Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:48, реферат
Эволюционный и революционный путь развития общества. Социология
При этом иерархичность является центральным элементом системы.
Соревновательность напрямую связана с иерархичностью, но не тождественна ей. Иерархичность – это, во-первых, представление об иерархическом строении общества, во-вторых – понимание своего текущего статуса в обществе, а в-третьих – борьба за более высокий статус.
А соревновательность – это стремление оказаться лучше других хоть в чем-нибудь.
Тяга к расширению своих возможностей также соотносится с иерархичностью, но выходит за ее рамки.
Например, современный представитель среднего класса старается заработать больше денег не столько для того, чтобы подняться выше в иерархии, сколько для того, чтобы более полно удовлетворять свои житейские потребности. Обедать с девушкой не в средней руки кабаке, а в фешенебельном ресторане. Отдыхать не на Кипре, а на Ибице. Жить не в квартире, а в своем коттедже. Ездить не на «Жигулях», а на «Мерседесе».
Но часто отделить расширение возможностей от иерархичности и соревновательности весьма непросто. Ездить на «Мерседесе» безусловно удобнее и приятнее – и это в чистом виде расширение возможностей. Но ездить на нем еще и престижнее – а это уже элемент иерархичности и соревновательности.
Что касается деления окружающих на «своих» и «чужих» – то это весьма глубинный инстинкт, восходящий к животным предкам. Но у людей и он встраивается в систему иерархических связей. Человеку от природы свойственно занижать статус «чужих» по сравнению со «своими».
Так вот, буквально все известные в истории и в современном мире общественные модели основаны именно на этих фундаментальных принципах. Разница между моделями состоит в основном в подавлении одних стремлений за счет усиления других. Но ни устранить какой-либо из элементов полностью, ни подавить одно без усиления другого ни в одной из реализованных на практике общественных моделей не удавалось и не удается.
И что самое интересное – технологии тут не играют определяющей роли.
Возьмем, например, такую революционную технологию, как интернет. Интернет очень сильно изменил нашу жизнь – но не изменил ни человеческую природу, ни природу общества. Все, о чем говорилось выше, проявляется в интернете ничуть не меньше, а порой даже отчетливее, чем в реале.
И тем не менее, общество меняется. В основном – за счет перераспределения давно существующих моделей (например, географического распространения одних с постепенным угасанием других – как это происходит сейчас в противостоянии постиндустриальной цивилизации с традиционными обществами). И в меньшей степени – за счет их постепенного совершенствования.
Это, собственно, и есть эволюционный путь развития цивилизации. А поскольку и совершенствованием общественных моделей, и их распространением можно отчасти управлять – то и эволюцию общества можно направлять.