Социально-педагогическая профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

В настоящее время во всем мире в образовательной среде  борьба с наркоманиями проводится путем  использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий среды обитания. Профилактика должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и подростков – семья, школа, досуг. Наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Данные направления дают возможность работать не только с «группами риска» и обеспечить реализацию реабилитационных программ, но и продолжить работу с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме этого, эти направления обеспечивают комплексный подход м активное выявление заболевших наркоманией подростков.

Таким образом, для более  эффективной педагогической профилактики

                                        34

целесообразно соблюдение всех этих трех условий. 

                                 Заключение

В результате проведенной  работы были сделаны следующие выводы:

1. Наркомания – заболевание,  выражающееся в физической или  психической зависимости от наркотических  веществ, непреодолимом влечении  к ним, постепенно приводящим  к глубокому истощению физических  и психических функций организма.

2. Причинами подростковой наркомании являются социально-экономические, конституционально-биологические, социальные и индивидуально-психологические.

3. Социально-педагогическая  профилактика наркомании – комплекс  социальных, образовательных и медико-психологических  мероприятий, направленных на  выявление и устранение причин, условий, способствующих распространению  и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.

4. Основными современными  подходами к профилактике злоупотреблению  психоактивными веществами являются: информационный; аффективное (эмоциональное) обучение; влияние социальных факторов; формирование жизненных навыков; развитие деятельности, альтернативной употреблению наркотиков; укрепление здоровья; копинг-профилактика, направленная на обучение человека преодолению стресса, совладания с ним.

Проблема наркоманий - динамичное явление. Ее существование подчиняется  двум основным законам. Согласно первому  из них, чем более терпимо относится  общество к потребителям наркотиков, тем более нормальные люди вовлекаются  в одурманивание. По второму закону у 

                                       35

человека, живущего среди  наркоманов, больше шансов стать потребителем наркотиков, чем у человека, живущего в трезвом обществе. Наша сегодняшняя  надежда на приостановление дальнейшей эскалации проблемы наркотизма возлагается на паллиативные меры.

Первой из таких мер  является своевременное выявление  потребителей наркотиков и токсических  веществ, что возможно путем массовых диагностических обследований. Но надо осознавать, что эффект от осуществления  только такой меры сведется к выявлению  определенного количества уже заболевающих и больных людей.

Другой важной мерой будет  служить профилактика (в том числе  психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц  с выявленной гиперчувствительностью, "группами риска".

Третья мера - обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально  позитивный образ жизни, приемам  жизни в нездоровом обществе, где  имеются люди, потребляющие алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Задачи массовой профилактики - это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, предупреждение возникновения  и развития заболеваний путем  воздействия на неблагоприятные  факторы окружающей природной и  социальной среды и вредные привычки, как можно более раннее обнаружение  нарушений адаптации к условиям внешней среды и проявлений заболеваний  для проведения коррекционных мероприятий, предупреждение утяжеления заболевания, восстановление трудоспособности.

Используя силы только здравоохранения, массовую профилактику никаких болезней не предотвратить. Необходимы слаженные, координированные усилия всех систем социальной инфраструктуры

                                                36

общества на основе системного подхода проведения соответствующих  комплексных исследований, объединение  по целевому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижения медицинской науки от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических состояний, лечения и медико-социальной реабилитации 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

                                           37

Список литературных источников

1. Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. – 2004. ─ № 4. ─ С. 21 – 29.

2. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 348с.

3. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). – СПб.: КАРО, 2004. – 112с

4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. – 1999. ─ №52. – С. 21.

5. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи . – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

6. Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. ─ № 5. – С.40 – 42.

7. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.

8. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 256 с.

9. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 252 с.

10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

     11. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

12. Школа может многое: О целевой программе «Без наркотиков» // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. – №11. – С. 24 – 28


Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании