Стратегия развития молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Обобщающий индекс развития молодежи рассчитывается как среднее значение всех показателей его составляющих.
Важнейшим показателем, характеризующим креативный потенциал нации, является коэффициент изобретательской активности населения (количество патентных заявок на 10 тыс. населения). Результаты и социальные эффекты реализации стратегии состоят в повышении качества человеческого капитала молодежи как основного ресурса поступательного развития страны. Высокое качество человеческого капитала должно обеспечить достижение конкурентоспособности российской молодежи в деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ.docx

— 429.83 Кб (Скачать файл)
  1. Обеспечение культурной конкурентоспособности молодого поколения:
    • развитие творческого потенциала и возможностей реализации в культуре.

 

Проекция 2. Возрастная дифференциация

Каждый раздел, направление, мера учитывают специфику  трех возрастных когорт, объединяемых общим понятием «молодежь»: 1) от 14 до 17 лет; 2) от 18 до 25 лет; 3) от 26 до 30 лет.

Это единая линия развития, но каждый ее этап требует  особых инвестиций и внимания к своим  аспектам. Новые задачи предполагают проведение более дифференцированной политики: для молодежи 14-17 лет необходимо обеспечить эффективную профессиональную ориентацию, для молодежи 18-25 лет – выбор оптимальной образовательной траектории, обеспечивающей накопление человеческого капитала и создающий условия для повышения производительности труда, для молодежи 26-30 лет – рост профессиональной отдачи в рамках создаваемых в экономике высокопроизводительных рабочих мест.

 

Проекция 3. Типы решений 

Третьей проекцией  структуры являются различные требуемые  типы решений:

  1. институциональные изменения. Включая, роль Росмолодежи и КДМ в субъектах Российской Федерации; НПА; консолидацию ответственности и управления инвестициями в молодежь; создание, сети ресурсных центров, центров планирования образования и карьеры на метах и т.д.
  2. прямые инвестиции, целевые программы и специальные проекты.
  3. непрямые инвестиции. Стимулирование работы специальных НКО.
  4. мероприятия. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные задачи Стратегии 

Главные задачи в повестке дня молодежной политики: 1) формирование мировоззрения и 2) развитие компетенций молодого поколения.

В сознании должны быть закреплены следующие базовые  установки: «успешный человек в успешной стране»; патриотизм и гражданственность; здоровый образ жизни, бережное отношение к природе.

Ориентиром  деятельности является увеличение числа  молодых людей, обладающих следующим  набором востребованных компетенций:

  • креативное мышление, способность генерировать инновации;
  • коммерциализация идей, наличие предпринимательских навыков;
  • гражданское участие, осознанное и ответственное социальное поведение;
  • жизненная навигация, выстраивание карьерных траекторий;
  • проектное мышление, умение управлять проектами.

Для достижения заявленной цели, решения поставленных задач и создания обозначенных социальных эффектов деятельности необходим системный поход к ГМП и инвестиции в человеческий капитал (бюджетные ассигнования, фонды).  

 

Для обеспечения развития инновационной экономики молодежь должна стать основным объектов для инвестиций в человеческий капитал. Молодым людям необходимо создать условия и возможности для позитивного развития, предоставив дополнительные возможности для профессиональной и творческой самореализации, обеспечив территориальную, включая образовательную, мобильность, настроив работу «социальных лифтов».

 

 

3. Место молодежной политики  в социально-экономической политике

 

Молодежь  является единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно  и с небольшим временным периодом определяют характеристики страны. Современные  молодые люди через 5-15 лет объективно становятся основными носителями и  проводниками любых инициатив, людьми, принимающими решения во всех сферах общественной жизни. При этом молодежь, в силу отсутствия сложившихся социальных стереотипов, является и той социальной группой, на характеристики которой  можно влиять, корректировать модели ее поведения, задавать желаемый тип  общественного поведения. Недостаточное  внимание к молодежи в настоящее  время ставит под вопрос осуществление  плана преобразований страны и ее благосостояние в среднесрочной  перспективе.   

Современная инновационная экономика требует  и современного подхода к решению  проблемы кадрового обеспечения, подразумевающего комплексное развитие человеческого  капитала. Государственным приоритетом  должно стать развитие человека и  формирование условий для его  самореализации. Основным адресатом  такого подхода оказывается молодежь. Она составляет основу того социальной группы, представители которой еще  не утратили интерес к самосовершенствованию, способны к динамичной реакции на вызовы среды.

Первоочередной  задачей становится запуск эффективно действующих социальных лифтов для  наиболее одаренной части молодежи, способной сформировать кадровое ядро инновационной экономики России.

 

Молодежь - участник общественных отношений, чей потенциал (ресурс) развития способен совершить экономические преобразования, обеспечить бурный экономический рост, качественно изменить уровень жизни в стране.

 

 

Модель  развития человеческого потенциала, строящаяся на удовлетворении потребностей и устремлений человека, рассматривает  экономический рост как средство развития.  Вопрос развития человеческого  потенциала состоит в том числе  и в достижения устойчивого развития, получения прибыли, оптимизации  экономических условий. Вопросы  влияния профессиональной подготовки, качества кадров, наличия квалифицированных  специалистов на экономику регионов в экономической теории изучены  достаточно хорошо. Вместе с тем, во второй половине первого десятилетия XXI века, проблема человеческого потенциала открылась в новой перспективе. Это связано, в первую очередь, с  выделением нового социального слоя, характеризуемого как креативный класс. Развитие креативного класса напрямую связано с экономическим успехом страны и отдельных территорий.

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени  становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных  областях человеческой деятельности.

