Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:10, курсовая работа
Цель работы: выявить спектр социальных проблем многодетной семьи; обозначить специфику деятельности Учреждений Культуры по созданию благоприятных условий для реализации досуговых предпочтений современной многодетной семьи через ее участие в фестивале «Семейная палитра», а так же разработать методические рекомендации по организации досуга многодетной семьи в условиях малого города.
Задачи:
• рассмотреть проблемы семьи на теоретическом уровне;
• проанализировать демографическую составляющую многодетной семьи;
• рассмотреть государственную семейную политику в РФ;
• проанализировать и выявить проблемы в деятельности учреждений и организаций социокультурной сферы по работе с многодетными семьями в условиях малого города;
• провести анкетирование среди многодетных семей, чтобы выявить их досуговые потребности и возможности удовлетворения в организованных формах;
• разработать рекомендации по оптимизации социокультурного обслуживания многодетных семей в условиях малого города.
Введение…………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ………………………………………………… 9
1.1. Семья: понятие, сущностные характеристики, функции,
типология…………………………………………………………………… 9
1.2. Демографическая составляющая проблемного поля
многодетной семьи………………………………………………………… 15
1.3. Государственная и региональная поддержка
семейной политики………………………………………………………… 52
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РФ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.................................. 65
2.1. Опыт работы учреждений и организаций социокультурной
сферы Камышинского муниципального района Волгоградской области
с многодетными семьями…………………………………………………... 65
2.2. Исследование социально-культурных предпочтений многодетных
семьи г. Камышина………………………………………………………… 72
2.3. Программа фестиваля для многодетных семей
« Семейная палитра» ……………………………………………………… 79
Заключение………………………………………………………………… 86
Литература………………………………………………………………… 90
Приложение……………………………………………………………….. 94
Реализуется программа жилищного кредитования, в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" по федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы. Проконсультировано 506 молодых семей по программе «Молодой семье – доступное и комфортное жилье в Камышине на 2007-2010 годы», продолжается работа по набору семей, желающих стать участниками жилищной программы в 2010 году. В 2009 году списочный состав участников включает 45 семей. Постановлением Главы городского округа-город Камышин повышен норматив стоимости 1 кв. метра для расчета субсидий на 2009 год в размере 26350 рублей, стоимости 1 кв. метра для расчета субсидий на 2010 год до 28195 рублей.
Сертификаты на право получения субсидий
выданы 24 молодым семьям.
В 2008 году на реализацию этой программы выделено средств: из федерального
бюджета 2876796 рублей, из областного бюджета
- 6298884 рублей, из местного бюджета– 702200
рублей.
Участие многодетных семей в социальных программах. Наиболее массовой программой поддержки бедных семей с детьми является ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте 16 (18) лет. Большинство многодетных семей являются получателями данного пособия: его получают 77% семей с 4 и более детьми получают детские пособия; 81% неполных многодетных семей. Помимо данного общефедерального пособия, порядка 20% многодетных семей получают ежемесячные региональные пособия, и 7% многодетных семей получают единовременно помощь либо от социальной защиты , либо со стороны предприятий.
Несмотря на наличие разветвленной системы социальных программ, реализуемых в регионах, население слабо информировано о них. При этом бедные семьи информированы хуже, чем небедные, и нельзя утверждать, что бедные интересуются такими программами больше.
В целом система региональных программ социальной поддержки выстроена следующим образом: существует большое число видов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников. При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализ состава участников рассматриваемых социальных программ с социально-демографической точки зрения указывает на то, что они сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокус их внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполные семьи.
В тоже время распределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетных семей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьи существенно выше в семьях без детей. Размер помощи зависит от типа населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе — чаще оказывается помощь в натуральном виде. Не денежные социальные программы в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще всех участниками не денежных социальных программ становятся многодетные семьи, имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно говорить об определенной роли социальных программ органов социальной защиты для многодетных домохозяйств.
Региональные особенности законодательного обеспечения государственной политики социальной поддержки многодетных семей.
Анализ принятой в регионах системы мер социальной поддержки многодетных семей, и ее динамика в последние несколько лет позволил условно выделить три типа социальной защиты многодетных:
Таблица - Типология регионов (субъектов РФ) по степени социальной защищенности многодетных семей.(10)
Тип региона |
Регионы |
Типт1-тслабая социальная защищенность многодетных семей |
Центральный федеральный округ: Курская; Южный федеральный округ: республики: Адыгея; Ингушетия; Кабардино-Балкарская; Калмыкия; Карачаево-Черкесская; Уральский федеральный округ: Ямало- Ненецкий АО. Сибирский федеральный округ: Иркутская область; Республика Хакасия, Республика Тыва; Усть-Ордынский АО |
Тип 2 - средняя социальная защищенность многодетных семей |
Центральный федеральный округ: области: Белгородская; Брянская; Владимирская; Воронежская; Ивановская; Калужская; Костромская; Липецкая; Орловская; Рязанская; Смоленская; Тамбовская; Тульская; Ярославская. Северо-Западный федеральный округ: области: Архангельская; Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская; республики: Карелия; Коми; Ненецкий АО Южный федеральный округ: области: Астраханская, Волгоградская, Ростовская; Краснодарский край, Ставропольский край; Республика Дагестан. Приволжский федеральный округ: области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская; республики: Марий Эл; Удмуртская; Чувашская; Коми-Пермяцкий АО Уральский федеральный округ: области: Курганская; Свердловская, Челябинская; Ханты-Мансийский АО. Сибирский федеральный округ: области: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская; Алтайский край, Красноярский край: Республика Алтай; Республика Бурятия; Таймырский АО, Эвенкийский АО; Агинский Бурятский АО. Дальневосточный федеральный округ: области: Амурская, Магаданская, Сахалинская; Приморский край, Хабаровский край; Республика Саха (Якутия); Корякский АО; Еврейская АО |
Тип 3 - высокая социальная защищенность многодетных семей |
Центральный федеральный округ: области: Московская, Тверская; г. Москва. Северо-Западный федеральный округ: Калининградская область; г. Санкт-Петербург, Приволжский федеральный округ: республики: Татарстан, Башкортостан; Мордовия. Уральский федеральный округ: Тюменская область |
К 1-му типу регионов отнесено 11 субъектов федерации, среди которых только один является регионам-донорам федерального бюджета (Ямало-Ненецкий АО). Остальные — это в основном аграрные территории высокой многодетности и низких финансовых возможностей региональных бюджетов.
