Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:53, реферат
Обобщающий индекс развития молодежи рассчитывается как среднее значение всех показателей его составляющих.
Важнейшим показателем, характеризующим креативный потенциал нации, является коэффициент изобретательской активности населения (количество патентных заявок на 10 тыс. населения). Результаты и социальные эффекты реализации стратегии состоят в повышении качества человеческого капитала молодежи как основного ресурса поступательного развития страны. Высокое качество человеческого капитала должно обеспечить достижение конкурентоспособности российской молодежи в деятельности на внутреннем и внешнем рынках.
СТРАТЕГИЯ
развития молодежи Российской Федерации
на период до 2025 года
I. Общие положения
II. Современное состояние и
1. Вызовы современного развития
2. Состояние потенциала молодежи
III. Стратегия в системе
IV. Цель и задачи Стратегии. Этапы реализации
1. Цель Стратегии
2. Основные задачи Стратегии
3. Место молодежной политики в социально-экономической политике
4. Варианты (сценарии) развития потенциала молодежи
5. Этапы реализации Стратегии
6. Национальная молодежная политика
V. Формирование мировоззрения
1. Инновации
2. Патриотизм
3. Нравственность
4. Правосознание
5. Здоровый образ жизни
6. Экология
VI. Развитие компетенций молодежи
1. Проектная деятельность
2. Креативное мышление
3. Предпринимательские навыки
4. Профессиональные траектории
5. Гражданское участие
VII. Направления государственной молодежной политики
VIII. Институты молодежного развития
1. Общественные объединения
2. Система образования
3. Государственные структуры
IX. Молодежная инфраструктура
1. Развитие механизмов
2. Развитие инфраструктуры (подведомственные организации, ресурсные центры)
Х. Основные направления совершенствования законодательства
XI. Финансовое обеспечение
ПЕРЕЧЕНЬ
основных направлений
ПЕРЕЧЕН Ь
основных мероприятий по реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Только вперед, только в будущее!
В.В.Путин
СТРАТЕГИЯ
развития молодежи Российской Федерации
на период до 2025 года
I. Общие положения
Стратегия развития
молодежи на период до 2025 года (далее
– Стратегия) разработана на основе
положений Концепции
Стратегия призвана ответить
на стоящие перед Россией вызовы
и угрозы в сфере молодежной политики,
определить цели, приоритеты и инструменты
государственной политики в отношении
молодежи. Стратегия задает долгосрочные
ориентиры развития субъектам молодежной
политики, а также ориентиры
Стратегия является руководством для деятельности участников сферы молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях власти, молодежных общественных объединений и проектов, институтов развития.
Стратегия носит
межсекторальный характер, предполагает
тесное межведомственное взаимодействие
в ее реализации. В деятельности
каждого федерального ведомства
выделяется «молодежное измерение».
Стратегия вводит в практику принцип
«двух ключей», который обязывает
ведомства совместно
Стратегия разграничивает и устанавливает зоны ответственности за ее реализацию между федеральными ведомствами, региональными и местными органами власти. Координатор Стратегии – федеральный орган государственной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере государственной молодежной политики (Минобрнауки), модератор (проводник) Стратегии – федеральный орган власти ответственный за реализацию государственной молодежной политики (Росмолодежь).
Стратегия опирается на результаты исследований глобальной конкуренции, развития молодежного потенциала, инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики. Стратегия должна учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.
Стратегия принята в ходе широкого общественного обсуждения, прежде всего, среди молодежи. При ее подготовке активно задействован механизм (институт) Открытого Правительства. Стратегия – договор (социальный контракт) между государством и молодежью.
Стратегия предусматривает механизмы по обеспечению «обратной связи» между органами государственной власти, реализующими государственную молодежную политику, и самой молодежью, что позволит своевременно вносить коррективы в соответствии с изменениями векторов развития, интересами и потребностями современной молодежи.
Японское правительство в декабре 2003 года разработало Национальную политику развития молодежи, основными положениями которой являются образование, здоровье, труд и благосостояние японской молодежи.
II. Современное состояние
и проблемы молодежной
1. Вызовы современного развития
Глобальный контекст. За 2000-2010 годы страна практически удвоила подушевой ВВП и сократила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%), но одновременно отстала и от стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала. Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) 2011-2012 занимает 66-е место из 142-х при нисходящем тренде1.
Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место — такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динамику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай — на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза — в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места.
В тоже время, согласно данным Международной организации труда, Россия обладает высоким потенциалом развития. В Российской Федерации доля креативного класса больше, чем в США. Поэтому показателю Россия находится на 20 месте (38,6%), для сравнения Бразилия - на 57 (18,5%), Китай – на 75 (7,4%).
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.
В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др.
Практика
последних десятилетий
Российский контекст. В предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом вызовов.
Следствием демографического спада 90-х годов станет резкое снижение населения молодежного возраста 14-30 лет. Динамика: 1995 г. – 35,2 млн. чел., 2000 г. – 38,3 млн. чел., 2005 г. – 39,5 млн. чел., 2010 г. – 36,6 млн. чел. Согласно прогнозируемым данным к 2025 г. общая численность молодежи в Российской Федерации сократится с 35 млн. до 25 млн. человек.
В тоже время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры.
Необходимость привлечения в Россию трудовых мигрантов, усиление притока молодежи из ближнего и дальнего зарубежья поставит в число важнейших вопросы их социальной и профессиональной, закрепления молодых квалифицированных специалистов, формирование привлекательной среды для молодежи из других стран.
В этой ситуации, очевидно, что экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы – обеспечения интенсивного роста человеческого капитала и как следствие повышение качества жизни.
Снижение
численности молодежи ставит перед
органами государственного управления
вопрос о необходимости ставки на
кардинальное повышение качества имеющегося
молодежного человеческого
2.Состояние молодежного потенциала (ресурса)
Уровень образования
Следует отметить
высокий образовательный
При этом специалисты Института проблем развития науки РАН отмечают и еще одну тревожную тенденцию – рост приведенных выше цифр достигается в основном за счет вспомогательного персонала. Удельный вес исследователей уменьшился и составляет сейчас 49%. Средний возраст исследователей составляет 47,8 лет. На долю самых молодых научных работников (до 29 лет) приходится 17%, учёных самого активного возраста (30-39 лет) еще меньше — 13,1%. Эксперты связывают этот факт во многом с сохраняющимся на высоком уровне числом молодых ученых и специалистов, покидающих страну.
Первоочередной
задачей становится запуск эффективно
действующих социальных лифтов для
наиболее одаренной части молодежи,
способной сформировать кадровое ядро
инновационной экономики
Уровень занятости
В 2009 году экономически активное население в возрасте 15-29 лет насчитывало 19 690,3 тыс. чел., из них 2705,1 тыс. чел. значились как безработные. Уровень безработицы среди молодежи в этом году составлял 13,7%. По сравнению с предыдущими годами безработица среди молодежи, выросла, как и в целом среди населения, из-за мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. В наибольшей степени трудности с работой испытала молодежь в возрасте 20-24 лет, имеющая только среднее образование.
Молодые люди предпочитают роль наемных рабочих в чужом надежном бизнесе или на государственной службе. Лидирующие позиции в рейтинге «работодателей мечты» на протяжении уже ряда лет занимает «Газпром», на втором месте – Администрация Президента РФ, на третьем – МВД. Между тем, экономический кризис 2009 года ударил, в первую очередь, именно по молодым наемным специалистам. Согласно исследованиям Института комплексных стратегических исследований, от 46 до 63% наемных работников, уволенных за время экономического кризиса – молодые специалисты в возрасте до 30 лет. По данным опроса ФОМ, c ноября 2008 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в два с половиной раза: с 7% до 16–18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. О проблемах с трудоустройством говорят свыше трех четвертей опрошенных.
Применительно
к занятости молодежи важно использовать
возможности для
Сокращение
численности детей, подростков и
молодежи России приведет к росту
диспропорции в формировании трудовых
ресурсов, способных воспроизводить
и развивать материальный и интеллектуальный
потенциал страны, снижению объемов
подготовки квалифицированных кадров
в общеобразовательных, средних
профессиональных и высших учебных
заведениях, разрушению системы работы
с кадрами для народного