  В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам,  как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

Креативная экономика — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности – становится ключевым драйвером развития3. В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы. Поскольку креативность – это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только уяснив себе феномен роста этого нового класса и его характерные ценности, мы будем в состоянии понять природу масштабных и на вид изолированных изменений в нашем обществе и более рационально планировать будущее»4.

Оттеснив традиционные факторы  успеха – хорошую инфраструктуру, местоположение, природные ресурсы  – на первый план вышли человеческие способности, мотивации, воображение и отношения 5. Креативность рассматривается как важнейший фактор формирования современного жизненного уклада и необходимый атрибут успешного развития новой экономики.

Важнейшей характеристикой  инновационно-креативной экономики является наличие индустрии инноваций, под которой понимается сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе.  Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер. Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках. «Креативные отрасли» - сферы, основой которых является личные творческие способности, навыки и таланты и у которых есть возможности по увеличению благосостояния и количества рабочих мест с помощью создание и использование интеллектуальной собственности.

Творческие  индустрии – быстро растущий сектор экономики. С одной стороны, они  обеспечивают мобильность, выход на глобальный рынок, формируют проектное  мышление, используют множество разнообразных  ресурсов, способствуют развитию человеческой индивидуальности и доверия в  обществе. С другой стороны, творческие индустрии способствуют новому пониманию  многообразия мира, развитию и сохранению культуры, истории и традиций, возрождению  городов и формированию городского пространства.

Творческие  индустрии становятся не только важнейшим  сектором экономики, но и важным имиджевым  механизмом, имеющим символическое  значение для государств и регионов. Творческие индустрии также являются важным показателем в различных  условиях существования разных стран и регионов и определяют потенциал развития страны и общества:

1) формируется  творческая городская среда;

2) инвестируются  финансовые ресурсы в креативных  людей, а также инновации для  сферы культуры в целом;

3) формируется  востребованность творческого потенциала  через создание новых рабочих  мест;

4) разработка  и продвижение интеллектуального  продукта;

5) поддержание  экономической, культурной и политической  коммуникации – «обратная связь  между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным  удовлетворением и мобильность»;

6) выход из  экономического кризиса, связанного  с реструктуризацией и модернизацией  экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;

7) выход из  политического кризиса - новые  управленческие кадры, методы  и идеи, приход новой власти;

8) новый имидж  и формирование идентификации,  возрождение регионов и пространств;

9) решение  социальных задач - развитие местных  сообществ и их интеграция, и  диалог сообществ.

 

Воспитание  и образование креативного и  талантливого молодого поколения должно стать решающим фактором, но одного этого недостаточно. Чтобы добиться реального успеха, России, подобно  многим другим промышленно развитым странам, необходимо научиться использовать глобальные потоки таланта. Российские города должны приобрести прочный статус городов мирового класса, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержать местные таланты от соблазна найти себе более подходящий креативный климат.

 

Инвестиции в молодежь это не только принципиально новый  уровень расходов государства на молодежные проекты, но и принципиально  новое понимание места молодежи в обществе, предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, условий  и возможностей, но и обеспечение  реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активное вовлечение в жизнь общества, возможность ее развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической  сферах.

 

 

 

4. Варианты (сценарии) развития  потенциала молодежи 

Стратегия должна обозначать сценарии развития молодежной политики, предусматривать  основные риски,

5. Этапы реализации Стратегии 

6. Национальная молодежная  политика

V. Формирование мировоззрения  молодежи 

1. Инновации

2. Патриотизм 

 

Необходимо дополнить «военную»  тематику подвигами наших ребят  в Чечне и Дагестане, примерами  проявления героизма по защите Отечества  в другие исторические эпохи (например, оборона Смоленска от поляков  во времена Смуты и т.д.). Включить в проект и тематику «мирную»: показывать подвиги людей в мирное время, рассказывать о людях прославивших Россию и регион мирным трудом, своим  творчество (поэты, писатели, художники, ученые и т.д.), воспитывать патриотизм и на «географической» тематике: в  России столько уникальных природных  мест, которыми можно гордиться.

Основным направлением данного  направления могла бы стать работа по формированию в молодежной среде  уважительного отношения к культуре других народов, решение проблемы межнациональной  розни, экстремизма и т.д. С учетом большого количества наций, народностей, проживающих на территории России, этот можно было бы начать реализовывать  с организации внутрироссийского  молодежного туризма.

 

 

3. Нравственность 

Блок работы с молодежью, направленной на пропаганду общечеловеческих ценностей, ценностей российского общества: ценность семьи, забота о старшем  и младшем поколении, уважение к  старшему поколению, дружбы народов  и взаимопомощи в сложных ситуациях  и т.д. Кроме того, необходимо отказаться от термина «толерантность» и  заменить его на «дружбу», «взаимопонимание»  и «взаимопомощь», «солидарность» и  т.д.

 

4. Правосознание

Правовое  просвещение молодежи, воспитание в  ней уважительного отношения  к российским законам, непринятием  коррупции и устранения «правового нигилизма» в молодежной среде.

Формирование  нового поколения молодежи уважающей  закон, у которого «не модно» заниматься нарушением закона. В последствии, это  даст существенное снижение уровня преступности, налоговых нарушений, нарушений  правил ПДД и т.д.

Вопрос носит  и другой практический характер –  повышение уровня электоральной  активности в молодежной среде через  повышение статуса в миропонимании  молодежи понятия «Обязанность Гражданина».

 

5. Здоровый образ жизни 

В числе первоочередных задач по формированию здорового  образа жизни в молодежной среде  следует назвать:

1. Организацию информационно-исследовательских мероприятий, направленных на противодействие и борьбу с асоциальными явлениями, пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде:

Информация о работе Стратегия развития молодежи