Социальные выплаты малообеспеченным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ..............................................................11
Основные аспекты социальной работы с семьей в России и за рубежом…………………………………………………………………11
Социальные проблемы малообеспеченных семей...............................22
Сущность и организация социальной защиты малообеспеченных семей.........................................................................................................33
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ.......40
2.1. Понятие и порядок назначения социальных выплат малообеспеченным семьям согласно законодательству Российской Федерации...............40
2.2. Общая характеристика категорий малообеспеченных семей и классификация социальных выплат в Ставропольском крае……….44
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ ...........54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..74

Файлы: 1 файл

диплом Соц выплаты малообеспеч семьям.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

      Работа с семьей алкоголика, с трудными детьми и подростками включает диагностику семейной и школьной ситуации. На основе данных, полученных в ходе этой диагностики, составляется программа работы с семьей по их проблемам.

       Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

      Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении все своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная.

     Между функциями существует тесная связь взаимозависимости, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой. Поэтому на сегодняшний день социальная государственная политика имеет своей целью укрепление семьи как социального института. Эта цель является одни из приоритетных направлений и носит фундаментальный, долговременный характер.

     Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно – семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально – экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться  о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование. Это соответствует международно–правовым актам в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о правах ребенка (1989).9  

       В соответствии с международными правовыми актами о материнстве и детстве, ратифицированными Россией, впервые разработана федеральная программа «Дети России». Позже она получила статус президентской, что определило ее приоритетное значение. Основное направление программы - профилактика социального неблагополучия детей. В состав программы «Дети России» входит ряд целевых программ. Вот названия некоторых из них: «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети  Севера», «Дети Чернобыля», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Безопасное материнство», «Одаренные дети», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи» и другие. 10

      В современном, ныне действующем «Семейном кодексе Российской Федерации», принципы семейного законодательства согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс представляет собой результат масштабной работы по созданию новых прогрессивных правовых норм, регулирование внутрисемейных отношений, которые должны составить важнейшую часть законодательства о семье. Кодекс устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Законодательно подтверждаются традиционные для российского общества нравственные ценности: добровольность брака, основанного на взаимном доверии, уважении, любви и взаимоподдержке, единобрачие, равенстве супругов в семье.

      Впервые в ныне действующем Семейном кодексе ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Основной принцип отечественного законодательства – приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и интересов. Кодекс построен на принципе уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери. Это значит, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто не имеет преимуществ друг перед другом. Для обоих родителей введен принцип общей и одинаковой ответственности за воспитание и развитие ребенка. При распоряжении брака родительские права и обязанности сохраняются. Материальное содержание детей до их совершеннолетия (а нетрудоспособных и далее)- моральный долг родителей, необходимая предпосылка иных родительских прав и обязанностей.

      Обеспечение  интересов детей является предметом особой  заботы родителей. Способы воспитания детей в соответствии с законодательством должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В кодексе определены основания для лишения и ограничения родительских прав отцов и матерей (уклонение от материального содержания и воспитания детей, жестокое обращение с ними, антиобщественное поведение, тяжелые психические заболевания родителей, их аморальное влияние на детей).

      Специальная  глава Семейного кодекса Российской  Федерации «Права несовершеннолетних  детей» устанавливает, согласно  требованиям Конвенции о правах  ребенка, право ребенка жить  и воспитываться в семье, право  знать своих родителей, право  на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Определены права ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, на защиту его интересов в случае ненадлежащего с ним обращения. Расторжение брака родителей, признание его недействительности или раздельное проживание родителей не являют на права ребенка. 

       В  Семейном кодексе особо записаны права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедурное выявление и устройство таких детей, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей- приемную семью. Сохранены и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ребенка, детский дом, школа – интернат).

    Отдельные  нормы, регулирующие различные  стороны жизнедеятельности семьи  и ее членов, содержатся во  многих законодательных отраслевых  актах: в законах о труде,  об охране здоровья, о пенсиях  и пособиях, в Жилищном, Гражданском  и иных, даже Уголовном, кодексах Российской Федерации. Такая разобщенность правовых и материальных проблем семьи приводит к упущениям в сфере ее защиты и поддержки.

       Современная семья формируется и функционирует в условиях реального государства. Поэтому важно преодолеть традиционный взгляд на семью как сугубо личное дело индивидов.

       Урегулированию отношений «семья – общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «основные направления государственной семейной политики». Семейная политика рассматривается как система мер, в центре которой семья с ее проблемами жизнедеятельности  и прежде всего семейной культурой в отношении воспитания детей в самых различных случаях, включая разводы, усыновление, их рождение вне брака. Провозглашена благородная цель семейной политики: создание условий, необходимых для достижения семьей благополучия, защиты ее институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность в процессе общественного развития. Разработчики семейной политики под благополучием семьи понимают не только материальную обеспеченность, но и счастливую жизнь.[

       Однако отметим еще одно направление социальной политики – это процесс становления нормативно – правовой базы социального обслуживания семьи и детей.

