Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:10, курсовая работа
Цель работы: выявить спектр социальных проблем многодетной семьи; обозначить специфику деятельности Учреждений Культуры по созданию благоприятных условий для реализации досуговых предпочтений современной многодетной семьи через ее участие в фестивале «Семейная палитра», а так же разработать методические рекомендации по организации досуга многодетной семьи в условиях малого города.
Задачи:
• рассмотреть проблемы семьи на теоретическом уровне;
• проанализировать демографическую составляющую многодетной семьи;
• рассмотреть государственную семейную политику в РФ;
• проанализировать и выявить проблемы в деятельности учреждений и организаций социокультурной сферы по работе с многодетными семьями в условиях малого города;
• провести анкетирование среди многодетных семей, чтобы выявить их досуговые потребности и возможности удовлетворения в организованных формах;
• разработать рекомендации по оптимизации социокультурного обслуживания многодетных семей в условиях малого города.
Введение…………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ………………………………………………… 9
1.1. Семья: понятие, сущностные характеристики, функции,
типология…………………………………………………………………… 9
1.2. Демографическая составляющая проблемного поля
многодетной семьи………………………………………………………… 15
1.3. Государственная и региональная поддержка
семейной политики………………………………………………………… 52
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РФ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.................................. 65
2.1. Опыт работы учреждений и организаций социокультурной
сферы Камышинского муниципального района Волгоградской области
с многодетными семьями…………………………………………………... 65
2.2. Исследование социально-культурных предпочтений многодетных
семьи г. Камышина………………………………………………………… 72
2.3. Программа фестиваля для многодетных семей
« Семейная палитра» ……………………………………………………… 79
Заключение………………………………………………………………… 86
Литература………………………………………………………………… 90
Приложение……………………………………………………………….. 94
Другой репрезентированный вариант современной структуры - семья неполная, в не зарегистрированном браке, одно- или двухдетная. Эта модель объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей. В условиях осуществления социальных реформ этот вариант семьи укрепил свои позиции, получив в общественном сознании статус полноценной и конвенциальной социальной структуры.
Нарождается новый социальный институт российской семьи, с неадекватными традиционным социальными правилами и нормами, не тяготеющий к подобному соответствию, отвечающий потребностям отдельных индивидов. Возникающие варианты просемейной деятельности дают людям столько положительных переживаний, сколько ими ожидается, и в индивидуальном сознании сливаются воедино преимущества свободного демократического выбора варианта семьи с преимуществами социально-психологического характера, которые она предоставляет.
Следует отметить и тот момент, что российская семья демонстрирует тенденцию к запаздыванию за происходящими социально-экономическими переменами. Самостоятельный, без помощи государства, выход из экономических трудностей не состоялся. Ситуация в брачно-семейной сфере такова, что возвращение семьи к успешному и экономически стабильному функционированию станет возможным только после выхода из экономического кризиса и создания благоприятных условий для социально желательного варианта ее структуры.
Демографическая составляющая проблемного поля многодетной семьи.
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье. В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей.
Категории многодетности. Различают три категории многодетных семей:
1. Сознательная многодетность.
В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.
2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей. Эти две категории вполне благополучны.
Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.
Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.
3. Неблагополучные многодетные семьи.
Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.
В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.
Мотивация многодетности. Респондентам задавался вопрос о том, что привело семью к многодетности, какие соображения и обстоятельства были тому причиной. На первом месте по частоте упоминаний (29%) -"авторские", не предложенные в анкете варианты ответов. Среди них встречаются единичные рациональные ответы типа "осознание того, что аборт - убийство", но большинство тяготеет к эмоциональным вариантам "так хотели", "общались с многодетными", "а что тут такого, "любим детей", 27% семей пришли к многодетности в связи с ожиданием рождения ребенка определенного пола (родители ждут девочку, а рождаются мальчики). Для 22% определяющим мотивом стало чувство долга, каждым понимаемое по-своему - как долг перед человечеством (вселенной жизнью), перед своей семьей, родителями, родственниками, как долг совести, принятие личной ответственности перед Богом. Традиции многодетной семьи одного или обоих родителей сыграли решающую роль для 18 % обследуемых семей, требования веры, религии для 16%. Остальные причины оказались не столь существенны - материальное стимулирование отметили 6%, национальные традиции 4%, давление родственников 4%.(13) И это не случайно. Материального стимулирования многодетности сейчас в России как такового практически нет. даже получение квартиры после рождения четвертого ребенка может затянуться на годы. Национальные же традиции в мегаполисе, как уже говорилось, крайне слабы.
Большинство опрошенных (70%) шли к многодетности сознательно; 48% обзавелись детьми планомерно, а еще у 22% дети появлялись "без графика", но все равно желанные.(11) Лишь 30% признались, что их многодетность непреднамеренная, причем половину этой "непреднамеренности" составляют двойняшки, появившиеся на свет в результате второй беременности.
Сами опрошенные воспринимают свою многодетность чаще как рядовое событие (72%). Гораздо реже как героизм (17%). Еще 8% оценили ее как личную самореализацию, удавшуюся жизнь, великий дар. Лишь 2% заявили, что их многодетность - ошибка. Таким образом, несмотря на достаточно большое количество "случайных попаданий" в разряд многодетных (30%), налицо высокая степень принятия респондентами своего положения, что говорит о наличии глубинных механизмов позитивного восприятия большого количества собственных детей даже при отсутствии первоначального стремления к этому. Многодетные, несмотря на все сложности жизни, редко противопоставляют себя малодетным, лишь в 2% осуждая их за легкость выбранного пути. Нейтрально к ним отнеслись 35% опрошенных представителей больших семей, еще 11% считают, что малодстные семьи достойны сожаления.(14)
Многие респонденты (48%) полагают, что малодетные семьи тоже внимание на духовных ценностях, остальные же в массе своей транслировали стереотип, в котором на первом месте стоят материальное стимулирование и поддержка государства.
Указывая на высокую значимость государства в вопросах помощи семье, сами многодетные на государство мало надеются. Отвечая на вопрос "С чем Вы связываете свои надежды на улучшение жизни в будущем?", респонденты вдвое чаще уповают на своих детей (56%) нежели на государство (29%). Для остальных 15% родителей характерна надежда "только на себя", "на Бога", "на улучшение экологии", "на повышение уровня жизни".(12)
Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий - пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
Всероссийское социологическое исследование по теме "Механизм социальной защиты многодетных семей" проводилось в Москве и девяти других регионах - от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, зарегистрированные в органах территориального управления, имеющие трех и более детей до восемнадцати лет. Применялись методы анкетирования, клинического интервью и наблюдения, а также анализ статистических данных и работ других авторов.
Почти половина семей, обследованных нами, имеет 3-х детей (48,9%), каждая пятая - 4-х детей (19,1%), примерно столько же семей с 5-ю детьми (19,4%). Естественно, число семей, имеющих шесть, а также семь и более детей, гораздо меньше: 5,4 и 7,2% соответственно. Преобладают среди многодетных семьи нуклеарные (81,4%) и полные (86%) (1).
Данные о числе детей в полных и неполных семьях опровергают существующий предрассудок обыденного сознания, что многодетность укрепляет семью. Никакое количество детей не гарантирует семью от распада. Более того, в определенных случаях многодетность, вероятно, может послужить дестабилизирующим обстоятельством: процент неполных семей с 6-тью детьми более чем двукратно превышает долю таких же полных семей. С другой стороны, можно выдвинуть предположение, что в ряде случаев решаются на многодетность только те семьи, которые испытывают уверенность в своей прочности. Однако это относится лишь к семьям с "сознательной" многодетностью.
Семьи, в которых дети от одного отца, и те, в которых имели место повторные браки, составляют соответственно 81,1 и 18,9%. Известно, что женщине с ребенком, тем более с несколькими детьми, разведенной, матери-одиночке или вдове труднее вступить в брак, что постоянно увеличивает долю неполных семей в обществе. Однако такие семьи, в которых растут дети от разных отцов, будучи формально полными, имеют, тем не менее, свои особенности, проявляя определенное сходство с неполными семьями, причем практические работники социальных служб считают такую категорию достаточно трудной и конфликтогенной.
Среди всего массива исследованных семей 3,9% имеют детей-инвалидов. Причем дети-инвалиды имеются в 3,5% полных семей и в 6% неполных. В качестве одного из объяснений такой разницы можно предположить, что семьи с детьми-инвалидами потенциально более неустойчивы, мужчина не выдерживает дополнительных трудностей, связанных с больным ребенком, и уходят из семьи.
Более высокая многодетность семей с детьми от разных отцов инициирует более высокий уровень инвалидности детей в этих семьях. Наше исследование подтвердило закономерность: после рождения третьего или четвертого ребенка риск появления врожденного дефекта или приобретения серьезного заболевания возрастает. Помимо прочих причин, здесь играют роль недопустимо малые интергенетические промежутки. Отмечены матери семейств, которые к тридцати годам уже имеют шестерых детей.
Причины, определяющие многодетность семей:
- сознательная многодетность;
- сознательная многодетность по религиозным убеждениям;
- сознательная многодетность в связи с национальными традициями;
- многодетность в связи
с повторными браками
- случайная многодетность
в семьях с положительной
- многодетность в связи
с низким интеллектуально-
В семьях, которые сознательно, целенаправленно многодетны под влиянием национальных традиций или религиозных взглядах, отчетливо выражена малообеспеченность, теснота в жилище, загруженность родителей.
Исследования показали, что многодетная семья отличается от других типов не только социальной незащищенностью и возросшей экономической нагрузкой. Она, прежде всего, - социально-педагогический феномен. Она реагирует на социальные изменения нетипично и обостренно. При благоприятных и критических условиях многодетная семья дает полярные результаты формирования и развития личности: во-первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию тендерных различий, она формирует традиционные и здоровые отношения типа "мужчина и женщина", "отцы и дети", однако при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье проявляются отклонения от нравственных норм. Во-вторых, именно в многодетной семье складывается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев и традиций. Стремление самовыразиться при отсутствии достаточного материального обеспечения обусловливает активизацию разнообразных способностей для решения бытовых вопросов, например, развития навыков шитья, вязания и т.д., основой для выработки этих навыков служит пример старших.
Своеобразно объяснение причин многодетности в семьях, имеющих родителей-инвалидов. Они совсем не упоминают проблем контрацепции. На любовь друг к другу и детям в качестве мотива указывают 53,4% опрошенных. То есть для большинства родителей-инвалидов их многодетность желанна.
С 1960-х гг. в отечественной демографии сохраняется традиция при проведении выборочных опросов населения выяснять, что «мешает» иметь детей больше того числа, которое уже есть. Как правило, респонденты отмечают среди предлагаемых в анкете ответов материальные и жилищные трудности, занятость, сложные взаимоотношения в семье. В последние 10-15 лет к этому списку добавилась еще неуверенность в завтрашнем дне.
Однако очень часто ученые на основе этих ответов делают выводы о том, что если устранить или хотя бы смягчить эти «помехи», рождаемость якобы повысится, и поэтому на устранении отмеченных помех следует акцентировать внимание при разработке и проведении демографической политики.
На наш взгляд, здесь правомерно говорить лишь о результатах опроса, но никак не о результатах исследования. Опросили респондентов, представили распределение их ответов — это результаты опроса. Исследование начинается тогда, когда мы пытаемся выяснить, что стоит за ответами респондентов. Без этого велика опасность искаженного понимания характера репродуктивного поведения и, следовательно, рождаемости.
Можно сделать не только неверные выводы, но и дать ошибочные рекомендации для разработки демографической политики, направленной на повышение рождаемости. Весьма вероятно, что политика, основанная на таких рекомендациях, окажется совершенно неэффективной, что может, в свою очередь, подорвать веру в то, что проблему повышения рождаемости вообще можно решить какими-либо мерами демографической политики.