Социально-педагогическая профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

                                                26

Концепция профилактики злоупотребления  психоактивными веществами осуществляется в три этапа.

1. Первый этап – этап  неотложных мероприятий. Сюда  относится:

- создание ведущего организационно-методического  центра в структуре системы  образования по программе КАПР (Комплексная Активная Профилактика  и Реабилитация) с соответствующими  подразделениями;

- создание центров реабилитации  детей и молодежи с наркозависимостью;

- создание правовой и  инструктивно-методической базы  для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи в действующих ППМС-центрах;

- модификация действующих  программ профилактики;

- частичная модернизация  ряда школьных образовательных  программ;

- внедрение интернет информационной  системы;

- создание просоциальных общественных организаций;

- разработка системы мониторинга;

- модификация системы  профилактических осмотров;

- создание пакета информативно-инструктивной  документации для начальной переподготовки  кадров на местах.

2. Второй этап – этап  научно-организационных мероприятий.  Сюда относится следующее:

- создание системы переподготовки  педагогов, школьных психологов  и социальных работников;

- создание региональной  сети учебно-методических центров  профилактики;

- создание специализированного  издательства, включая еженедельную  газету и ежемесячный журнал;

- создание международной  ассоциации просоциальных общественных движений по проблеме профилактики наркомании;

                                             27

- разработка конкурирующих  программ КАПР, адаптированных к  различным регионам;

- создание полномасштабной  системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только  уровень распространения наркомании, но и степень эффективности  профилактических мероприятий, в  том числе и в отношении  сопутствующих заболеваний и  других осложнений;

- регистрация просоциальных общественных движений;

- разработка различных  моделей положительного лидера  в области спорта, включая тренировочные  площадки экстремальных видов;

Организация спортивных соревнований и околоспортивных форм досуга.

3. Третий этап – этап  полного развертывания программы  КАПР. Данный этап вводится дифференцированно  по различным регионам:

- внедрение в регионах;

- мониторинг эпидобстановки и последствий;

- анализ результатов;

- разработка новейших  методов и приемов профилактики;

- сравнительное обобщение  лучшего российского и международного  опыта.

Программа КАПР включает в  себя следующие подпрограммы:

- активная профилактическая  деятельность в образовательных  учреждениях;

- активная профилактическая  деятельность в семье;

- активная профилактика  в организации внеучебной, досуговой деятельности детей и молодежи.

                                                  28

Такой комплексный подход к проблеме профилактики зависимости  от ПАВ позволяет не только объединить усилия педагогов и семьи, но и  помочь молодежи использовать собственные  личностные качества в противостоянии наркомании и ее тяжелым последствиям.

Второе условие – проведение социально-педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных  учреждениях среди подростков. В  качестве примера можно привести анализ целевой программы «Школа без наркотиков».

Цель программы – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление  активно отрицающей позиции по отношению  к наркотикам у большинства учащихся.

Помимо блока целеполагания и организации в программу входят следующие группы структурных компонентов:

- действия, направленные  на школьную среду в целом;

- действия, направленные  на детей «группы риска»;

- действия, направленные  на помощь детям, замеченным  в употреблении наркотиков.

Формула программы представлена следующими понятиями:

Образование и информация. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления  наркотическими средствами, формирование у учащихся негативного отношения  к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа  и оценки информации, получаемой о  наркотиках. Тренинг общения. Тренинг  учения «Сказать наркотику «нет». Изучение основ профилактики наркомании в  молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.

                                                          29

Кто проводит работу: специально приглашенные специалисты, сотрудники служб психолого-педагогического  медико-социального (ППМС) сопровождения, классные руководители, наиболее подготовленные учителя-предметники.

На кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Программа для  взрослых обязательно должна быть дополнена  анализом факторов риска распространения  наркомании и изучением путей  помощи подростку, поддавшемуся влиянию  наркотиков.

Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи за «круглым столом», диспуты, тренинги.

2. Общее признание правил  и норм неприятия наркотиков. Очень важно, чтобы дети поняли  и приняли школьную политику  в отношении наркотиков. Необходимо  ясно и четко договориться, что  в школе обязательно будет  пресекаться распространение идеи  о возможности и допустимости  наркотиков, их легализация и  облегчения доступа к ним. Важно,  чтобы координацию программы  борьбы с наркотиками вели  педагоги, обладающие авторитетом  и в детской, и во взрослой  среде. Дети гораздо охотнее будут помогать педагогу, которому они доверяют, пристрастия, и увлечения которого разделяют, образу жизни которого готовы следовать.

