Социальные выплаты малообеспеченным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ..............................................................11
Основные аспекты социальной работы с семьей в России и за рубежом…………………………………………………………………11
Социальные проблемы малообеспеченных семей...............................22
Сущность и организация социальной защиты малообеспеченных семей.........................................................................................................33
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ.......40
2.1. Понятие и порядок назначения социальных выплат малообеспеченным семьям согласно законодательству Российской Федерации...............40
2.2. Общая характеристика категорий малообеспеченных семей и классификация социальных выплат в Ставропольском крае……….44
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ ...........54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..74

Файлы: 1 файл

диплом Соц выплаты малообеспеч семьям.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

5. Педагогические услуги:

  • педагогическая помощь детям в защите их интересов;
  • консультативная помощь родителям и детям;
  • групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
  • коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
  • содействие культурно-досуговой деятельности детей;
  • практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
  • обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

6. Социально-медицинские  услуги:

  • содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;        
  • организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
  • содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
  • патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
  • обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
  • патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

       Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания малообеспеченных семей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семьями, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.

        Основная задача работников службы – помочь малообеспеченной семье осознать проблему, которая мешает нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовое обеспечение социальных выплат малообеспеченным семьям в Ставропольском крае

 

2.1. Понятие и порядок назначения социальных выплат малообеспеченным семьям согласно законодательству Российской Федерации

 

       Прежде  всего, ответим на вопрос, что же представляет собой государственная социальная помощь? В соответствии с Федеральным Законом «О государственной социальной помощи»21 государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. При этом социальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

    Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Конституции РФ, Федерального Закона «О государственной социальной помощи», Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Государственная социальная помощь оказывается в целях:22

- поддержания уровня жизни малоимущих  семей, а также малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресного использования бюджетных средств;

- усиления адресности социальной  поддержки нуждающихся граждан; 

- создания необходимых условий  для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

- снижения уровня социального  неравенства; 

- повышения доходов населения. 

      Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

-    денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

   Государственная социальная выплата – это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств краевого бюджета.

      Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

        Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

         В случае если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения социальных выплат малообеспеченным семьям:

1. Государственные социальные выплаты назначаются решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи.

2. Государственные социальные выплаты назначаются на основании заявления в письменной форме от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

     Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

     Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

      Порядок назначения государственных социальных выплат, оказываемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.23

3. Уведомление о назначении государственных социальных выплат или об отказе в их назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

       При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

4. Порядок расчета  среднедушевого дохода и учета  доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

     В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

      Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Основания для  прекращения государственных социальных выплат:

1. Заявитель  обязан известить орган социальной  защиты населения, который назначил  государственную социальную помощь (в виде государственных социальных выплат), об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение  оказания государственной социальной  помощи может быть обжаловано  заявителем в вышестоящий орган  социальной защиты населения  и (или) в суд.

 

2.2 Общая характеристика  категорий малообеспеченных семей и классификация социальных выплат в Ставропольском крае

 

       Как уже говорилось выше, законодатель использует термины «малоимущая семья» в качестве синонима термину «малообеспеченная семья». Итак, малообеспеченные семьи – это граждане Российской Федерации (малоимущие семьи), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае.24

       Предоставление государственных социальных выплат в Ставропольском крае основывается на принципах:

- адресности;

- доступности;

- социальной справедливости;

- конфиденциальности;

- добровольности;

- сочетания заявительного  подхода при назначении государственного  ежемесячного социального пособия  с его предоставлением по инициативе  органов  государственной власти  и органов местного самоуправления;

- ответственности органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, а также  должностных лиц за обеспечение  прав граждан на государственного  ежемесячное социальное пособие.

         Среднедушевой доход семьи - совокупная сумма доходов каждого члена семьи, деленная на число всех членов семьи.

Муниципальный коэффициент - это отношение размера прожиточного минимума на душу населения муниципального образования к размеру прожиточного минимума  на душу населения за единицу.25

         Рассмотрим более подробно, какие  именно категории малообеспеченных  семей (и их характеристику), являются  получателями социальных выплат.

        Неполные семьи – семья без одного из супругов с одним или большим количеством детей: обычно мать и ребенок, редко отец и ребенок. Неполные семьи возникают большей частью после развода и распада полной семьи, реже – по инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком. Каждая пятая семья неполная. Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях являются в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется только один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на денежные пособия).

       Доход женщины, как правило, ниже дохода мужчины, в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывают не более половины стоимости их содержания.26

      Социально экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и в межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи – это мать одна воспитывающая детей), что является причиной гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Еще существует проблема – это затруднения в правильной половой ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего воспитания и поведения, руководствуясь образом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. Так в неполной семье, если ребенок на ранних стадиях социализации лишен образа того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, то в будущем в своей собственной семье человек не всегда сможет продемонстрировать адекватное поролевое поведение, это зачастую приводит к конфликту и распаду семьи.

Информация о работе Социальные выплаты малообеспеченным семьям