Наибольшее число регионов (65 субъектов Федерации) относится ко 2-му типу (регионы со средним уровнем социальной защищенности многодетных семей). Здесь представлены все федеральные округа, в данную группу попало 11 регионов-доноров федерального бюджета.
Самая высокая «концентрация» регионов-доноров федерального бюджета оказалась в группе регионов 3-го типа (регионы с высоким уровнем социальной защищенности многодетных семей). К их числу относятся 6 из 9-ти регионов этого типа.
Анализ нормативно-правовой базы в части поддержки многодетных семей в регионах России указывает на то что нормы поддержки многодетных семей регионального уровня в большей своей части дублируют меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. На федеральном уровне мало норм, посвященных социальной поддержке многодетных семей. Единственным специальным нормативным актом является Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах социальной поддержки семей», который носит рекомендательный характер для субъектов Федерации. Меры, предусмотренные им, не реализованы полностью ни в одном регионе.
Указ был принят в 1992 году, когда процессы депопуляции только начали проявляться в России. Сегодня, когда государством и общественностью осознана глубина демографического кризиса, должны быть реализованы более существенные меры, но и те, которые были декларированы, по крайней мере, должны быть выполнены. В Волгоградской существует порядок реализации мер социальной поддержки многодетных семей. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы Администрации Волгоградской области от 31.12.2008 № 1829 "Об утверждении порядка реализации мер социальной поддержки многодетных семей в волгоградской области и расходования на эти цели средств областного бюджета" (Приложение № 3)
Выполнения областной целевой программы «Семья и дети» на 2003 – 2005 годы» (Приложение № 4)
Постановление Волгоградской областной Думы 22 декабря 2005 года № 22/677 "О годе Матери и ребенка" (Приложение № 5)
2. В соответствии с Законом Волгоградской области от 8 августа 2005 года № 1097-ОД «О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка» и постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 1 февраля 2006 г. № 98 «Об утверждении порядка назначения и выплаты дополнительного единовременного денежного пособия в связи с рождением ребенка гражданам, проживающим на территории Волгоградской области» 1 января 2009г
- 7907,0 рублей.
3. В соответствии с Законом Волгоградской области от 17 мая 2006 года № 1228-ОД «О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов» и постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2006 г. № 1632 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячного социального пособия студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов» в размере 450 рублей.
4. В соответствии с Законом Волгоградской области от 10.07.2007г. № 1494-ОД «О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области» и постановлением Главы администрации Волгоградской области от 3 октября 2007 г.№ 1723«Об утверждении порядка реализации мер социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области» с 1 января 2009 г
5. В соответствии с Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1775-ОД «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области» и постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 31 декабря 2008 г. № 1829 «Об утверждении порядка реализации мер социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области и расходования на эти цели средств областного бюджета» с 1 января 2009 г.
- 700 рублей, ежеквартальная денежная выплата многодетной семье на каждого ребенка
- 200 рублей, ежегодная дотация на детей школьного возраста (от 6 до 17 лет)
- 300 рублей, для многодетных семей на подготовку к школе.
6. В соответствии с постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 июля 2007 года № 1339 «О ежегодной единовременной денежной выплате на детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, проживающих в малоимущих семьях с единственным родителем-отцом с 1 января 2009 г. - 1658 рублей..
7. В соответствии с постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 11 марта 2009г. № 230 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежеквартальных адресных дотаций семьям с детьми-близнецами, проживающим на территории Волгоградской области» 1 января 2009 г. в размерах:
- семьям с двумя детьми-близнецами в возрасте до 18 лет – в сумме 800 рублей в квартал;
- семьям при рождении трех, четверых,
пятерых и более детей-
Беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней, в размере с 1 января 2009 года -15820 рублей.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву назначается и выплачивается:
а) матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере с 1 января 2009 г. - 6780 рублей на каждого ребенка;
б) опекуну ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву либо другому родственнику такого ребенка, в размере с 1 января 2009 г. - 6780 рублей на каждого ребенка.
8. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» пособия по безработице, в размере 50 рублей.
Одним из важнейших инструментов в реализации государственной политики по улучшению положения семьи и детей в Волгоградской области, защите их прав и обеспечения жизненных интересов является областная целевая программа «Семья и дети», которая действует в области с 1994 года. Благодаря осуществлению последовательных мер, стабильному финансированию мероприятий Программы (в 2003 году Программа профинансирована на сумму 14 536 тыс. рублей, что составляет 93 процента) удалось добиться определенных результатов.