Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.
2. формирование мотивации
на социально-поддерживающее
3. развитие проективных
факторов социального
4. развитие навыков решения
проблем, поиска социальной
Контингенты воздействия: дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
1. Социальные и педагогические
технологии первичной
2. Психологические технологии
первичной профилактики: развитие
личностных ресурсов; формирование
социальной и профессиональной
компетентности; развитие адаптивных
стратегий поведения;
3. Медицинские технологии
первичной профилактики
Вторичная профилактика имеет
своей целью изменение
Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, действующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае
поведения риска стрессовое давление среды, её сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида – как фактор риска наркомании.
Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий: 1) формирование мотивации на изменение поведения; 2) изменение дезадаптивных форм на адаптивные; 3) формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Контингенты воздействия – дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).
В этих стратегиях используются специальные технологии.
1. Социальные и педагогические
технологии: формирование мотивации
на полное прекращение
2. Психологические технологии: преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний; осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности; развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем – преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания); анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркологической среды.
3. Медицинские технологии
заключаются в нормализации
Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики – снижение вреда от
употребления наркотиков у тех, кто ещё не готов полностью отказаться от них.
*Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от первичного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.
Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий:
1. формирование мотивации
на изменение поведения,
2. изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные;
3. осознание ценностей личности;
4. изменение жизненного стиля;
5. развитие коммуникативной
и социальной компетентности, личностных
ресурсов и адаптивных копинг-
6. формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Контингенты воздействия – лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ, члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.
В этих стратегиях используются различные технологии.
1.Социальные и педагогические технологии: формирование социально-поддерживающей и развивающей среды; формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и
*Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 252 с.
постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью; развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации; формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.
2. Психологические технологии:
осознание личностных, экзистенциональных,
духовных и нравственных
3. Медицинские технологии
заключаются в грамотном
Все виды профилактической деятельности в образовательной среде основываются на следующих принципах.
1. Комплексность. Она
2. Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возраста учеников и степени их вовлечения в наркогенную ситуацию. По возрасту предполагается выделение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного
возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет).
3. Аксиологичность (ценностная ориентация). Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров для потребления психоактивных веществ.
4. Многоаспектность. Ведущими
аспектами профилактической
5. Последовательность (этапность).
6. Легитимность – создание
правовой базы
Учет этих принципов обеспечивает современный методологический и технологический подход учебных профилактических программ, их несомненную эффективность.
Выделяются также и задачи профилактической работы с детьми в школах и других учебных заведениях:
- дать детям объективную
информацию о действии
- сориентировать их на
способность сделать свой
сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но, ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;
- дать детям возможность
овладения определенными
- сформировать рефлексивную
позицию молодого человека на
основе создания поля его
Таким образом, антинаркотическую профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которых должна стать формирование рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий. Эта деятельность должна способствовать реализации накапливающихся у детей и подростков фрустрированных потребностей и обеспечивать сброс энергии неотреагированных отрицательных эмоций.
Социально педагогические
условия эффективности
*Анализ и обобщение, проведенные специалистами, теоретического материала и практической деятельности позволили выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективности социально-
*Школа может многое: О целевой программе «Без наркотиков» // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. – №11. – С. 24 – 28
педагогической профилактики в школе.
Первое условие – система профилактики наркомании на государственном уровне.
В качестве примера профилактики наркомании на уровне государства можно привести приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (КАПР, т.е. комплексной активной профилактики и реабилитации). Эта концепция направлена на предотвращение потребления психоактивных веществ (в том числе и наркотиков) в общеобразовательных учреждениях, семьях, местах досуга. Одним из основных ее задач являются следующие:
- повышение знаний педагогов
о негативных последствиях
- создание атмосферы
- формирование негативного отношения к лицам (учащимся), употребляющих ПАВ
- раннее выявление «группы риска», склонных к употреблению ПАВ;
- раннее выявление лиц
(учащихся), приобщающихся к
- работа с семьями «групп риска» и подростков, замеченных в употреблении ПАВ;
- формирование у школьников защитных механизмов, способствующих их активному противостоянию употреблению ПАВ;
- повышение качества здоровья учащихся;
- улучшение качества
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании