Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:10, дипломная работа
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ..............................................................11
Основные аспекты социальной работы с семьей в России и за рубежом…………………………………………………………………11
Социальные проблемы малообеспеченных семей...............................22
Сущность и организация социальной защиты малообеспеченных семей.........................................................................................................33
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ.......40
2.1. Понятие и порядок назначения социальных выплат малообеспеченным семьям согласно законодательству Российской Федерации...............40
2.2. Общая характеристика категорий малообеспеченных семей и классификация социальных выплат в Ставропольском крае……….44
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ ...........54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..74
Принципы семейной политики – это суверенность семьи, свобода выбора семьей любого образа жизни, общественный договор, социальное участие, единство целей федеральной и региональной политики.18
Принцип суверенной семьи означает, что семья независима от государства и вправе принимать любые решения, касающиеся ее жизни, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами, но в рамках действующего законодательства и общепринятых социальных норм. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения, на любой образ и стиль жизни (кроме криминальных). Принцип суверенности предполагает наличие у семьи соответствующей экономической основы – возможности извлекать и использовать доход от любых легитимных видов деятельности, достаточный для самообеспечения и развития семьи, для удовлетворения всех ее потребностей и потребностей всех ее членов.
Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подменной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения. В современных условиях такой выбор затруднен. Во-первых, действует социокультурное принуждение, например господство норм малодетности. Во-вторых, девиантные семьи «наказываются» за свои решения снижением своего уровня жизни. Поэтому семейная политика должна быть ориентированна на формирование условий, обеспечивающих подлинную свободу выбора, возможность реализовать любую альтернативу. Принцип свободы выбора, с другой стороны, означает, что и государство и общество в целом свободны в принятии и поддержке тех типов семьи и семейного поведения, которые наилучшим образом удовлетворяют их интерес в обеспечении количественных или качественных характеристик воспроизводства населения и успешной социализации подрастающего поколения. Следовательно, принцип свободы выбора предполагает последовательное и равное его применение в отношении семьи и личности с одной стороны, общества и государства с другой.
Принцип общественного договора означает регламентацию взаимоотношений семьи и государства, формулирование всех взаимных прав и обязанностей семьи и государства по отношению друг к другу. Семья обеспечивает общество исполнителями социальных ролей. Следовательно, общество объективно заинтересованно в том, чтобы семья эффективно выполняла свои специфические социальные функции. Но социальные изменения подорвали и чем дальше, тем больше подрывают личностную заинтересованность, мотивированность индивидов в рождении и воспитании нескольких детей, на которой основывалась социальная жизнь на протяжении столетий и которая формировалась семьей. Поэтому семья удовлетворяя потребности общества в работниках, в исполнителях социальных ролей, вправе потребовать от государства как представителя всеобщего интереса на договорной основе обеспечивать поддержку тех людей семейной жизни, которые способствуют реализаций функций воспроизводства и социализации.
Принцип социального участия означает участие в проведении семейной политики (ее целепологании, формировании системы мер и их реализации) иных, кроме государства, субъектов. Речь идет об участи в этом процессе всех институтов гражданского общества – объединении граждан, партий, союзов, обществ, ассоциаций, движений, в том числе и тех, которые создаются с целью защиты и отставания собственно интересов семьи, а также коммерческих фирм и партии, территориальных, этнических и др. Важно лишь, чтобы все эти негосударственные субъекты семейной политики имели четко выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна измениться, в чем состоит общественный применительно к воспроизводству населения. Социальное участие – это понятие, характеризующее широкий спектр ситуаций, в которых граждане в той или иной степени вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, социальной (в том числе семейной) политики.
Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что основные принципы едины для всей страны и не зависит от конкретных особенностей семьи и семейного поведения на той или иной территории. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет конкретизации единых в своей основе целей семейной политики, так и путем применения специфических средств их достижения. При этом согласование федеральных и местных интересов должно осуществляться в конституционных и законодательных рамках с использованием тех структур которые формируются в настоящее время. Специальные региональные программы – это наилучший механизм реализации семейной политики и обеспечение единства целей с учетом местных особенностей.19
Стратегической целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Конкретизация этой стратегической цели выражается в требовании поддержки и поощрения со стороны общества и государства семей с несколькими детьми. Основной моделью семьи, поощряемой государством, может быть полная семья с тремя – четырьмя детьми, а ориентация на поддержку таких семей, не связанная с оказанием помощи в неблагоприятных условиях, стрессовых ситуациях, а носящая долговременный характер. Это может гарантировать укрепление семьи как социального института. Возродить семью можно лишь помогая отдельным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать трудности возникающие на различных стадиях жизненного цикла. Отсюда вытекают краткосрочные цели, это поддержка семей которые на стадии родительства сталкиваются с теми или иными проблемами, стрессовыми ситуациями. Причем основное внимание должно уделяется тем семьям у которых внутренний потенциал не позволяет им самим выйти из сложной жизненной ситуации. И поэтому нуждается в экономической, социальной и социально-психологической помощи со стороны специализированных (семейных) служб.
Основные направления
Программы семейной политики – это всегда компромисс между устремлениями различных социальных сил и между различными концепциями. Поэтому выработка адекватных механизмов поиска такого компромисса, согласование разных направлений и зачастую противоположных интересов различных социальных групп является важнейшей частью стратегии разработки и проведения семейной политики.
Социальная помощь малообеспеченной семье в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания малообеспеченной семьи – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание малообеспеченных семей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.20
В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
В заметной степени этому
способствовала работа по реализации
Федеральных законов «Об
Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи малообеспеченной семье. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточного удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания малообеспеченных семей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
- государственные социальные службы;
- смешанные службы;
- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи малообеспеченным семьям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории, функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
- денежных средств;
- продуктов питания;
- средств санитарии и гигиены;
- средств ухода за детьми;
- одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- технических средств реабилитации детей-инвалидов;
- денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
2. Социально-правовые услуги:
3. Социально-реабилитационные услуги:
4. Психологические услуги:
Информация о работе Социальные выплаты малообеспеченным семьям