Социально-педагогическая профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

- высокий уровень семейного  стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье;

- личностные особенности  (неуверенность в себе, заниженная  самооценка, неприятие социальных  норм, ценностей);

- ранняя сексуальная активность  подростковая беременность;

- проблемы межличностного  общения в семье, в школе,  в среде сверстников;

- регулярное общение со  сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;

                                              8


*Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 348с.

 

 

 

 

- высокий уровень преступности в регионе.

  Факторами защиты от риска употребления наркотиков могут быть:

- стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, доверительные отношения в семье;

- средний и высокий  уровень дохода в семье, обеспеченность  жильем;

- высокая самооценка, развитые  навыки самостоятельного решения  проблем, поиска и принятия  социальной поддержки, устойчивость  к негативному влиянию сверстников,  умение контролировать свое поведение;

- высокий уровень устойчивости  к стрессу, физическое и психическое  благополучие; соблюдение общественных  норм в употреблении психоактивных веществ;

- высокое качество медицинской  помощи;

- низкий уровень преступности  в регионе;

- доступность служб социальной  помощи.

Исследованиями факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных исследований. Н.А. Сиротой разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте.

1.Факторы пре-, пери - и постнатальной отягощенности: патологически протекавшая беременность у матери; хронически острые и тяжелые заболевания матери в период беременности; хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности; патологически протекавшие роды; задержки нервно-психического развития в раннем возрасте; нервно-психические отклонения в раннем детстве.

2. Факторы наследственной  отягощенности: психические заболевания,  алкоголизм, наркомания.

3. Факторы нарушенного  онтогенеза: черепно-мозговые травмы; психотравмы, тяжелые соматические заболевания.

4. Различные нарушения  отношений в семье и семейного  воспитания: неполные, распавшиеся  семьи; отсутствие семьи; деструктивные  семьи; воспитание по типу скрытой  или явной гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками); психопатологические личности или акцентированные характерологические особенности родителей.

5. Нарушения психосоциальной  адаптации в процессе развития 

                                                        9

подростка: формирующаяся  отчужденность, противоречивость и  нарастающая неудовлетворенность  в отношениях с родителями; избегающий, поверхностный, формальный стиль общения  в семье; формальное отношение к  внутрисемейным проблемам, игнорирование  их; снижение успеваемости; нарушение  школьной дисциплины; неполноценность  коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное  общение); конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями  формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними; конфликтность в общениях с учителями и администрацией школ; нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному» принципу; уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними; отсутствие устойчивых увлечений; склонность к асоциальным формам поведения.

6. Психические факторы:

- зависимость особенностей  личностного реагирования, социальной  перцепции, характера межличностного  общения и «Я-концепции» от влияния референтной группы сверстников;

- тенденция к реализации  эмоционального напряжения в  непосредственное поведение, минуя  процесс когнитивного осознания  и принятия решения;

- игнорирование системы  социальных установок и ролей;

- нарушения в сфере  социальной перцепции (не соответствующая  возрасту коммуникативная и социальная  некомпетентность, несформированные  в соответствии с возрастом  самооценка и прогноз оценки  своего поведения в глазах  окружающих);

- несформированная в соответствии  с возрастом способность адекватно  оценивать и вербовать взаимоотношения  с окружающими;

- отсутствие стремления  к конструктивному решению проблемных  и конфликтных ситуаций;

- отсутствие сформированного  представления о жизненных целях;

- отсутствие сформированного  реального и идеального образа  Я и значимых окружающих и,  как следствие, отсутствие стимула  к саморазвитию и усовершенствованию;

- неосознанный, часто парадоксально  проявляющийся в поведении «призыв  о помощи», направленный к членам  семьи и окружающим.

Прослеживается возрастная градация интереса подростков к наркотикам.

10 – 12 лет. Интересует  все, что связано с наркотиками, - их действие,

                                                 10

способы употребления. О  последствиях употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики  не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, получены с чужих слов.

12 – 14 лет. Основной  интерес вызывает возможность  употребления «легких» наркотиков (марихуана за наркотик не признается). О существовании глобальной проблемы  задумываются лишь некоторые,  пробовали наркотик немногие  – из любопытства, знакомы  с потребителями многие. О наркотиках  многие знают из опыта знакомых  или по рассказам. Многие сведения  недостоверны. Опасность злоупотребления  сильно недооценивается. Говорят  о проблеме только между собой.

15 – 15 лет. По отношению  к наркотикам формируются три  группы.

1. Употребляющие и сочувствующие.  Их интересуют вопросы, связанные  со снижением риска при употреблении, с продолжительностью употребления  без образования зависимости.

2. Радикальные противники («сам никогда не буду и не  дам гибнуть другу»). Многие из  членов этой группы считают  употребление наркотиков признаком  слабости и неполноценности.

3. Группа, не определившая  своего отношения к наркотикам. Значительная её часть может  начать употребление под влиянием  друзей.

16 – 18 лет. Группы сохраняются,  но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

Дети и подростки получают информацию о наркотических веществах  от друзей, знакомых взрослых, незнакомых сверстников и взрослых, из средств  массовой информации, сообщил кто-нибудь другой через Интернет.

  Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи.

*Профилактика (от греческого prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

                                                     11


*Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. – 1999. ─ №52. – С. 21

 

 

Социально-педагогическая профилактика в вопросах злоупотребления психоактивными веществами рассматривается как комплекс социальных,

 

образовательных и медико-психологических  мероприятий, направленных на выявление  и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ. Она направлена на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).

Можно выделить следующие  основные современные профилактические подходы к злоупотреблению психоактивными веществами:

Подход, основанный на распространении  информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом  превентивных отношений. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

Существует три разных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о влиянии употребления наркотиков на организм, поведение и продолжительность  жизни человека; 2) запугивание, стремление вызвать страх перед наркотиками. Цель этой стратегии – предоставить устрашающую информации о наркотиках, показать неприглядные стороны их употребления; 3) предоставление факторов о деградации людей, употребляющих наркотики, их жизненных трудностях, ситуациях  и мотивах употребления психоактивных веществ.

В настоящее время эти  методы частично комбинируются с  другими типами интервенций, так  как сами по себе они не являются эффективными.

Не смотря на то, что информационные программы способствуют повышению  уровня знаний у обучающихся, они  могут дать толчок к принятию решения  не употреблять наркотик. Большинство  таких программ не включают в себя задачи, направленные на изменение  поведения подростков, формирование у них здорового поведенческого стиля, и не

                                         12

отвечают на вопрос, как  может самореализоваться молодой человек в настоящее время без принятия психоактивных веществ. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация о наркотических и психоактивных веществах, последствиях их употребления, заболеваниях, которые вызывают, способах лечения, профилактики и выздоровления должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. В основе этого подхода лежит теоретическое  положение о том, что употреблять  наркотические вещества начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались  в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное  обучение базируется на понимании того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с  трудностями в определении и  выражении эмоций, имеющих так  называемые интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там принятым. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как наркотизация в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские уговоры «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной», кроме известной пользы приносят ещё и вред.

Подход, основанный на влиянии  социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников  и семьи играет важную роль, способствуя  или препятствуя наркотизации. С  точки зрения данного подхода  важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально-ориентированной  интервенции, представляющей собой  специальные программы для родителей  или 

                                          13

программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников.

Наиболее популярными  среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, в процессе которых  дети и подростки обучаются навыкам  отказа от предлагаемых наркотиков или  других психоактивных веществ; «прививки» против воздействия средств массовой информации (в отношении легальных психоактивных веществ), программы, направленные против влияния родителей, употребляющих табак и алкоголь. Данные программы включают различные компоненты, однако не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотика. Одним из важных подходов такого рода программах является работа с лидерами – сверстниками-подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антинаркотическую активность в своей школе или жилом районе.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании