Социальные проблемы организации досуга многодетной семьи в условиях малого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить спектр социальных проблем многодетной семьи; обозначить специфику деятельности Учреждений Культуры по созданию благоприятных условий для реализации досуговых предпочтений современной многодетной семьи через ее участие в фестивале «Семейная палитра», а так же разработать методические рекомендации по организации досуга многодетной семьи в условиях малого города.
Задачи:
• рассмотреть проблемы семьи на теоретическом уровне;
• проанализировать демографическую составляющую многодетной семьи;
• рассмотреть государственную семейную политику в РФ;
• проанализировать и выявить проблемы в деятельности учреждений и организаций социокультурной сферы по работе с многодетными семьями в условиях малого города;
• провести анкетирование среди многодетных семей, чтобы выявить их досуговые потребности и возможности удовлетворения в организованных формах;
• разработать рекомендации по оптимизации социокультурного обслуживания многодетных семей в условиях малого города.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ………………………………………………… 9
1.1. Семья: понятие, сущностные характеристики, функции,
типология…………………………………………………………………… 9
1.2. Демографическая составляющая проблемного поля
многодетной семьи………………………………………………………… 15
1.3. Государственная и региональная поддержка
семейной политики………………………………………………………… 52
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РФ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.................................. 65
2.1. Опыт работы учреждений и организаций социокультурной
сферы Камышинского муниципального района Волгоградской области
с многодетными семьями…………………………………………………... 65
2.2. Исследование социально-культурных предпочтений многодетных
семьи г. Камышина………………………………………………………… 72
2.3. Программа фестиваля для многодетных семей
« Семейная палитра» ……………………………………………………… 79
Заключение………………………………………………………………… 86
Литература………………………………………………………………… 90
Приложение……………………………………………………………….. 94

Файлы: 1 файл

ВКР Пономарева 5 ТСКД.doc

— 1,004.50 Кб (Скачать файл)

Одна из главных задач по ее достижению - обеспечить увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза, т.е. с нынешнего уровня до 1,95.

Это соответствует показателю рождаемости современной Франции. При таком уровне воспроизводства во Франции в 2005 году распределение женщин от числа рожденных детей на конец репродуктивного периода было следующим: с одним ребенком — 24%, с двумя детьми — 43%, с тремя и более -33% («Generations end Gender», европейское обследование, 2005).

Для сравнения: в России по данным переписи 2002 года это распределение выглядело следующим образом: с одним ребенком — 26%, с двумя — 56%, с тремя и более — 18%. В третьих и последующих рождениях — между нашими странами — почти двойной разрыв.

Очевидно, что первенцы и семьи с двумя детьми не решают проблему выхода из кризиса. Поставленная цель может быть достигнута только при существенном увеличении доли вторых и особенно третьих рождений. Семья с тремя детьми должна стать базовым типом семьи, получить режим наибольшего благоприятствования со стороны государства, как самая привлекательная в социальном и нравственном смысле.

Это ключевое направление семейной политики должно найти отражение в Концепции долгосрочного развития России и подкреплено соответствующими мерами.

Если комплекс мер, предложенный Президентом России В. Путиным в 2006 году, был направлен на «стимулирование рождения хотя бы второго ребенка», то новые меры должны обеспечить формирование потребности и условий для рождения и воспитания в семье трех и более детей.

Именно рождение детей является сегодня определяющим фактором погружения семей в бедность. Около 40% семей с двумя детьми и почти две трети многодетных имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, т.е. живут в бедности. Согласно данным Росстата, в 2006 году более 11 млн. детей (11 830 тыс.) до 16 лет (44% от всех детей этого возраста) получали ежемесячное пособие, право на которое имеют только дети в семьях с доходом ниже прожиточного минимума.

В России самый высокий уровень бедных семей среди всех семей с детьми. По официальной статистике он достигает 32%, в то время как среди стран ОСЭР этот показатель в таких странах, как Мексика, в 1,5 раза ниже.

Люди скатываются вниз по социальной лестнице именно оттого, что рожают детей и строго в соответствии с количеством рожденных детей! А отказ от рождения детей дает шанс на достойную жизнь. Пока ситуация не изменится, говорить о преодолении депопуляции бессмысленно.

Данная логика позволяет установить критерий необходимого минимума поддержки семей. Вся совокупность мер семейной политики на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - должна предотвращать это низведение семьи на социальное дно по мере рождения детей.

Это не значит, что всех мам надо посадить на пособия и породить массовое иждивенчество. Речь идет о минимальных гарантиях со стороны государства. Платить, скажем, начиная с третьего ребенка 100, 150 долларов в месяц. На эти деньги не разгуляешься, но это уже некоторая стабильность. В той же Франции, к примеру, аналогичное пособие подняли в 2005 году до 1000 евро. И в России за принятого в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ежемесячно платят в среднем 4 тыс. рублей.

С точки зрения экономии средств такой подход будет самым эффективным. На первом этапе при нынешней незначительной доле многодетных (всего 6,6% от всех семей с детьми) совокупные затраты на реализацию даже очень сильных мер поддержки не будут большими. При этом идеологическое воздействие будет значительным, и, напротив, нынешнее бедственное положение многодетных является «антирекламой» семейной политики.

Меры жилищной политики, стимулирующие рождение детей, сегодня малоэффективны. По данным Счетной палаты, ипотека доступна всего 13-15% граждан, а по экспертным оценкам, практически недоступна для многодетных семей. Существующие условия выплаты жилищных кредитов вынуждают семьи отказываться от следующих рождений детей.

Введение дополнительных мер нельзя откладывать надолго, поскольку благоприятная сегодня возрастная структура населения после 2010 года существенно ухудшится. Уже через 10 лет на смену нынешним 20-29-летним женщинам придет поколение, численность которого будет меньше на 25%, а через 20 лет — на 45%. Именно настолько должны будут расти показатели рождаемости, чтобы число родившихся оказалось в эти годы не меньшим, чем сейчас.

Эти меры должны быть введены, прежде всего, в демографически депрессивных регионах, где превышение числа умерших над числом родившихся значительно превосходит общероссийские показатели. К ним относятся практически все регионы Центрального федерального округа, за исключением Москвы, часть регионов Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, Республика Мордовия (всего 30 регионов). Доля данных регионов в населении России составляет 34,5%. Они исторически, и, прежде всего Центральная Россия, являлись главным ресурсом человеческого потенциала для освоения страны. В последние 15 лет темпы убыли населения в этих регионах были значительно выше общероссийских, а в 2007 году при общем улучшении ситуации разрыв увеличился почти до 2 раз. Не преодолев депопуляцию в этих регионах, Россия не сможет выйти из кризиса.

Доля расходов на реализацию предлагаемых мер в демографически депрессивных регионах не превысит 35% общероссийских и составит в среднем 40-50 млрд. рублей в год или 0,15-0,17% ВВП (на 2007 г.). Правда, без стоимости жилищных мер.

В российской действительности есть знаковые проблемы, препятствующие демографическому росту. Это сверхсмертность от таких причин, как чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков. Сегодня в России, по оценкам экспертов, алкогольной зависимостью страдает 10 млн. человек, а тяжелой наркотической — 1 млн. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем. Если же оценить весь ущерб, потери составят примерно 5% ВВП в год, или более 0,5 трлн. рублей в расчете на 2008 год.

Эти проблемы требуют решительной государственной политики в части регулирования производства, оборота и потребления алкоголя.

Есть смысл добавить к приоритетным направлениям государственной демографической политики антиалкогольную  и антинаркотическую политики, а также направление по снижению числа производимых в России абортов без медицинских показаний, уровень которых в России по-прежнему самый высокий в мире.

Главная особенность настоящего момента состоит в том, что в результате реализации мер демографической политики у населения уже сформированы значительные ожидания в части поддержки семей со стороны государства. Если эти ожидания не оправдаются, демографическая политика государства будет воспринята как очередная политическая кампания, и для возвращения доверия потребуются значительно большие время и ресурсы.

 

 

 

1.3.Государственная и региональная  поддержка семейной политики. Государственная поддержка семьи осуществляется с помощью федерального и местного семейного законодательства, государственных целевых программ, системы государственных институтов. Косвенно поддержка семьи осуществляется при выполнении иных нормативных актов, регулирующих иные или общие сферы общественной жизни, но также затрагивающих интересы семьи (ГК РФ, КЗоТ и т.д.).

Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, по социальной поддержке многодетных семей.

Программа государственной поддержки многодетных семей в РФ на 2008-2015 годы. (Проект – Приложение 2)

Сроки и этапы реализации Программы. Расчетный период реализации Программы – 2008–2015 гг.

Определение понятия «многодетная семья» в настоящей Программе.

для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;

для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

Задачи Программы.

• обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;

• улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;

• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

• повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;

• обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;         

• усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

• повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.(56)

Федеральное законодательство.

1. В соответствии с Федеральным  законом от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ   

 «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» и  Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 865

 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»  в территориальном управлении Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области по месту жительства граждан  назначается и выплачивается:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) в размере с 1 января 2009г. -   374,62 рубля.

Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и  выплачивается  неработающим гражданам на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в размере с 1 января 2009г. – 9989,86 рублей.  

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается одному из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей в размере с 1 января 2009 г. – 9989,86 рублей.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается:

  • в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком;
  • или в размере 1873,10 рублей по уходу за первым ребенком и 3746,20 рублей по уходу за вторым и последующими детьми (размеры пособий установлены с 1 января 2009 г.);
  • неработающим в размере 1873,10 рублей по уходу за первым ребенком и 3746,20 рублей по уходу за вторым и последующими детьми (размеры пособий установлены с 1 января 2009 г.);
  • другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком, в размере 1873,10 рублей по уходу за первым ребенком и  3746,20 рублей по уходу за вторым и последующими детьми (с 1 января 2009 г.);  

Ключевым фактором успеха является уровень государственных расходов на поддержку семей с детьми. В России, в странах Восточной Европы этот показатель аномально низок — 0,4% ВВП, в то время как Детский фонд ООН рекомендует уровень не менее 2% ВВП.

О необходимости увеличить социальную поддержку семей с нынешних 0,4 до 2% ВВП говорил Дмитрий Анатольевич Медведев, представляя в мае 2007 года разработанную правительством Концепцию демографической политики на период до 2025 года.

В обсуждаемом сегодня общественностью страны проекте Концепции долгосрочного развития России до 2020 года «Расходы на семейную и демографическую политику» вообще отсутствуют среди целевых макроэкономических индикаторов. Хотя по важности он не уступает таким показателям, как расходы на НИОКР, образование и здравоохранение. Необходимо ввести его в данный перечень и установить достаточный уровень на всех трех этапах развития: не менее 1,2% ВВП к 2012 году, 1,8% ВВП к 2018 году и 2% ВВП после 2018 года. Это позволит создать необходимые условия для преодоления кризиса.

Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено право на получение материнского капитала семьями, в которых после 1 января 2007 г. появился второй ребенок.(55)

Информация о работе Социальные проблемы организации досуга многодетной семьи в условиях малого города