Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:25, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Природа социального конфликта………………………………………………..4
2. Источники и причины возникновения социального конфликта………………8
3. Проблема эмоций и психологической несовместимости……………………..11
Заключение………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы………………………………………………..15
Личностные
причины конфликтов связаны прежде
всего с индивидуально-
Если говорить о причинах конфликтов,
которые в большей степени можно отнести
к психологическим, то важной среди них
является оценка поведения другого как
недопустимого. В процессе социального
взаимодействия у человека существует
определенный диапазон вариантов ожидаемого
поведения, общения, деятельности со стороны
другого человека, являющегося партнером
по взаимодействию. Варианты ожидаемого
поведения могут быть желательными, допустимыми,
нежелательными и недопустимыми. Характер
поведения зависит от индивидуально-психологических
особенностей человека, его психического
состояния, отношения к конкретному партнеру
по взаимодействию, особенностей актуальной
ситуации взаимодействия. Если реальное
поведение партнера укладывается в рамки
желательного или допустимого, то взаимодействие
продолжается бесконфликтно. Нежелательное
поведение может привести к созданию предконфликтной
ситуации, а недопустимое – к конфликту.
3.
Проблема эмоций и
Проблема взаимоотношений никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество. Даже если самого человека не очень волнуют отношения с другими людьми (а это бывает, когда он не видит, не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает ему такую ловушку, из которой не выбраться, не распутав клубка взаимоотношений. В этом случае проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной.
Понимание
противоположной стороны в
В жизни любые психологические возмущения, в том числе на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера, так или иначе, влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать «ершистости» и нетерпимости, следовать «золотому правилу» вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе. [4, С. 128]
Недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызвать и такие, казалось бы простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, все то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью.
Различия между людьми являются одной из ведущих причин конфликтов. Кроме того, на совместимость влияют такие факторы как:
- различное мировосприятие;
- различное отношение людей к своим обязанностям;
-
разное понимание смысла
-
различная степень
- противоположность интересов;
- различие черт характера.
Следует помнить, что конфликт – это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения, разговора. Необходимо принимать во внимание и эмоциональные источники конфликта. Они непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Поэтому эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:
- эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса.
- эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.
- эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.
-
эмоции, связанные с самоиндификацией
– с потребностью в
Но,
тем не менее, вопрос о роли эмоциональных
процессов в ситуации межличностного
конфликта остается малоизученным, между
тем он является важным для работы практических
психологов, так как позволяет наиболее
верно оказать психологическую помощь,
лицам, нуждающимся в ней.
Исследования показывают, что неадекватные
эмоции могут сопровождаться переживанием
дискомфорта, напряженности и тревоги.
Они могут препятствовать полноценному
общению между людьми и это, в первую очередь,
приводит к нарушениям межличностного
взаимодействия.
Правильное понимание взаимосвязи между
эмоциями и межличностным конфликтом
является важным условием эффективности
оказания психологической помощи людям
с эмоционально-личностными трудностями
в общении.
Заключение
В заключении хочется сказать, что факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.
Следует заметить, что общество с заложенным в его структуре социальным неравенством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворяются, а интересы игнорируются.
Общество провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество, имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.
Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.
Важной
чертой кризисных обществ является
широкое распространение
Список
используемой литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Эксмо, 2009. – 512с.
2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2010. – 240 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 480с.
4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 288с.
5. Козырев Г.И. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2010. – 304с.
6. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. – Ростов н/Д: МарТ, 2009. – 320с.
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.
Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.
И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта. К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие1:
- естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;
Третья
группа причин имеет социально-
3.
Проблема эмоций и
Проблема взаимоотношений никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество. Даже если самого человека не очень волнуют отношения с другими людьми (а это бывает, когда он не видит, не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает ему такую ловушку, из которой не выбраться, не распутав клубка взаимоотношений. В этом случае проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной.
Понимание
противоположной стороны в
В жизни любые психологические возмущения, в том числе на почве неприязни, несхожести темпераментов и характера, так или иначе, влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать «ершистости» и нетерпимости, следовать «золотому правилу» вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе.