Социально-педагогическая профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

2. формирование мотивации  на социально-поддерживающее поведение;

3. развитие проективных  факторов социального эффективного  поведения;

4. развитие навыков решения  проблем, поиска социальной поддержки,  отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

Контингенты воздействия: дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные  подростковые молодежные коллективы и  группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного  места жительства; неорганизованные группы населения.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

1. Социальные и педагогические  технологии первичной профилактики: воздействие средств массовой  информации; антинаркотическое обучение; использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности; создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, молодёжные просоциальные организации и т.д.); проведение антинаркотических мотивационных акций; организация деятельности социальных работников и волонтеров; деятельность системы ювенальной юстиции.

2. Психологические технологии  первичной профилактики: развитие  личностных ресурсов; формирование  социальной и профессиональной  компетентности; развитие адаптивных  стратегий поведения; формирование  функциональной семьи.

3. Медицинские технологии  первичной профилактики осуществляются  посредством определения генетических  и биологических маркеров поведения  риска и их коррекции на  медицинском уровне.

Вторичная профилактика имеет  своей целью изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может  быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, действующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае

                                         20

поведения риска стрессовое давление среды, её сопротивление резко  увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение  индивида – как фактор риска наркомании.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных  стратегий: 1) формирование мотивации  на изменение поведения; 2) изменение  дезадаптивных форм на адаптивные; 3) формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия  – дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

В этих стратегиях используются специальные технологии.

1. Социальные и педагогические  технологии: формирование мотивации  на полное прекращение употребления  наркотиков, если оно имеет место;  формирование мотивации на изменение  поведения; развитие проблем –  преодолевающего поведения; формирование  социально-поддерживающего поведения  и стратегии поиска социальной  поддержки в просоциальных сетях.

2. Психологические технологии: преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний; осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности; развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем – преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания); анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркологической среды.

3. Медицинские технологии  заключаются в нормализации физического  и психического развития, биохимического  и физиологического равновесия[27].

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной  профилактики – снижение вреда от

                                          21

употребления наркотиков у тех, кто ещё не готов полностью  отказаться от них.

*Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от первичного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий:

1. формирование мотивации  на изменение поведения, включение  в лечение, прекращение употребления  наркотиков или других психоактивных веществ;

2. изменение зависимых,  дезадаптивных форм поведения на адаптивные;

3. осознание ценностей  личности;

4. изменение жизненного  стиля;

5. развитие коммуникативной  и социальной компетентности, личностных  ресурсов и адаптивных копинг-навыков;

6. формирование и развитие  социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия  – лица, зависимые от наркотиков и других психоактивных веществ, члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

В этих стратегиях используются различные технологии.

1.Социальные и педагогические технологии: формирование социально-поддерживающей и развивающей среды; формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и

                                             22


*Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 252 с.

постоянное поддержание  процесса продвижения к здоровью; развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации; формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

2. Психологические технологии: осознание личностных, экзистенциональных, духовных и нравственных ценностей;  осознание личных целей и путей  их достижения; осознание влечения  и зависимости; формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости; изменение жизненного стиля в целом; развитие коммуникативной и социальной компетентности; развитие когнитивной и поведенческой сфер; развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

3. Медицинские технологии  заключаются в грамотном психофармакологическом  вмешательстве в соответствующие  периоды при соответствующих  терапии состояниях, а также в  нормализации физического и психического  состояния, биохимического и физиологического  равновесия.

Все виды профилактической деятельности в образовательной  среде основываются на следующих  принципах.

1. Комплексность. Она предполагает  согласованное взаимодействие на  межведомственном и профессиональном  уровнях, взаимодействие органов  управления образованием всех  уровней.

2. Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возраста учеников и степени их вовлечения в наркогенную ситуацию. По возрасту предполагается выделение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного

                                                     23

возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет).

3. Аксиологичность (ценностная ориентация). Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров для потребления психоактивных веществ.

4. Многоаспектность. Ведущими  аспектами профилактической деятельности  в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный  на формирование позитивных моральных  и нравственных ценностей; психологический  аспект, направленный на формирование  стрессоустойчивых личностных установок; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления психоактивных веществ.

5. Последовательность (этапность).

6. Легитимность – создание  правовой базы антинаркотической профилактической деятельности.

Учет этих принципов обеспечивает современный методологический и  технологический подход учебных  профилактических программ, их несомненную  эффективность.

Выделяются также и  задачи профилактической работы с детьми в школах и других учебных заведениях:

- дать детям объективную  информацию о действии химических  веществ на организм;

- сориентировать их на  способность сделать свой собственный  выбор; дети и подростки должны  чувствовать, что действительно  могут 

                                                  24

   сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но, ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;

- дать детям возможность  овладения определенными поведенческими  навыками, облегчающими следование  здоровому образу жизни;

- сформировать рефлексивную  позицию молодого человека на  основе создания поля его самореализации  как личности и индивидуальности, которая будет способствовать  тому, что ребёнок самостоятельно  сможет найти свою социальную  нишу, дать оценку своим действиям,  поступкам, задуматься об их  последствиях и о том, как  эти последствия смогут повлиять  на его судьбу.

Таким образом, антинаркотическую профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которых должна стать формирование рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий. Эта деятельность должна способствовать реализации накапливающихся у детей и подростков фрустрированных потребностей и обеспечивать сброс энергии неотреагированных отрицательных эмоций.

Социально педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков

*Анализ и обобщение, проведенные специалистами, теоретического материала и практической деятельности позволили выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективности социально-

                                              25


*Школа может многое: О целевой программе «Без наркотиков» // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. – №11. – С. 24 – 28

 

педагогической профилактики в школе.

Первое условие – система  профилактики наркомании на государственном  уровне.

В качестве примера профилактики наркомании на уровне государства можно  привести приказ Министерства образования  Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. «О концепции профилактики злоупотребления  психоактивными веществами в образовательной среде» (КАПР, т.е. комплексной активной профилактики и реабилитации). Эта концепция направлена на предотвращение потребления психоактивных веществ (в том числе и наркотиков) в общеобразовательных учреждениях, семьях, местах досуга. Одним из основных ее задач являются следующие:

- повышение знаний педагогов  о негативных последствиях злоупотребления  ПАВ и клинических проявлений  наркотического опьянения;

- создание атмосферы нетерпимости  к употреблению ПАВ;

- формирование негативного  отношения к лицам (учащимся), употребляющих ПАВ

- раннее выявление «группы  риска», склонных к употреблению  ПАВ;

- раннее выявление лиц  (учащихся), приобщающихся к злоупотреблению  ПАВ;

- работа с семьями «групп  риска» и подростков, замеченных  в употреблении ПАВ;

- формирование у школьников  защитных механизмов, способствующих  их активному противостоянию  употреблению ПАВ;

- повышение качества здоровья  учащихся;

- улучшение качества образования  за счет повышения уровня здоровья  и изменения ценностной ориентации  учащихся.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании