Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами осуществляется в три этапа.
1. Первый этап – этап неотложных мероприятий. Сюда относится:
- создание ведущего
- создание центров реабилитации
детей и молодежи с
- создание правовой и
инструктивно-методической
- модификация действующих программ профилактики;
- частичная модернизация ряда школьных образовательных программ;
- внедрение интернет
- создание просоциальных общественных организаций;
- разработка системы
- модификация системы профилактических осмотров;
- создание пакета информативно-
2. Второй этап – этап
научно-организационных
- создание системы
- создание региональной
сети учебно-методических
- создание специализированного издательства, включая еженедельную газету и ежемесячный журнал;
- создание международной ассоциации просоциальных общественных движений по проблеме профилактики наркомании;
- разработка конкурирующих программ КАПР, адаптированных к различным регионам;
- создание полномасштабной
системы мониторинга в России,
позволяющей оценить не только
уровень распространения
- регистрация просоциальных общественных движений;
- разработка различных моделей положительного лидера в области спорта, включая тренировочные площадки экстремальных видов;
Организация спортивных соревнований и околоспортивных форм досуга.
3. Третий этап – этап
полного развертывания
- внедрение в регионах;
- мониторинг эпидобстановки и последствий;
- анализ результатов;
- разработка новейших
методов и приемов
- сравнительное обобщение
лучшего российского и
Программа КАПР включает в себя следующие подпрограммы:
- активная профилактическая
деятельность в
- активная профилактическая деятельность в семье;
- активная профилактика в организации внеучебной, досуговой деятельности детей и молодежи.
Такой комплексный подход к проблеме профилактики зависимости от ПАВ позволяет не только объединить усилия педагогов и семьи, но и помочь молодежи использовать собственные личностные качества в противостоянии наркомании и ее тяжелым последствиям.
Второе условие – проведение социально-педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях среди подростков. В качестве примера можно привести анализ целевой программы «Школа без наркотиков».
Цель программы – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.
Помимо блока целеполагания и организации в программу входят следующие группы структурных компонентов:
- действия, направленные на школьную среду в целом;
- действия, направленные на детей «группы риска»;
- действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.
Формула программы представлена следующими понятиями:
Образование и информация. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами, формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Тренинг общения. Тренинг учения «Сказать наркотику «нет». Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.
Кто проводит работу: специально
приглашенные специалисты, сотрудники
служб психолого-
На кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Программа для взрослых обязательно должна быть дополнена анализом факторов риска распространения наркомании и изучением путей помощи подростку, поддавшемуся влиянию наркотиков.
Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи за «круглым столом», диспуты, тренинги.
2. Общее признание правил
и норм неприятия наркотиков.
Очень важно, чтобы дети
3. Чувствительность к
сигналам опасности. В школе
должна быть разработана
доверия», члены которой обладают достаточными знаниями и облечены полномочиями действовать в соответствии с создавшейся ситуацией.
Лучше всего, если в такой роли такой группы выступает школьный ППМС-центр. Если такового в школе нет, то его роль может исполнять инициативная группа педагогов, принявшая на себя ответственность за реализацию программы. Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работе, преодолев извечную убежденность, что «доносить на товарища нельзя». На этапе «общественного договора» необходимо попытаться объяснить учащимся, что «табу недоносительства» в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым, с которыми они намерены поделиться информацией.
4. Тренинги активного отрицания. В последнее время появилось множество описаний тренингов: «Навыки жизни», «Основы коммуникации», «Нарконон», «Программа моей независимости» и т.д. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.
Методы реализации программы могут быть различны. Наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам. При этом важно помнить: наркотики всегда заполняют вакуум занятости. Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, – это школа, толкающая его на путь наркозависимости.
5. Убежденность в доступности
помощи. Одним из самых страшных
заблуждений может стать
При этом школьным специалистам не стоит переоценивать свои силы и браться за решение проблемы в тех случаях, когда они профессионально некомпетентны.
6. Целевая работа с
«группой риска». Когда мы говорим
о «группе риска», то, прежде всего,
имеем в виду риск для ребенка
оказаться жертвой наркотиков. Содержание
работы с этой группой состоит
в ее выявлении и создании
индивидуальной программы
Кто должен оказывать эту помощь? Специалисты ППМС-центра или специальной группы вместе с классными руководителями должны определить в каждом классе «группу риска» и разработать программу работы с детьми. Ее реализация может быть осуществлена уже самими классными руководителями. В особых случаях может понадобиться квалифицированная
помощь специалиста. Было бы хорошо, если бы в школе сложилась практика,когда каждый ребенок может обратиться к специалистам за советом в сложной для него ситуации.
И вновь совет администратору:
вы должны сделать все для укрепления
авторитета лиц, ответственных за реализацию
программы «Без наркотиков». Повышению
их общественного признания будут
способствовать ваша способность прислушаться
к их советам, материальная и моральная
поддержка, рост их профессиональной компетентности,
развитие взаимодействия этой группы
с организациями и структурами,
проводящими аналогичную
7. Адресная помощь попавшим в беду. Рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально-опасными группировками. Еще раз подчеркнем: это сфера действия профессионально компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются государственные и общественные структуры, ответственные за осуществление такой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих министерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи. Педагогическая позиция может быть связан с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать родители, в крайнем случае – педагоги или друзья.
Третье условие – обязательное введение в школьную программу занятий по профилактике употребление ПАВ (один или два часа в неделю) среди детей.
Занятия должны предусматривать теоретический и практический
материал: лекции; беседы; тренинги поведения; когнитивная модификация и терапия; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; ролевые игры; психогимнастика; элементы психодрамы; элементы индивидуальной и групповой психотерапии; круглые столы и т.д.
Целесообразно проводить
занятия по следующим темам: «Знакомство
с миром собственных эмоций»,
«Знакомство с телом», «Работа
с самооценкой», «Развитие стрессоустойчивости»
Очень важно установить при работе доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения. Также необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение к ученикам, соблюдать конфиденциальность.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании