Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:48, реферат
Эволюционный и революционный путь развития общества. Социология
37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Почему в одних обществах
прогрессивные изменения
Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» (рая на земле) хороши все средства, включая и насилие. При этом, по их мнению и убеждению, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Под революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение характера правления обществом. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.
Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.
Каждый преобразователь общества понимал «прогресс» по—своему. Соответственно, менялись и «враги прогресса». Это могли быть короли и президенты, феодалы и буржуа (для Петра I это были бояре), но суть такого направления всегда оставалась одной и той же – действовать быстро и беспощадно. Насильственный путь, путь революции (по—латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально—политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными. Но все же примерно до конца XVIII в., до Французской революции, теория и практика идейно—политических течений развивались преимущественно в духе эволюционных воззрений. Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость.
Уникальными являются в конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.
Глава 11
Эволюция
и революция — понятия, показывающие
формы перехода общества от одного
качественного состояния к
завершается революцией. Прежде всего,
свергается старая власть, затем заменяются
прежние экономические, социальные, духовные
и иные структуры новыми. В конечном итоге
совершается переход общества от одного
качественного состояния к другому.
Основной вопрос революции
есть вопрос о власти. Для совершения быстрых
качественных изменений прежде всего
необходимо отобрать власть у старых социальных
классов. Затем постепенно принимаются
экономические, политические, правовые
и иные акты для изменения всех прежних
порядков.
Характер революции определяется
целями и задачами, которые она ставит
перед собой. В этой связи все социальные
революции можно разделить на буржуазные,
социалистические и национально-освободительные.
Целью буржуазной революции является
ликвидация феодального способа производства
и утверждение новых общественных отношений.
Исключительно значение буржуазная революция
придает принципу равенства. Все граждане
объявляются равными перед законом независимо
от их имущественного и служебного положения.
На первое место выходят права человека.
Принцип частного предпринимательства
и личной инициативы объявляется всеобщим
принципом буржуазного государства. В
сфере политики доминируют демократические
формы правления. Происходит разделение
власти на три ветви - законодательную,
исполнительную и судебную. Как на макро-,
так и на микроуровне органы власти избираются
путем голосования.
Развитие буржуазного общества на определенном
этапе приводит к обострению противоречий,
прежде всего в экономической сфере. Например,
обостряются противоречия между трудом
и капиталом. Национальные богатства все
больше и больше концентрируются в руках
меньшинства, в то время как большинство
населения не всегда в состоянии удовлетворить
даже общественно-необходимые потребности.
Усиливаются противоречия и в других сферах
общественной жизни — социальной, политической,
духовной и т. д. Все это приводит к глубочайшему
кризису общества. Если его не удается
решить мирным путем, то совершается социалистическая
революция. Цель этой революции заключается
в ликвидации буржуазного способа производства.
В экономической сфере частная собственность
заменяется государственной или общественной
собственностью. Уничтожается эксплуатация
человека человеком, т. е. присвоение чужого
труда. Устанавливается не просто равенство,
а социальное равенство - создание всем
одинаковых стартовых возможностей для
проявления своих физических и духовных
потенций, право на труд, бесплатное образование,
бесплатное здравоохранение, бесплатные
квартиры и другие социальные блага. Формы
демократического правления становятся
действительно демократическими - не формально,
а реально любой гражданин может быть
избран в те или иные государственные
органы. Исключается
подкуп депутатов, поскольку они защищают
интересы всех слоев общества, а не отдельных
лиц, имеющих огромные богатства. Таким
образом, целью социалистической революции
является построение такого общества,
в котором свободное развитие каждого
является условием свободного развития
всех.
Национально-освободительная революция
совершается в колониальных странах. Ее
задачей является освобождение страны
от колониальной зависимости, создание
национального государства, национальной
экономики, национальных политических
структур, национальной культуры и т. д.
Хотя основной вопрос революции — это
вопрос о власти, тем не менее не всякое
взятие власти имеет революционный характер.
Поэтому следует различать такие понятия,
как государственный переворот, дворцовый
переворот и военный переворот. Государственный
переворот осуществляется внутри данного
способа производства. В него вовлекаются
различные влиятельные силы общества.
Поэтому состав организаторов государственного
переворота гетерогенен. Цель такого переворота
заключается в преодолении сложившихся
в обществе негативных процессов и явлений,
в дальнейшем совершенствовании существующих
социально-экономических и политических
порядков. Дворцовый переворот совершается
внутри правящей верхушки. Обычно такие
перевороты происходят при династическом
режиме. Цель — замена данной личности
другой, более отвечающей интересам организаторов
дворцового переворота. Что касается военного
переворота, то его осуществляют по определению
военные. Как правило, такие перевороты
совершаются в отсталых странах. Цели
переворотов могут быть самые разные -
свержение коррумпированной власти, защита
национального суверенитета, защита интересов
армии и т. д.
