научные исследования доказывают, что к формированию зависимости  от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ у подростков ведет недостаточное развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных копинг-стратегий. Следовательно – цель профилактической работы – оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умение принимать на себя ответственность за свою жизнь, умение общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку. Такая профилактика носит название копинг-профилактики (от слова «копинг» – преодоление, совладание; опыт, накопленный в результате совладания с требованиями среды, стрессом). Лучше всего такую работу поводить в форме тренинга, в ходе которого

                                                 18

повышается компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации, самосознания, а  также усваиваются соответствующие  знания о психоактивных веществах, их воздействии на организм и психику человека и механизмах формирования заболевания наркоманией.

В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение  нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это  может быть доступно несколькими  путями:

- развитие и усиление  мотивации на позитивные изменения  в собственном жизненном стиле  индивида и в среде, с которой  он взаимодействует;

- направление процесса  осознания индивидом себя, поведенческих,  когнитивных и эмоциональных  проявлений своей личности, окружающей  его среды;

- воздействие на факторы  риска наркотизации с целью  их уменьшения;

- развитие процесса самоуправления  индивидом своей жизнью (управление  самосознанием, развитием);

- развитие социально-поддерживающего  процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические  и социальные влияния. Её воздействия  направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного  избегания патологических исходов, редуцирования числа лиц, у которых  может быть начат патологический процесс, что определяет её наибольшую эффективность. Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающих процессов  на другие. Сформировав активный, функциональный адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и  предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население  в целом, иметь наиболее эффективные  результаты.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий:

  1. информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое

                                         19

и физическое развитие;

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании