Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:48, реферат
Эволюционный и революционный путь развития общества. Социология
Таким образом, человеческое
общество в результате промышленной
революции переходит в
Впрочем, объективность требует
обратиться и к негативным последствиям
индустриальной революции. Нравится нам
это или нет, но один из основных
принципов диалектики гласит, что
за все приходится платить. Наряду с
бесспорными благами, которые принесла
человечеству промышленная революция,
появились на свет (и тоже в колоссальных
объемах) орудия смерти, чья «производительность»
также подпала под общее
И человек, вооруженный орудиями огромной мощи, прилагает напряженные усилия, чтобы прокормить этого молоха, рискуя подорвать саму основу собственного существования – природу. Другими словами, именно результаты промышленной революции заставляют поновому взглянуть на сущность социальнооисторической эволюции, о чем мы и вели речь в первом параграфе данной главы.
В то же время возрастающий дефицит всех видов сырья, энергии (и даже – в определенном смысле – человеческих ресурсов), видимо, и послужил одним из главных факторов, обусловивших возникновение и развитие третьей из рассматриваемых нами революций – информационной.[309] Уже первые ее плоды ощущаются как подлинное благо.
Та часть человечества,
которая проживает в странах,
попавших в сферу влияния этой
революции, кажется, навсегда избавилась
от страха перед призраком голодной
смерти, так долго маячившим на
историческом горизонте (вспомним зловещего
провидца Мальтуса!). Население этих
стран в изобилии обеспечено продуктами
первой необходимости (как, впрочем, и
второй, и третьей). Но главное, пожалуй,
даже не в этом. Наука, которая раньше
была скорее бесполезной роскошью,
нежели реальной необходимостью, превратилась
в действительно
Это и создало предпосылки к тому, чтобы на мир обрушилась информационная революция. Завершив к началу 800х годов ХХ века массовое обновление основных фондов (ориентированное главным образом на цели энергоо и ресурсосбережения), экономика наиболее развитых стран сместила главный акцент на автоматизацию и компьютеризацию всех производственных процессов, в том числе и управления. Основой этого процесса становится электронная информация и развитие на ее базе автоматического производства. Если попытаться сформулировать суть одного из важнейших аспектов этой революции, то он, видимо, состоит в том, что именно она превращает информацию (практически любую!) во благо, доступное для массового потребления – подобно тому, как промышленная и научно-техническая революции делают массово доступными материальные блага. Владение и пользование знаниями перестают быть привилегией избранных.
Зародышем, из которого пятьсот
с лишним лет спустя вызрела информационная
революция, был печатный станок Иоганна
Гуттенберга. До этого времени обмен
информацией был очень слабым,
а сведения и знания просачивались
к человеку, что называется, по разрозненным
каплям. Знания, умения и навыки передавались
главным образом устно и «
Впрочем, потребовалось полтысячелетия, прежде чем эта река разлилась в море и стала коренным образом влиять на все условия существования человечества, переводя их в качественно иное состояние, которое все чаще именуют информационным обществом (хотя в социологии при определении такого общества пока еще употребляется термин постиндустриальное). Человеческая цивилизация обладает сегодня гигантским информационным потенциалом, под которым мы понимаем совокупность всех знаний (независимо от того, были ли они когда-либо использованы на практике), накопленных за время существования homo sapiens. Среди этих знаний имеется, вероятно, немало бесполезных (хотя кому дано знать, не обернутся ли какие-то из них завтра бесценными сведениями?). В то же время определенная часть знаний, накопленных людьми на этом тернистом пути, оказалась безвозвратно утраченной, и с этим уже ничего не поделаешь. Но ведь и тот огромный объем, что сохранился, слишком долго существовал (да во многих отношениях и поныне существует) в первозданном хаосе, являясь в определенном смысле «нераздельной собственностью» многочисленных разрозненных общностей, групп и отдельных индивидов. Люди долгое время не придавали этому значения, не умея отделить главное от второстепенного, не занимаясь поисками результативных способов долговременного хранения, сопоставления, эффективной переработки, анализа и широкого распространения информации. Огромные ее объемы, терпеливо и неторопливо накапливаемые многими поколениями, слишком часто оказывались вдруг на краю пропасти небытия, а нередко и безвозвратно исчезали в этой пропасти – когда умирал последний носитель данной информации, не успев ни с кем поделиться, или сгорал на костре фанатиков единственный экземпляр рукописи… Но и сегодня, будучи зафиксированной во множестве книг, эта сокровищница знаний остается чем-то вроде мифического лабиринта, ждущего своей ариадниной нити. Те, кому в данный момент позарез нужна информация, могут растерянно и недоумевающе пожимать плечами, не зная, где ее искать, а порою просто не догадываясь о ее существовании. Часто от этого проигрывает все человечество, ибо остаются нереализованными тысячи плодотворных идей. Нередко драгоценное время талантливого человека расходуется на то, чтобы вновь и вновь «изобретать велосипеды».
Информационная революция направлена на то, чтобы разрешить это глобальное противоречие: с одной стороны, научно-техническая революция вследствие того, что усилилось действие закона перемены труда, резко повысила спрос на знания; с другой стороны, огромная масса населения даже в развитых странах оказывается просто не в состоянии освоить в требуемом объеме колоссальную массу информации (добытой, отметим, другими), одновременно все более остро нуждаясь в ней.
Опираясь на сказанное, можно
сделать некоторые общие выводы
относительно того места и значения,
которые имели глобальные революции
в истории человеческого
Социальные последствия, общие для всех глобальных революций, можно было бы свести к следующим основным моментам.
¦ Каждая глобальная революция вела к резкому, многократному возрастанию производительности человеческого труда в сравнительно короткие – по сравнению с предшествовавшим периодом социально-исторического развития – сроки.
¦ Все глобальные революции сопровождались огромным ростом материального, вещного богатства общества.
¦ В ходе глобальных революций
существенно углублялось
¦ В ходе технологических революций многие виды занятий, считавшихся прежде бесплодными и праздными, превращались в наиболее продуктивные и значимые.
¦ В результате глобальных революций происходили глубокие изменения в образе жизни людей.
¦ Каждая из глобальных революций вела в конечном счете к возникновению нового типа цивилизации.
Резюме
1. В большинстве социологических концепций социальная эволюция рассматривается как восходящеедвижение – как переход от простого к сложному. Эволюция противопоставляется также противоположному ей процессу разложения (дезинтеграции). По мере развития общества, как считал Г. Спенсер, комплекс социальных деятельностей, выполнявшихся прежде одним социальным институтом, перераспределяется между другими вновь возникшими или прежде существовавшими институтами. Дифференциация представляет собой возрастающую специализацию различных частей общества, создавая тем самым внутри общества все большую гетерогенность. Г. Спенсер дает универсальное и наиболее общее определение эволюции: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается связыванием движения, в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной разнородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение».
2. Важнейшим проявлением усиления разнородности выступает дифференциация частей единого целого и выполняемых ими в этих рамках функций. Спенсер ввел в социологию понятие социальной дифференциации, применив его для описания универсального для всей общественной эволюции процесса возникновения специализированных институтов и разделения труда.
3. Среди сторонников социального эволюционизма имели место дискуссии о том, какие из факторов сильнее влияют на процесс эволюции: внутренние или внешние. Сторонники внутренних факторов, или эндогенной эволюции, считали, что развитие общества объясняется главным образом влиянием на него причин внутреннего происхождения. Приверженцы внешних факторов, или экзогенной эволюции, напротив, утверждали, что основу общественного развития составляют процессы заимствования полезных обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.
4. В современной социологии вплоть до недавнего времени доминировали главным образом марксистские концепции социальной революции. Согласно их точке зрения революция в методологическом смысле есть результат разрешения коренных противоречий в базисе – между производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Центральным в марксистской теории социальной революции является вопрос о борьбе основных антагонистических классов.
5. В социологии выделяют ряд наиболее известных и влиятельных немарксистских социологических концепций социальной революции. Теория циркуляции элит (В. Парето) утверждает, что главная задача революции состоит в «прочистке» горизонтального и вертикального каналов мобильности, поскольку без периодической смены властной элиты и качественного изменения ее состава нормальное функционирование общества невозможно. Теория модернизации в качестве фактора революции делает акцент на разрыве между растущим уровнем политического образования и информированности достаточно широких слоев общества, с одной стороны, и отстающими от них реальными уровнями экономических преобразований, а также развитием политических институтов и их демократизацией – с другой. 6. В соответствии с рядом современных социологических теорий можно указать на три глобальные революции, ядром которых является коренное изменение технологий, что указывает на их тесную связь с производительными силами. Аграрная революция ведет к переходу от примитивного общества к традиционному. Индустриальная революциятрансформирует аграрное общество в индустриальное. В ходе ее резко усиливается действие трех социально-эко-номических законов: закона экономии времени, закона возвышения потребностей, закона перемены труда. Происходящая на современном этапе общественного развития информационная революция преобразует индустриальное общество в постиндустриальное.
Контрольные вопросы
1. Как звучит определение эволюции, данное Г. Спенсером?
2. Каковы основные положения социал-дарвинизма?
3. В чем состоят основные различия эндогенного и экзогенного подходов к описанию процесса социальной эволюции?
4. Что такое аккультурация?
5. В ходе социальной революции в чем состоит задача передового – для данной общественно-экономической формации – класса?
6. В чем состоит сущность институционализации конфликта?
7. В чем заключается основная идея теории циркуляции элит?
8. Что выступает в качестве главного фактора всех глобальных революций и каковы общие последствия таких революций?
9. Какие два изобретения можно рассматривать в качестве «спускового механизма» индустриальной революции?
10. Перечислите три социально-экономичских закона, которые начинают функционировать «в полную силу» в ходе индустриальной революции.
Рекомендуемая литература
1. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2. – М., 1977.
2. Гумилев Л. Р. Этногенез и биосфера земли. – М., 1993.
3. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. – М.-Л., 1959.
4. Козлова М. С. Экологический смысл эволюции человека // Человек. – 1998. № 4.
5. Ленин В. И. О лозунге «Соединенных штатов Европы» // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26.
6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 13.
7. Розе Г. Прогресс без социальной революции? – М., 1985.
8. Соарес К. Общество в процессе изменения // Социологические исследования, – 1991. № 12.
12. Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // В кн.: Американская социологическая мысль. – М., 1994.
13. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М., 1989.
14. Туровский М. Б., Туровская С. В. Концепция В. И. Вернадского и перспективы эволюционной теории // Вопросы философии. – 1993. № 6.
15. Фадеева Т. М. Социальная революция и традиции // Социологические исследования. – 1991. № 12.
16. Энгельс Ф. Предисловие к работе Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 2.
Эволюционный путь развития цивилизации предполагает, что основные тенденции, характерные для прошлого и настоящего, не изменятся и в будущем. Не изменится ни природа человека, ни фундаментальные принципы строения общества, а совершенствоваться будут главным образом технологии.
Именно такой путь представляется наиболее правдоподобным – просто потому, что он самый естественный.
Есть в человеческой природе такие черты, которые с точки зрения этологии являются врожденными.
Четыре из них следует отметить особо – это иерархичность, соревновательность и стремление к расширению своих возможностей и предпочтение «своих» «чужим».