Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа
Цель работы и заключается в том, чтобы внимательно изучить явление молодежной субкультуры.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и понятие молодежной субкультуры;
- рассмотреть основные подходы к изучению субкультуры;
- охарактеризовать типы и виды субкультуры;
- рассмотреть значение субкультуры как фактора социализации;
- выявить особенности и обосновать методику психолого-педагогической работы с представителями субкультурных молодежных объединений.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Сущность, содержание и виды субкультурных объединений молодежи ………………………………………………………………………… 4
1.2. Основные подходы (в психолого-педагогической литературе) к исследованию субкультуры …………………………………………………… 13
1.3. Субкультура как фактор социализации …………………………… 21
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1. Формы и методы психолого-педагогической работы с представителями субкультурных объединений ............................................... 26
2.2. Опытно-экспериментальные работы с представителями молодежных субкультур .................................................................................... 31
2.3. Практическая работа ......................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 47
Психолого-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие подростку в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.
Индивидуальная работа с представителями молодежных субкультур осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между специалистом и подростком; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию сторон.
Специалист, работающий с представителями молодежных субкультур должен учитывать, что во время переходного возраста, который характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил, следует проводить работу исходя из развивающихся в подростке качеств, критичность, доверчивость, импульсивность, конфликтность и др. С представителями субкультуры может проводиться следующая работа: индивидуальная, групповая, профилактическая, коррекционная, консультативная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежная субкультура – это культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Субкультуры не являются инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.
Анализ научной литературы подтвердил, что необходимость глубокого изучения проблем связанных с молодежными субкультурами очень важна для будущих поколений.
Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось изучить молодежные субкультуры и составить методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков, входящих в молодежные субкультурные объединения.
Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.
2. Подросток может попасть
в субкультуру по разным
3. Специалист, работающий с представителями молодежных субкультур должен учитывать, что во время переходного возраста, который характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил, следует проводить работу исходя из развивающихся в подростке качеств, таких как критичность, доверчивость, импульсивность, конфликтность и др.
4. С подростками –
В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования: наблюдение (включенное и не включенное), изучение продуктов деятельности, изучение психолого-педагогической литературы, сбор и фиксация информации по исследуемой проблеме.
В результате выявленных аспектов были разработаны методические рекомендации для воспитателей, педагогов, классных руководителей и других специалистов, работающих с представителями молодежных субкультур.
В ходе нашего исследования были решены поставленные задачи:
1. Мы охарактеризовали молодежные субкультуры, раскрыли их историю и значение.
2. Выявили принадлежность подростков к молодежным субкультурам.
3. Разработали методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков, входящих в молодежные субкультурные объединения.
Базисными видами деятельности специалистов, социальных, психологических, педагогических служб по работе с представителями молодежных субкультур являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультативная деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Социометрия
- Кого из класса ты пригласил бы на день рождения домой?
- С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?
Анкета для подростков.
Дорогие друзья. Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Она разработана специально для того, чтобы уточнить отношение современного общества к представителям молодежных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителях различных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этих непростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Закончите предложение: Подростковая субкультура (молодежное объединение) – это …
2. Какие вы знаете подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?
3. Как Вы считаете, какие
из перечисленных вами
4. Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как: готы, эмо, панки, рэперы, экстремалы, скинхеды?
5. Делятся ли молодежные субкультуры на позитивно и негативно настроенные?
- да
- нет
- не знаю
6. Если вы ответили да на предыдущий вопрос, то разделите все субкультуры, которые вы знаете на два столбика
Позитивно настроенные Негативно настроенные
7. Считаете ли вы себя
представителем какой-нибудь
8. Оцените, пожалуйста, свое
отношение к представителям
9. Как вы считаете, почему молодые люди становятся членами молодежных объединений?
10. Возраст
11. Школа
12. Класс
13. Ф.И.О.
Спасибо.
Приложение 2
Анкета для учителей.
Уважаемые учителя! Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Она разработана специально для того, чтобы уточнить отношение современного общества к представителям молодежных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителях различных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этих непростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Закончите предложение: Подростковая субкультура (молодежное объединение) — это …
2. Какие вы знаете подростковые субкультуры, неформальные молодёжные объединения?
3. Как вы считаете, какие из перечисленных вами субкультурных объединений представлены в нашем городе?
4. Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как: готы, эмо, панки, рэперы, экстремалы, скинхеды?
5. Делятся ли молодежные
субкультуры на негативно
- да
- нет
- не знаю
6. Если вы ответили на предыдущий вопрос, то разделите все субкультуры, которые вы знаете на два столбика
Позитивно настроенные Негативно настроенные
7. Принадлежали ли вы
в юности к какой-нибудь
8. Есть ли в вашем
классе представители каких-
9. Оцените, пожалуйста, свое
отношение к представителям
10. Как вы считаете, почему
молодые люди становятся
Спасибо.
Приложение 3
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Она разработана специально для того, чтобы уточнить отношение современного общества к представителям молодежных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителях различных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этих непростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Закончите, пожалуйста, предложение: Подростковая субкультура (молодежное объединение) — это …
2. Какие вы знаете подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?
3. Как вы считаете, какие
из перечисленных вами
4. Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как: готы, эмо, панки, рэперы, экстремалы, скинхеды?
5. Делятся ли молодежные
субкультуры на негативно
- да
- нет
- не знаю
6. Если вы ответили на предыдущий вопрос, то разделите все субкультуры, которые вы знаете на два столбика
Позитивно настроенные Негативно настроенные
7. Принадлежали ли вы
в юности к какой-нибудь
8. Принадлежит ли ваш
сын/дочь к какой-нибудь
9. Оцените, пожалуйста, свое
отношение к представителям
10. Как вы считаете, почему
молодые люди становятся
Спасибо.
1 http://ru.wikipedia.org/wiki/
2 Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. - СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
3 Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
4 Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам – представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома; 2004.
5 Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
6 Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры – М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
7 Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере - М: Педагогика, 1990.
8 Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
9 Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере - М: Педагогика, 1990.
10 Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.