Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:54, реферат
В изучении конфликтов можно выделить два основ-ных направления.
1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзе-ра, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости.
2. Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.
Вступление
- формирование конфликтологии как научной дис-циплины;
- причины возникновения международных кон-фликтов;
- роль этнонациональных и международных факторов в мире за последнее десятилетие.
Основная часть
- место социологии конфликтов в структуре социологического знания;
- основные направления в изучении конфликтов;
- основные источники конфликтов в обществе;
- два подхода к изучению социологических проблем;
- критерии, необходимые для изучения конфликтов;
- различия в социальном развитии и культуре конфликтующих сторон;
- проблема равенства в человеческом обществе;
- феномен «массового сознания» и его роль в возникновении конфликтов;
- типология конфликтов;
- динамика социальных конфликтов;
Окончание
Литература
2) предысторию
взаимодействий конфликтующих
3) природу того, что привело к конфликту;
4) социальную
среду, в которой возник
5) заинтересованные стороны;
6) применяемые
конфликтующими сторонами страт
7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон.
Втянутыми в международный конфликт могут быть многие страны, так или иначе поддерживающие международные террористические организации. Называются Афганистан, северная часть Пакистана, Ливия, Судан, Палестинская автономия. Противостоит этим странам так называемый «цивилизованный мир». Уровень цивилизованности измеряется уровнем социального и культурного развития.
Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям. Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Каждое человеческое
общество имеет собственную
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Каждое конкретное общество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема – определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.
Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.
Следует отметить, что, несмотря на культурные универсалии, культура стран Ближнего Востока (преимущественно исламских стран) сильно отличается от европейской культуры.
Тщательный анализ различных аспектов человеческой культуры позволил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа: умозрительный и чувственный. Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху.
Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:
1) реальность по своей
природе духовна,
2) потребности и цели людей в основном духовны;
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Для чувственной культуры характерны:
1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;
2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные;
3) для удовлетворения
этих целей необходимо
К основным элементам культуры относится язык. Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.
Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой в пространстве и во времени, по значению. Мы уверены, что земля вращается вокруг солнца, но когда-то люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Индеец пуэбло в своей беседе с К.-Г. Юнгом говорил: «Ведь мы – тот народ, который живет на крыше мира, мы – дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогаем нашему отцу проходить по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце перестанет вставать. И тогда наступит вечная ночь».
К основным элементам культуры так же относятся и ценности, - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных ценностей. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что нет.
Большую роль в изучении социологии конфликтов играет социальная стратификация.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Например, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой была принадлежность к определенному сословию: господа-феодалы, свободные горожане или зависимые крестьяне. В эпоху формирования национальных рынков и становления капитализма этническая принадлежность из горизонтального деления стала превращаться в вертикальное. В современном обществе наблюдается сосуществование и переплетение нескольких автономных систем неравенства: власти собственности и престижа. Для описания иерархий в обществе и применяется понятие «социальная стратификация»
Для обозначения всей гаммы
различий между людьми существует особое
понятие – «социальная
Существует два подхода
к пониманию типов
- физико-генетическая;
- социально-профессиональная;
- рабовладельческая;
- классовая;
- кастовая;
- культурно-символическая;
- сословная;
- культурно-нормативная;
- этакратическая.
В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства – неравенства. При этом под равенством понимается:
1) равенство личностное;
2) равенство
возможностей достигнуть
3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.)
4) равенство результатов.
Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком.
В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.
Положение и место человека в обществе, т.е. совокупный социально-экономический статус, определяют уровень дохода, власти, престижа и образования.
В демократическом обществе четыре типа взаимоотношений людей имеют положительные характеристики. Каждый человек, независимо от своего происхождения, имеет личностное право, равенство возможностей достигнуть желаемых целей, имеет право на получение образования и других социальных благ. Конечный результат, как правило, зависит от каждого индивида в отдельности, от его способностей, целеустремленности и ряда других причин. Вследствие этого и происходит социальная дифференциация общества на элиту, средний класс и низшие слои населения. Но, в любом случае, в демократическом обществе достаточно сильно развита социальная защита любых классов.
В большинстве исламских, фундаменталистских стран не может быть и речи о каком либо социальном равноправии. В основе социального устройства лежит «гендерный идеал»,власть носит харизматический характер, население сильно подвержено ксенофобии – страху и ненависти ко всему чуждому их образу жизни, в частности, к европейской морали. В этих странах фактически отсутствует средний класс, неразвита общеобразовательная система, население, в большинстве случаев, не умеет читать и писать. Сильно развит религиозный фанатизм.
Существует еще одна разновидность социальной стратификации – маргинальность.
Маргинальность
– это специальный
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XXв. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р.Э. Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э.Стоунквистом.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связи между поколениями; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного и нового типа – так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы.
Изучая историю исламского экстремизма, биографии лидеров террористических группировок, в частности пресловутого бен Ладена, приходишь к выводу, что у истоков международного терроризма стоит общность различных типов маргиналов ведущих за собой массы.
Феномен «массового сознания» является объектом изучения разных наук – психологии, социологии, политологии, культурологии, социальной философии.
Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.
В массовом сознании людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.
Массовое сознание имеет ряд особенностей:
1) сложность
и противоречивость – в