Социальный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:25, реферат

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Природа социального конфликта………………………………………………..4
2. Источники и причины возникновения социального конфликта………………8
3. Проблема эмоций и психологической несовместимости……………………..11
Заключение………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Конфликтология.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

     Личностные  причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. 
Если говорить о причинах конфликтов, которые в большей степени можно отнести к психологическим, то важной среди них является оценка поведения другого как недопустимого. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.
 
 
 

     3. Проблема эмоций и психологической  несовместимости

     Проблема  взаимоотношений никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество. Даже если самого человека не очень  волнуют отношения с другими  людьми (а это бывает, когда он не видит, не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает ему такую ловушку, из которой не выбраться, не распутав клубка взаимоотношений. В этом случае проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной.

     Понимание противоположной стороны в формировании взаимоотношений позволяет реально  оценить положение вещей и  существенно облегчает сосуществование  сторон.

     В жизни любые психологические  возмущения, в том числе на почве  неприязни, несхожести темпераментов и характера, так или иначе, влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать «ершистости» и нетерпимости, следовать «золотому правилу» вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе. [4, С. 128]

     Недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызвать и такие, казалось бы простые вещи, как манера одеваться  или говорить, способ приема пищи или  курения, все то, что относится  к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью.

     Различия  между людьми являются одной из ведущих  причин конфликтов. Кроме того, на совместимость  влияют такие факторы как:

     - различное мировосприятие;

     - различное отношение людей к  своим обязанностям;

     - разное понимание смысла выполняемой  работы;

     - различная степень подготовленности  к выполняемой работе;

     - противоположность интересов;

     - различие черт характера.

     Следует помнить, что конфликт – это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения, разговора. Необходимо принимать во внимание и эмоциональные источники конфликта. Они непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Поэтому эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:

     - эмоции, связанные с потребностью  контролировать людей, влиять  на них, добиваться желаемого  социального статуса.

     - эмоции, связанные с потребностью  получать одобрение со стороны  других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.

     - эмоции, связанные с потребностью  справедливости, со стремлением  к равенству и честности во  взаимоотношениях.

     - эмоции, связанные с самоиндификацией  – с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе – Я, в утверждении собственных ценностей.

     Но, тем не менее, вопрос о роли эмоциональных процессов в ситуации межличностного конфликта остается малоизученным, между тем он является важным для работы практических психологов, так как позволяет наиболее верно оказать психологическую помощь, лицам, нуждающимся в ней. 
Исследования показывают, что неадекватные эмоции могут сопровождаться  переживанием дискомфорта, напряженности и тревоги. Они могут препятствовать полноценному общению между людьми и это, в первую очередь, приводит к нарушениям межличностного взаимодействия.  
Правильное понимание взаимосвязи между эмоциями и межличностным конфликтом является важным условием эффективности оказания психологической помощи людям с эмоционально-личностными трудностями в общении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключении хочется сказать, что  факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни  людей, народов и стран гораздо  большую роль, чем хотелось бы самим  людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.

     Следует заметить, что общество с заложенным в его структуре социальным неравенством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворяются, а интересы игнорируются.

     Общество  провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество, имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать  его члены. Системы социальных ролей  предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

     Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

     Важной  чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства  незащищенности и страха. А это  сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер. 

      
 
 

     Список  используемой литературы 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Эксмо, 2009. – 512с.

2. Ворожейкин  И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2010. – 240 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 480с.

4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 288с.

5. Козырев Г.И.  Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2010. –  304с.

6. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. – Ростов н/Д: МарТ, 2009. – 320с.

7. Соколов С.В. Социальная конфликтология. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 328с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Объективные причины, как правило, приводят к  созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

     Субъективные  причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает  в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.

     Разумеется, в одном конфликте объективные  причины и субъективные четко  разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

     И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины  конфликта. К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие1:

     - естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

     - слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

     Вторая  группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер.  Этим причинам элемент субъективизма присущ  в  несколько  большей степени по сравнению с объективными причинами.  Организационно-управленческие причины конфликтов связаны  с  созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов  заключаются в несоответствии структуры организации  требованиям  деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет  решать  или  решает, структура создается  под задачи. Однако добиться  идеального  соответствия структуры организации решаемым  задачам практически невозможно.

     Третья  группа причин имеет социально-психологический  характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Проблема эмоций и психологической  несовместимости

     Проблема  взаимоотношений никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество. Даже если самого человека не очень волнуют отношения с другими людьми (а это бывает, когда он не видит, не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает ему такую ловушку, из которой не выбраться, не распутав клубка взаимоотношений. В этом случае проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной.

     Понимание противоположной стороны в формировании взаимоотношений позволяет реально  оценить положение вещей и  существенно облегчает сосуществование сторон.

     В жизни любые психологические  возмущения, в том числе на почве  неприязни, несхожести темпераментов  и характера, так или иначе, влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать «ершистости» и нетерпимости, следовать «золотому правилу» вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе.

Информация о работе Социальный конфликт