Эволюционный и революционный пути развития
Одной из центральных тем, изучаемых социологией XIX и ХХ веков, была проблема социального изменения. Теории социального развития, проявлявшие интерес к долгосрочному и крупномасштабному развитию человеческого общества, сосредоточивали свое внимание на характере и причинах фундаментального разрыва между европейскими индустриальными цивилизациями и «примитивными» обществами. Научно-исследовательская информация об особенностях жизни и уклада примитивных обществ в изобилии поступала в этот период от таких научных дисциплин, как этнография и антропология. Исследователи задавались вопросом: почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне развития, на котором находились тысячелетия назад? По сути дела, теории социального изменения сосредоточивались на природе капиталистического или индустриального развития и одновременно – на очевидном отсутствии социального развития в тех обществах, которые стали частью колониальной империи Европы. Таким образом, изначально теории социального развития проявляли интерес к глобальному макроразвитию.
Социологические теории социального изменения, особенно в XIX веке, можно условно разделить на теории социальной эволюции и теории социальной революции.
Теории социальной эволюции определяли социальное изменение как основные стадии развития общества, такие как «военное общество» и «индустриальное общество», по которым социум прогрессировал от простых сельских, аграрных форм к более сложным, дифференцированным индустриально-урбанистическим. Этот тип эволюционных теорий разрабатывался О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Анализ социального изменения в функционализме и сегодня продолжает до некоторой степени традиции эволюционной теории, рассматривая изменение как адаптацию социальной системы к своему окружению.
Теории же революционного социального изменения, в особенности те, что стали развиваться на основе трудов К. Маркса, подчеркивали важность классового конфликта, политической борьбы и влияния империализма как принципиальных механизмов фундаментальных структурных изменений.
Такого рода различие эволюционных и революционных теорий проводит между ними водораздел почти антагонистического характера. Однако, кроме этого, теории социального изменения могут быть классифицированы и при помощи других принципов, например, с точки зрения:
¦ уровня анализа (макро– или микро-);
¦ вопроса о том, проистекает ли анализ из факторов внутренних или внешних по отношению к обществу, институту или социальной группе;
¦ причин социального изменения (из числа самых разнообразных: например, демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, технологическая инновация, развитие новых систем убеждений и т. д.);
¦ агентов изменения (инновационная элита интеллектуалов, социальные девианты, рабочий класс);
¦ характера изменения (постепенное
распространение новых
В этой главе мы попытаемся
рассмотреть основные особенности
двух концептуальных подходов к процессу
социального изменения –
§ 1. Эволюционистская традиция в социологии
Эволюционистские воззрения
занимали центральное место в
изучении общества в XIX веке. Некоторые
комментаторы склонны были рассматривать
любое изменение как
Одним из основоположников
эволюционного течения в
Конт связывал процессы развития человеческого знания, культуры и общества. Общества проходят через три стадии – примитивную (теологическую), промежуточную (метафизическую) и научную (позитивную), которые соответствуют формам человеческого знания, расположенным вдоль аналогичного континуума теологических, метафизических и позитивных аргументаций. Все человечество (равно как и отдельно взятая социальная общность, и каждый человеческий индивид) неминуемо проходит эти три стадии по мере своего развития. При этом предполагается как нелинейный, так и прогрессивный, в конечном счете, характер движения. Кроме того, Конт смотрел на общество как на организм, целостность, составляемую взаимозависимыми частями, которые находятся в равновесии друг с другом и создают интегрированное целое. Он рассматривал эволюцию как рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей.
Важнейший вклад в развитие эволюционных теорий в социологии внес Герберт Спенсер. Он в своей теории отображал нелинейную концепцию эволюционных стадий. Шкалой, при помощи которой он намеревался измерять прогресс, была степень сложности общества. Общей тенденцией развития человеческих обществ, по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным гетерогенным образованиям, где части целого становились все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными.
Здесь, вероятно, самое время задать вопрос: а что вообще следует понимать под эволюцией? Всякий ли процесс развития мы вправе обозначить этим термином? Вряд ли обогатит наши знания определение эволюции, даваемое, к примеру, Советским энциклопедическим словарем: «в широком смысле – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; в более узком смысле – представление о медленных, постепенных количественных изменениях в отличие от революции».[276] Другими словами, в этом и подобных ему определениях делается упор скорее на темпы1 развития, однако ничего не говорится о его направленности. А ведь развитие претерпевают не только восходящие (в количественном и качественном отношении), но и нисходящие процессы; развиваться могут и болезнь, и кризис – вправе ли мы и в этих случаях утверждать, что речь идет об эволюции? К сожалению, и словарь «Современная западная социология» не дает достаточно четкого определения этого понятия (хотя и приводит довольно пространную статью о теориях социального эволюционизма).[277]
Г. Спенсер подходит к проблеме раскрытия сущности эволюции, рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному и, прежде всего, противопоставляя эволюцию процессу разложения, распада, причем делает это весьма обстоятельно. Первым делом, будучи последовательным позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм материи – от косной, неживой до социальной. Общая же суть перемен, происходящих в ходе эволюции с материей во всех ее разновидностях и формах, заключается, по Спенсеру, в следующем.
Различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых процессах – в интеграции (т. е. в объединении, слиянии) и в движении. При этом необходимо учитывать, что: 1) к интеграции ведет потеря (точнее, связывание) движения; 2) в свою очередь, при распаде единого тела – то есть при дезинтеграции – входившие ранее в состав его и теперь разъединяющиеся материальные частицы вновь приходят в движение. Именно эти два процесса, находящиеся в антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер называет 1) эволюцией и 2) разложением. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.