Субкультура молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы и заключается в том, чтобы внимательно изучить явление молодежной субкультуры.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и понятие молодежной субкультуры;
- рассмотреть основные подходы к изучению субкультуры;
- охарактеризовать типы и виды субкультуры;
- рассмотреть значение субкультуры как фактора социализации;
- выявить особенности и обосновать методику психолого-педагогической работы с представителями субкультурных молодежных объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Сущность, содержание и виды субкультурных объединений молодежи ………………………………………………………………………… 4
1.2. Основные подходы (в психолого-педагогической литературе) к исследованию субкультуры …………………………………………………… 13
1.3. Субкультура как фактор социализации …………………………… 21
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1. Формы и методы психолого-педагогической работы с представителями субкультурных объединений ............................................... 26
2.2. Опытно-экспериментальные работы с представителями молодежных субкультур .................................................................................... 31
2.3. Практическая работа ......................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 47

Файлы: 1 файл

субкультура молодежи.docx

— 93.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

1.1. Сущность, содержание и виды субкультурных объединений молодежи ………………………………………………………………………… 4

1.2. Основные подходы (в психолого-педагогической литературе) к исследованию субкультуры …………………………………………………… 13

1.3. Субкультура как фактор социализации …………………………… 21

ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

2.1. Формы и методы психолого-педагогической  работы с представителями субкультурных  объединений ............................................... 26

2.2. Опытно-экспериментальные  работы с представителями молодежных  субкультур .................................................................................... 31

2.3. Практическая работа ......................................................................... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой нашей работы является проблема субкультурных объединений молодежи.

Изучение неформальных молодежных объединений – относительно новое направление для гуманитарных наук. Сами субкультурные объединения как таковые  возникли в середине XX века. А их широкое распространение связано с появлением постмодернизма и его постепенно растущим влиянием, которое достигло своего апогея в конце XX века.

Научный интерес к субкультурам молодежи сформировался только в 60-х годах того же столетия. Кроме того, следует учесть, что до конца 80-х годов в отечественной науке господствовало отношение к субкультуре как к социальной аномалии, которую надо изучать только для того, чтобы найти способ ее исправить. Но даже после того, как отношение к субкультурным объединениям молодежи изменилось к лучшему, исследования в этой области оставались достаточно разрозненными, и многие явления выпадали из поля научного зрения.

Также не следует забывать, что субкультурные объединения – явление весьма динамичное, и большинство исследований быстро устаревает и теряет свою актуальность.

Между тем знание о молодежных субкультурах необходимо социуму. Отсутствие такого знания порождает непонимание и неприятие между подростками и молодежью с одной стороны и людьми среднего и старшего возраста с другой. Поэтому необходимы исследования, которые осветили бы современное состояние молодежных субкультур и заполнили существующие пробелы.

Это обусловливает актуальность нашей работы.

Цель работы и заключается в том, чтобы внимательно изучить явление молодежной субкультуры.

В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:

- определить сущность  и понятие молодежной субкультуры;

- рассмотреть основные  подходы к изучению субкультуры;

- охарактеризовать типы  и виды субкультуры;

- рассмотреть значение  субкультуры как фактора социализации;

- выявить особенности  и обосновать методику психолого-педагогической  работы с представителями субкультурных молодежных объединений.

Объектом данного исследования являются представители молодежных субкультур.

В качестве предмета в данной работе рассматривается психолого-педагогическая помощь представителям молодежных субкультур в процессе социализации.

Для решения поставленных задач использовались следующие общетеоретические методы.

Теоретико-методологические:

- анализ психолого-педагогической, философской, и специальной литературы  по исследуемой проблеме.

Эмпирические методы:

- педагогическое наблюдение, содействовавшее накоплению и  фиксации фактического материала;

- исследовательские беседы  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

 

    1. Сущность, содержание и виды субкультурных

объединений молодежи

 

Субкультура – специфический образ жизни, реализация потребности в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодежная субкультура.

«Субкультура (лат. sub – под и cultura – культура; подкультура) в социологии и культурологии – часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами».1

Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. 2

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодежных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы».3 Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростками и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Субкультуру можно рассматривать как:

- совокупность некоторых  негативно интерпретированных норм  и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры  определенного слоя общества;

- особую форму организации  людей (чаще всего молодежи), автономное  целостное образование внутри  господствующей культуры, определяющее  стиль жизни и мышления ее  носителей, отличающееся своими  обычаями, нормами, комплексами ценностей  и даже институтами;

- трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску..4

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.

Формирование молодежных субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это – социальная и экономическая неустойчивость общества. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.

Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодежных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры.5 Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.6 В молодежных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 21-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифопоэтический анализ.

Имидж для представителя субкультуры – это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример – денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая Лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга – неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур – это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов – это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой – символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

- Молодежь, живет в общем  социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и  его основных институтов не  мог не отразиться на содержании  и направленности молодежной  субкультуры. Каково общество –  такова и молодежь, следовательно, и молодежная субкультура.

- Кризис института семьи  и семейного воспитания, подавление  индивидуальности и инициативности  ребенка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так  и педагогов, всех представителей  «взрослого» мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а  с другой – к прагматизму  и социальной неадаптированности  и к проявлениям противоправного  или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания  порождает агрессивную молодежь.

- Коммерциализация средств  массовой информации, в какой-то  мере и всей художественной  культуры, формирует определенный  образ субкультуры не в меньшей  степени, чем основные агенты  социализации – семья и система  образования. Ведь именно просмотр  телепередач наряду с общением  наиболее распространенный вид  досуговой самореализации. Во многих  своих чертах молодежная субкультура  просто повторяет телевизионную  субкультуру.

Молодежная субкультура – искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.7 Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями.

Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».8

Информация о работе Субкультура молодежи