3. Чувствительность к  сигналам опасности. В школе  должна быть разработана специальная  система повышения чувствительности  к опасности распространения  наркотиков. Родителей и педагогов  целесообразно ознакомить с основами  диагностики употребления детьми  наркотиков. Обязательно нужно довести  до всех заинтересованных лиц,  к кому конкретно можно обратиться  в случае, если возникнет предположение  о наличии опасности. По сути, речь идет о создании в школе  специальной «группы 

                                            30

доверия», члены которой  обладают достаточными знаниями и облечены полномочиями действовать в соответствии с создавшейся ситуацией.

Лучше всего, если в такой  роли такой группы выступает школьный ППМС-центр. Если такового в школе нет, то его роль может исполнять инициативная группа педагогов, принявшая на себя ответственность за реализацию программы. Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работе, преодолев извечную убежденность, что «доносить на товарища нельзя». На этапе «общественного договора» необходимо попытаться объяснить учащимся, что «табу недоносительства» в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым, с которыми они намерены поделиться информацией.

4. Тренинги активного  отрицания. В последнее время  появилось множество описаний  тренингов: «Навыки жизни», «Основы  коммуникации», «Нарконон», «Программа моей независимости» и т.д. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.

Методы реализации программы  могут быть различны. Наиболее целесообразны  деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам. При этом важно помнить: наркотики всегда заполняют вакуум занятости. Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, – это школа, толкающая его на путь наркозависимости.

                                        31

5. Убежденность в доступности  помощи. Одним из самых страшных  заблуждений может стать уверенность,  что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы в школе были  специалисты, которые обладают  всей полнотой информации о  соответствующих наркологических  службах и центрах помощи наркоманам. Дети, педагоги и родители должны  знать и верить, что современная  диагностика проблемы поможет  ее разрешению, что даже на  стадии развитой болезни еще  не все потеряно. В этом отношении  очень полезными могут оказаться  беседы с теми, кто смог избавиться  от наркотической зависимости  сам или помог справиться с  недугом своим близким. Например, очень полезен опыт Центра профилактики наркоманий Санкт-Петербурга, общественных организаций «Матери наркоманов», «Общества анонимных наркоманов», целевых программ «12 шагов», «Автобус» и т.д.

При этом школьным специалистам не стоит переоценивать свои силы и браться за решение проблемы в тех случаях, когда они профессионально  некомпетентны.

6. Целевая работа с  «группой риска». Когда мы говорим  о «группе риска», то, прежде всего,  имеем в виду риск для ребенка  оказаться жертвой наркотиков. Содержание  работы с этой группой состоит  в ее выявлении и создании  индивидуальной программы помощи  в преодолении проблем, ведущих  к появлению склонности к наркотикам.

Кто должен оказывать эту  помощь? Специалисты ППМС-центра или специальной группы вместе с классными руководителями должны определить в каждом классе «группу риска» и разработать программу работы с детьми. Ее реализация может быть осуществлена уже самими классными руководителями. В особых случаях может понадобиться квалифицированная

                                         32

помощь специалиста. Было бы хорошо, если бы в школе сложилась  практика,когда каждый ребенок может обратиться к специалистам за советом в сложной для него ситуации.

И вновь совет администратору: вы должны сделать все для укрепления авторитета лиц, ответственных за реализацию программы «Без наркотиков». Повышению  их общественного признания будут  способствовать ваша способность прислушаться к их советам, материальная и моральная  поддержка, рост их профессиональной компетентности, развитие взаимодействия этой группы с организациями и структурами, проводящими аналогичную работу.

7. Адресная помощь попавшим в беду. Рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально-опасными группировками. Еще раз подчеркнем: это сфера действия профессионально компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются государственные и общественные структуры, ответственные за осуществление такой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих министерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи. Педагогическая позиция может быть связан с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать родители, в крайнем случае – педагоги или друзья.

Третье условие – обязательное введение в школьную программу занятий  по профилактике употребление ПАВ (один или два часа в неделю) среди  детей.

Занятия должны предусматривать  теоретический и практический

                                   33

материал: лекции; беседы; тренинги поведения; когнитивная модификация  и терапия; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; ролевые игры; психогимнастика; элементы психодрамы; элементы индивидуальной и групповой психотерапии; круглые столы и т.д.

Целесообразно проводить  занятия по следующим темам: «Знакомство  с миром собственных эмоций», «Знакомство с телом», «Работа  с самооценкой», «Развитие стрессоустойчивости», «Работа с внушаемостью», «Снижение деструктивной конфликтности», «Тренинг коммуникативной компетентности», «Работа с конкретными личными проблемами» и т.д.

Очень важно установить при  работе доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения. Также необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение к ученикам, соблюдать конфиденциальность.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании