Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, реферат
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи. Социально-педагогические условия эффективности профилактики наркомании среди детей и подростков.
- высокий уровень семейного
стресса, семейная
- личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, неприятие социальных норм, ценностей);
- ранняя сексуальная активность подростковая беременность;
- проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;
- регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;
*Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 348с.
- высокий уровень преступности в регионе.
Факторами защиты от риска употребления наркотиков могут быть:
- стабильность и сплоченность,
адекватное воспитание и
- средний и высокий
уровень дохода в семье,
- высокая самооценка, развитые
навыки самостоятельного
- высокий уровень устойчивости
к стрессу, физическое и
- высокое качество медицинской помощи;
- низкий уровень преступности в регионе;
- доступность служб социальной помощи.
Исследованиями факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных исследований. Н.А. Сиротой разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте.
1.Факторы пре-, пери - и постнатальной отягощенности: патологически протекавшая беременность у матери; хронически острые и тяжелые заболевания матери в период беременности; хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности; патологически протекавшие роды; задержки нервно-психического развития в раннем возрасте; нервно-психические отклонения в раннем детстве.
2. Факторы наследственной
отягощенности: психические
3. Факторы нарушенного онтогенеза: черепно-мозговые травмы; психотравмы, тяжелые соматические заболевания.
4. Различные нарушения
отношений в семье и семейного
воспитания: неполные, распавшиеся
семьи; отсутствие семьи;
5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития
подростка: формирующаяся
отчужденность, противоречивость и
нарастающая
6. Психические факторы:
- зависимость особенностей
личностного реагирования, социальной
перцепции, характера
- тенденция к реализации
эмоционального напряжения в
непосредственное поведение,
- игнорирование системы социальных установок и ролей;
- нарушения в сфере
социальной перцепции (не
- несформированная в
- отсутствие стремления
к конструктивному решению
- отсутствие сформированного
представления о жизненных
- отсутствие сформированного
реального и идеального образа
Я и значимых окружающих и,
как следствие, отсутствие
- неосознанный, часто парадоксально
проявляющийся в поведении «
Прослеживается возрастная градация интереса подростков к наркотикам.
10 – 12 лет. Интересует
все, что связано с
способы употребления. О последствиях употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, получены с чужих слов.
12 – 14 лет. Основной
интерес вызывает возможность
употребления «легких»
15 – 15 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы.
1. Употребляющие и сочувствующие.
2. Радикальные противники
(«сам никогда не буду и не
дам гибнуть другу»). Многие из
членов этой группы считают
употребление наркотиков
3. Группа, не определившая
своего отношения к наркотикам.
Значительная её часть может
начать употребление под
16 – 18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.
Дети и подростки получают информацию о наркотических веществах от друзей, знакомых взрослых, незнакомых сверстников и взрослых, из средств массовой информации, сообщил кто-нибудь другой через Интернет.
Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи.
*Профилактика (от греческого prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
*Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. – 1999. ─ №52. – С. 21
Социально-педагогическая профилактика в вопросах злоупотребления психоактивными веществами рассматривается как комплекс социальных,
образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ. Она направлена на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).
Можно выделить следующие
основные современные профилактические
подходы к злоупотреблению
Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных отношений. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.
Существует три разных
варианта информационного подхода:
1) предоставление частичной информации
о влиянии употребления наркотиков
на организм, поведение и продолжительность
жизни человека; 2) запугивание, стремление
вызвать страх перед
В настоящее время эти методы частично комбинируются с другими типами интервенций, так как сами по себе они не являются эффективными.
Не смотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний у обучающихся, они могут дать толчок к принятию решения не употреблять наркотик. Большинство таких программ не включают в себя задачи, направленные на изменение поведения подростков, формирование у них здорового поведенческого стиля, и не
отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время без принятия психоактивных веществ. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация о наркотических и психоактивных веществах, последствиях их употребления, заболеваниях, которые вызывают, способах лечения, профилактики и выздоровления должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.
Подход, основанный на аффективном
(эмоциональном) обучении. В основе
этого подхода лежит
Подход, основанный на влиянии
социальных факторов. Он базируется на
понимании того, что влияние сверстников
и семьи играет важную роль, способствуя
или препятствуя наркотизации. С
точки зрения данного подхода
важнейшим фактором развития человека
является социальная среда как источник
обратной связи, поощрений и наказаний.
В связи с этим подчеркивается
важность социально-ориентированной
интервенции, представляющей собой
специальные программы для
программы, направленные на
предотвращение социального давления
наркотизирующейся среды
Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, в процессе которых дети и подростки обучаются навыкам отказа от предлагаемых наркотиков или других психоактивных веществ; «прививки» против воздействия средств массовой информации (в отношении легальных психоактивных веществ), программы, направленные против влияния родителей, употребляющих табак и алкоголь. Данные программы включают различные компоненты, однако не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотика. Одним из важных подходов такого рода программах является работа с лидерами – сверстниками-подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антинаркотическую активность в своей школе или жилом районе.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика наркомании