Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:10, курсовая работа
Цель работы: выявить спектр социальных проблем многодетной семьи; обозначить специфику деятельности Учреждений Культуры по созданию благоприятных условий для реализации досуговых предпочтений современной многодетной семьи через ее участие в фестивале «Семейная палитра», а так же разработать методические рекомендации по организации досуга многодетной семьи в условиях малого города.
Задачи:
• рассмотреть проблемы семьи на теоретическом уровне;
• проанализировать демографическую составляющую многодетной семьи;
• рассмотреть государственную семейную политику в РФ;
• проанализировать и выявить проблемы в деятельности учреждений и организаций социокультурной сферы по работе с многодетными семьями в условиях малого города;
• провести анкетирование среди многодетных семей, чтобы выявить их досуговые потребности и возможности удовлетворения в организованных формах;
• разработать рекомендации по оптимизации социокультурного обслуживания многодетных семей в условиях малого города.
Введение…………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ………………………………………………… 9
1.1. Семья: понятие, сущностные характеристики, функции,
типология…………………………………………………………………… 9
1.2. Демографическая составляющая проблемного поля
многодетной семьи………………………………………………………… 15
1.3. Государственная и региональная поддержка
семейной политики………………………………………………………… 52
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РФ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.................................. 65
2.1. Опыт работы учреждений и организаций социокультурной
сферы Камышинского муниципального района Волгоградской области
с многодетными семьями…………………………………………………... 65
2.2. Исследование социально-культурных предпочтений многодетных
семьи г. Камышина………………………………………………………… 72
2.3. Программа фестиваля для многодетных семей
« Семейная палитра» ……………………………………………………… 79
Заключение………………………………………………………………… 86
Литература………………………………………………………………… 90
Приложение……………………………………………………………….. 94
V. ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:
- учебно-тренировочные занятия по технике пешеходного туризма (ТПТ) – тур град;
- техника пешеходного туризма (ТПТ) – лично - командный зачёт;
- туристская потешная эстафета;
- краеведческая игра «Заморочки из бочки» (история города);
- конкурсная программа:
VI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФЕСТИВАЛЯ: Награждение будет происходить согласно программе фестиваля по следующим номинациям:
2.2. Исследование социально-культурных предпочтений многодетной семьи г. Камышине.
Демографические показатели. Численность населения Волгоградской области:
- 2643,1 тыс. чел., в том числе:
- несовершеннолетних - 551,6 тыс.,
из них в возрасте: от 0 до 3 лет - 76292 чел.,
от 3 до 7 лет - 92694 чел.,
от 7 до 15 лет – 241301чел.,
от 15 до 18 лет - 141297 чел.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ "Город Камышин"
(Волгоградская область) на 01.01.2009 г.(49)
Категория |
Ед. изм. |
Показатель |
1 |
2 |
3 |
Демография |
||
Численность постоянного населения |
тыс. человек |
123,7 |
Число детей, родившихся вторыми и последующими в семье |
человек |
361 |
из них: |
||
число детей, родившихся вторыми в семье |
человек |
322 |
число детей, родившихся третьими в семье |
человек |
32 |
Уровень жизни |
||
Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионерам |
руб. |
3 753,36 |
Число пенсионеров, получающих социальные пенсии |
человек |
933 |
Число семей, получивших субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг |
ед. |
3 993 |
Численность безработных, которым назначено пособие по безработице |
человек |
380 |
Дети, семья |
||
Численность семей с несовершеннолетними детьми |
ед. |
11 646 |
в них детей |
человек |
17 470 |
Численность семей с несовершеннолетними детьми, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
263 |
в них детей |
человек |
447 |
Численность семей, находящихся в социально опасном положении |
ед. |
63 |
в них детей |
человек |
87 |
в том числе: |
||
семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
63 |
в них детей |
человек |
87 |
Численность многодетных семей с несовершеннолетними детьми |
ед. |
153 |
в них детей |
человек |
484 |
из числа многодетных семей: |
||
с 3 детьми |
ед. |
133 |
с 4 детьми |
ед. |
12 |
с 5 детьми |
ед. |
4 |
с 6 детьми |
ед. |
1 |
с 7 детьми |
ед. |
3 |
с 8 и более детьми |
ед. |
0 |
Многодетных семей с несовершеннолетними детьми, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
51 |
в них детей |
человек |
180 |
Численность неполных семей с несовершеннолетними детьми (включая вдовствующих, разведенных и др.) |
ед. |
1 231 |
в них детей |
человек |
1 387 |
из числа неполных семей с несовершеннолетними детьми |
||
матери-одиночки |
человек |
627 |
у них детей |
человек |
680 |
отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей без участия супруги |
человек |
4 |
у них детей |
человек |
5 |
Неполных семей с несовершеннолетними детьми, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
119 |
в них детей |
человек |
141 |
в том числе: |
||
матерей-одиночек, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
53 |
у них детей |
человек |
64 |
семей, в которых отцы воспитывают несовершеннолетних детей без участия супруги, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
4 |
в них детей |
человек |
5 |
Численность семей с несовершеннолетними детьми-инвалидами |
ед. |
236 |
в них детей-инвалидов |
человек |
238 |
из них: детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию |
человек |
236 |
из числа семей с детьми-инвалидами, количество семей с двумя и более детьми-инвалидами |
ед. |
2 |
Семей с несовершеннолетними детьми-инвалидами, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
63 |
в них детей-инвалидов |
человек |
65 |
Численность семей с несовершеннолетними матерями |
ед. |
4 |
в них детей |
человек |
4 |
Численность семей с несовершеннолетними матерями, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
2 |
в них детей |
человек |
2 |
Численность опекунских семей с несовершеннолетними детьми |
ед. |
136 |
в них опекаемых детей |
человек |
145 |
Численность опекунских семей с несовершеннолетними детьми, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
32 |
в них опекаемых детей |
человек |
36 |
Численность приемных семей |
ед. |
1 |
в них детей |
человек |
7 |
в том числе: |
||
родных детей |
человек |
3 |
приемных детей |
человек |
4 |
Численность приемных семей, состоящих на социальном патронаже |
ед. |
1 |
в них детей |
человек |
7 |
Количество семейно-воспитательных групп |
ед. |
0 |
Меры социальной поддержки семей с детьми |
||
Количество детей, получивших оздоровление и отдых |
человек |
... |
Количество получателей ежемесячного пособия на ребенка (до 16-18 лет) |
человек |
2 558 |
Численность детей, на которых выплачивалось государственное ежемесячное пособие на ребенка (до 16-18 лет) |
человек |
3 225 |
Количество граждан, которым назначено единовременное пособие при рождении ребенка |
человек |
110 |
Численность детей, на которых назначено единовременное пособие при рождении ребенка |
человек |
111 |
Количество многодетных семей, которым назначено дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка |
ед. |
17 |
Численность детей, на которых назначено дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка в многодетных семьях |
человек |
19 |
Количество многодетных семей, которым назначены денежные средства для посещения театров членами многодетных семей |
ед. |
106 |
Численность членов многодетных семей, на которых назначены денежные средства для посещения театров |
человек |
524 |
Количество многодетных семей, которым назначены денежные средства на приобретение комплекта школьной одежды, спортивной одежды и обуви на детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
ед. |
71 |
Численность детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, на которых назначены денежные средства на приобретение комплекта школьной одежды, спортивной одежды и обуви |
человек |
136 |
С целью исследования социально-культурных проблем семьи мной была разработана анкета и проведено анкетирование 40 многодетных супружеских пар в городе Камышине в возрасте от 30 до 55 лет. Где учитывался возраст супругов, семейный стаж, жилье, наличие детей доходы, а также социальные и культурно - досуговые проблемы. (Приложение № 6)
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что большинство семей, принявших участие в исследовании:
Средина и более серьезных социальных проблем респонденты называли
Среди культурно - досуговых проблем, чаще всего называли проблему
Большинство респондентов считают что:
Кроме того, 62% респондентов считают, что многие социально- культурные проблемы семьи можно решить с помощью социально- культурной деятельности. Таким образом, проведенное исследование, позволят сделать вывод, что наиболее вероятными факторами риска разрушения современной семьи являются четыре проблемы: неравенство семейного статуса супругов, перегрузки женщины (работой на производстве и дома), дисгармония интимных отношений, неадекватность престижности супругов. Социологические исследования создают также насыщенный разнообразными красками портрет семьи на фоне социальных проблем нашего общества. Так, на первый план выступают недостатки общественного воспитания, то есть то, что общество не взяло на себя в необходимой и достаточной мере ответственность за подготовку молодежи к семейной жизни в широком плане, а именно за нравственную, психологическую, сексологическую, медицинскую, юридическую, экономическую подготовку. Отсюда – наибольшее число разводов приходится именно на первые пять лет совместной жизни, максимальное – на первый год. Во- вторых существенные недостатки социальной помощи молодой семье. Как известно, индивидуальные специальные консультации по вопросам преодоления супружеских конфликтов дают положительные эффект не менее, чем в 80% случаев. Однако информация о существовании таких консультационных пунктов очень скупа, реклама практически отсутствует. Это же относится и к другим видам и формам социальной помощи семье. В третьих, вследствие низкого уровня жизни и слабого развития сферы бытовых услуг создалось значительное доминирование хозяйственно - экономической функции семьи над всеми другими, что, естественно, не способствует гармоничному развитию внутри семейных отношений. Конечно, можно перечислять и дальше социальные проблемы, но, намой взгляд, большинство из них окажутся частным вариантом вышеперечисленных проблем. В целом семья, как во всем мире, так и в нашей стране находится в состоянии кризиса. Известный специалист по изучению репродуктивного поведения А. И. Антонов, говоря о кризисе семьи, называет такие его внешние проявления: низкая рождаемость высокий уровень разводов и внутри семейных конфликтов.
Роль семьи в современных
исторических условиях крайне
велика. Только она одна одновременно
выполняет две важнейшие для
выживания человечества
Необходима одновременная реализация двух направлений государственной политики в отношении многодетных семей:
Если, второе направление политики имеет уже свою историю и законодательную базу, то первое, до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном, и местном уровнях.(10)
2.3. Основные направления оптимизации социальной работы с многодетными семьями в условиях малого города. Программа фестиваля для многодетных семей « Семейная палитра»
Многодетная семья – одна из самых социально незащищенных категорий семей. Среди многодетных семей, по данным проведенных исследований, особо нуждающимися в социальной помощи и поддержке являются семьи с большим числом детей, неполные семьи, проживающие в малом городе и семьи, имеющие малолетних детей. Так постоянным мероприятием, в плане пропаганды института семьи и брака проведён городской конкурс семейных пар «Молодая семья - 2009». Двум семьям вручены туристические поездки на Чёрное море. Также победитель городского конкурса (семья Тарановых) была подготовлена специалистами Комитета для участия в отборочном этапе областного конкурса «Молодая семья», который проходил в г. Котово, в результате которого семья заняла 1 место и вышла в финал областного конкурса, в котором заняла 2 место.
Одним из важных приоритетных направлений в Камышине и в Камышинском районе помощи семье и детям являются социокультурные, социально - психолого - педагогические взаимодействия с семьей. Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразные: как традиционные, используемые в социокультурном пространстве, так и инновационные, завоевывающие свою нишу во взаимодействии с семьей. В настоящее время специалисты разрабатывают и методически выстраивают взаимодействие с семьей через организацию досуговой деятельности. Мы считаем развитие таких направлений очень важными, так как они учат семью организовывать свой семейный досуг. Одним из важных видов деятельности, который поможет сделать взаимодействие с семьей плодотворным, является разработка, организация и реализация проектов «Семейные конкурсы». Не секрет, что через семейные конкурсы развиваются и активизируются творческие способности каждого участника, создается семейный благоприятный психологический климат, так как семья участвует в полном составе, формируется сплоченность, уважение, толерантность. Активное участие всей семьи в конкурсах могут послужить предупреждением у детей, воспитывающихся в семье, форм отклонений поведения: ухода подростков в асоциальные компании, уменьшение реакций протеста, так свойственных подросткам. Через проекты «Семейные конкурсы» родители получают практические психолого-педагогические знания и смогут всегда в дальнейшем помочь своим детям в их становлении. И всегда родители могут использовать работу в конкурсах для дальнейшего развития своих детей. Например, в ДК «Текстильщик» 8 июля 2009 г., был объявлен фотоконкурс семейных альбомов с оригинальными аннотациями к фотографиям, и работа закипела. На рабочий стол специалистов стали поступать фотографии, начался отбор и монтаж выставки. Всю экспозицию сопровождали цветы, даря всем восторженную свою красоту.
Странички из семейных фотоальбомов разместились на мольбертах.
Некоторые семьи представили много фотографий, и получилось большое панно.
Фотоконкурс «Семейный альбом» с оригинальными аннотациями членов семей к фотографиям поощрял участие льготных категорий семей Камышина и Камышинского района, прежде всего многодетных, в сфере оформления своих семейных альбомов, создавая историю семьи и фотографии. Своей главной целью на семейном фотоконкурсе специалисты пытались показать, что через семейную фотографию можно формировать духовное отношение к семейным жизненным ценностям, что через фотографию можно получить преемственность семейных традиций, что по семейным альбомам можно увидеть историю семьи и что семейный конкурс может быть источником хорошего отдыха. (Приложение № 7) Победителей ждали награды, а всех участников хорошее настроение.
Высшая награда, которую получил каждый участник, - это сила тепла, добра и большая незабываемая любовь, которая в трудную минуту всегда сможет поддержать и дать определенную поддержку. Наши семьи, принявшие на себя все беды происходящих в обществе, давно заслужили приставленного внимания всех структур этого общества к себе. Порой достаточно очень немного, чтобы чаша добра перетянула на добро, на любовь и верность в семье.
Также в рамках мероприятий, посвящённых «Году семьи», организованы и проведены видео лектории по материалам кинофестиваля «Семья России» в СМК «Планета молодых» и в ФГУ «Камышинская воспитательная колония».
Изучив условия социализации и образа жизни детей из многодетных семьей, практику социальной работы с многодетной семьей, уровень социальной защиты и поддержки, несовершеннолетних из многодетных семей я предлагаю ряд направлений и рекомендаций по оптимизации социальной работы с многодетными семьями в условиях малого города.