         С этой целью была утверждена федерально–целевая программа «Социальное обслуживание семьи и детей». Она дала толчок созданию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей и являлась необходимым условием для ее эффективного функционирования.

     Программа  предусмотрела решение следующих основных задач:

    - развитие  нормативно – правовой базы  социального обслуживания семьи  и детей; 

   - внедрение государственных  стандартов социального обслуживания;

   - реализация мер  по обеспечению государственных  стандартов социального обслуживания;

    - научно –  методическое и  информационное  обеспечение деятельности учреждений  социального обслуживания семьи  и детей;

     - совершенствование  управления системой учреждений  социального обслуживания семьи  и  детей.

         В целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» были приняты постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие социальное обслуживание семьи и детей:11

   - «О Межведомственной Комиссии по вопросам социального обслуживания населения»;

    - «О представлении  бесплатного социального обслуживания  и платных социальных услуг  Государственными социальными службами»;

    -«Об утверждении  Положения о лицензирования деятельности в сфере социального обслуживания населения»;

    - «Положение  о специализированном учреждении  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации»;

         -ведомственные акты, регламентирующие  деятельность учреждений социального  обслуживания семей и детей, принимаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а также другими федеральными органами исполнительной власти – Министерством образования России, МВД России, региональными органами власти.

    Таким образом,  процесс становления нормативно – правовой базы и нормативной базы социального обслуживания семьи и детей, позволит и в дальнейшем укреплять институт семьи и повысить уровень социального обслуживания семьи и даже расширить перечень различных социальных услуг.

     Зарубежный опыт социальной работы с малообеспеченными семьями многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники. Одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются профессиональной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях.

     Так в  Германии социальная помощь семье  оказывают следующие специалисты: психотерапевты по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; ответственный работник с молодежью на местах и работник по делам детей и юношества. Из этого перечня профессий можно сделать вывод, что Федеративная Республика Германия является одним из мощных европейских социальных государств.12

       Однако  социальная работа в каждом обществе, несмотря на внешнюю схожесть систем, социально – нормативной регуляции, конкретна, уникальна и неповторима. Поэтому при исследовании международного опыта социальной работы необходимо учитывать уникальность форм социальной работы в каждой стране. Например, разительно различаются  западное и восточное понимание попечения. Социальная работа в большинстве Западных стран ориентирована на индивида, его личностное начало, его индивидуальные права. Социальные службы изначально создавались по месту жительства. Людей обслуживали только тех, кто не имел другой возможности получить помощь. В азиатских же странах человек по традиции воспринимается в основном элемент системы семейных связей, как часть малой группы, а не как  индивидуальность или  отдельная личность. В Индии, например, социальная работа с семьей проводится в соответствии с индуистским пониманием функции семьи; прочные семейные связи непоколебимы на протяжении всей жизни человека, поэтому социальная работа с семьей должна способствовать сохранению и  упрочению этих связей, несмотря на возможное ущемление по западным меркам  индивидуальных интересов личности. В США же, как и в большинстве европейских стран, социальная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида  к независимой от семьи самостоятельной жизни в обществе. В соответствии с западной традицией социальные работники поощряют многообразие, плюрализм посредством конкуренции, а на Востоке социальные работники  руководствуются  идеями единения, униформности, сплоченности, стараясь при этом  обходить острые углы, конфликты  и жестокую конкурентную борьбу.

      Основная  задача изучения  международного  опыта – найти и обосновать  на основе теоретического осмысления  опыта социальной работы, накопленного  в течение многих десятилетий  зарубежными странами, те общие черты, которые определяют социальную работу как научное знание и как профессиональную деятельность.13

       Во всех странах мира первостепенной  сферой практической деятельности  профессиональных специалистов является работа с детьми и семьей. Проблемы семьи и детства, которые приходится решать социальными работниками, многообразны. Работа с детьми – одна из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника. Это постоянная балансировка между законом (кто имеет право решать судьбу ребенка?) и профессиональной этикой (ценность прав личности). В большинстве стран мира права ребенка защищены законом, действуют и международные акты и декларации  о правах детей, но не везде и не всегда юридические и физические лица и даже государственные учреждения их соблюдают. Поэтому, начиная с 70- х годов в международной практике социальной работы прочно обосновалось такое направление деятельности, как защита прав ребенка. Возникновению этого направления социальной работы предшествовали такие подтвержденные факты, как беспризорность детей при живых родителях, жестокое обращение с детьми, находящихся в стационарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданное сокращение образовательных и воспитательных программ для детей – сирот.

Информация о работе Социальные выплаты малообеспеченным семьям