Субкультура молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы и заключается в том, чтобы внимательно изучить явление молодежной субкультуры.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и понятие молодежной субкультуры;
- рассмотреть основные подходы к изучению субкультуры;
- охарактеризовать типы и виды субкультуры;
- рассмотреть значение субкультуры как фактора социализации;
- выявить особенности и обосновать методику психолого-педагогической работы с представителями субкультурных молодежных объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Сущность, содержание и виды субкультурных объединений молодежи ………………………………………………………………………… 4
1.2. Основные подходы (в психолого-педагогической литературе) к исследованию субкультуры …………………………………………………… 13
1.3. Субкультура как фактор социализации …………………………… 21
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1. Формы и методы психолого-педагогической работы с представителями субкультурных объединений ............................................... 26
2.2. Опытно-экспериментальные работы с представителями молодежных субкультур .................................................................................... 31
2.3. Практическая работа ......................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 47

Файлы: 1 файл

субкультура молодежи.docx

— 93.95 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогическая помощь представителям молодежных субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека и имеет характер диалектического компромисса при следующих условиях:

- при безусловном принятии  воспитанника, какие бы идеи он  ни разделял, информирование его  о возможных социальных санкциях,

- при выстраивании диалога  между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов,

- при организации движения  мысли в диалоге от субъективных  смыслов школьника к социокультурным  значениям, оснащение воспитанника  недостающими средствами понимания  и самовыражения.

На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой представляется возможным сформулировать еще одно условие психолого-педагогической помощи представителям юношеских субкультур – адекватность имиджа педагога, т.е. субъекта помощи молодежной субкультуре, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.28

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя является важным составляющим имиджа. В этом случае стоит говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания психолого-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности.

Психолого-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-данс, граффити, ролевые игры и т.д.). Кроме этого, педагог может владеть смежными с субкультурными видами деятельности, например: акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн и другое.

Необходимым условием успешности психолого-педагогической помощи представителям молодежных субкультур является характер взаимодействия педагога и подростка. Конструктивный диалог между педагогами и представителями молодежных субкультур предполагает:

- наличие договора как  культурного механизма, регулирующего  отношения между педагогом и  подростком;

- общение должно строиться  исходя из безусловного принятия  воспитанника, какие бы идеи он  не разделял и не пропагандировал;

- консультирование воспитанника  о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем  социализации;

- эмоциональная поддержка  как самого акта, так и принципа  свободы выбора;

- оснащение воспитанников недостающими средствами самопонимания.29

Важным условием эффективности психолого-педагогической помощи подросткам – представителям молодежных субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует:

- раскрепощению, принятию  воспитанником себя;

- овладению воспитанником  различными вариантами самопредъявления  в социально приемлемых формах;

- освоению воспитанником  способами решения коммуникативных  задач (в том числе конструктивного  диалога с взрослыми, с представителями других субкультур).

Организация экспериментирования и самовыражения в сфере молодежной субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет психолого-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере молодежной субкультуры педагог должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся.30

Как показывают многочисленные исследования, в значительной части общеобразовательных учреждений создание площадок для экспериментирования на материале молодежной субкультуры затруднено вследствие особенностей сложившейся воспитательной организации, поэтому чаще всего данную составляющую рекомендуют реализовывать во внешкольной среде (детские центры, учреждения дополнительного образования, учреждения социального обслуживания молодежи и т.п.).

 

2.2. Опытно-экспериментальные  работы с представителями молодежных  субкультур

 

Основная часть опытно-экспериментальной работы с представителями молодежных субкультур осуществлялась на базе творческого объединения «Фолк-группа «Живой огонь» муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец молодежи».

Методика оказания психолого-педагогической помощи представителям молодежных субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаются в рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так, организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе. Обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из подростков особенная. Возникающее у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы с воспитанником.

Деятельность специалиста по оказанию психолого-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

- создание в группе  позитивного эмоционального климата;

- получение подростком  опыта конструктивного взаимодействия  с окружающими;

- расширение знаний о  способах и вариантах выражения, представления себя другим;

- приобретения опыта самовыражения  в этой группе;

- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений  символов и смыслов, присущих  различным субкультурам, осознание  своих индивидуальных особенностей.

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы представители субкультур чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.

Расширение представлений о способах и вариантах самовыражения представляет собой консультирование подростков с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

Приобретение учащимися опыта самовыражения в группе – здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на различных инструментах разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.

Освоение способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры – в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.

Психолого-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий, направленных на гармонизацию отношений с окружающими.31

Индивидуальная работа осуществлялась в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.

Эмпирическими доказательствами правомерности данных выводов является наличие значительного числа воспитанников, у которых разрешение проблем социализации осуществилось оптимальным способом. В частности у участников экспериментальной группы, значительно снизился уровень тревожности, отмечался рост самоуважения, интеллектуальной самостоятельности, повышение уровня сложности и дифференцированности культурных интересов, наблюдалось возрастание показателей по шкале интернальности, улучшился характер общения и межличностных отношений. У старшеклассников, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, были зафиксированы социально одобряемые жизненные планы, позитивная социальная идентификация.

 

2.3. Практическая  работа

 

Исследовательская работа по этой теме велась в несколько этапов.

На первом этапе нами было опрошено 117 подростков, которым необходимо было ответить на два вопроса, вошедшие в дальнейшем в состав анкеты: «Какие вы знаете, подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?» и «Как Вы считаете, какие из перечисленных субкультур представлены в нашем городе?». По результатам этого опроса были выделены субкультуры, которые поочередно вносили в анкету для получения их описательной характеристики от респондентов.

На следующей стадии исследования были разработаны анкеты для подростков (Приложение 1), их родителей (Приложение 2) и учителей (Приложение 3). Целью этого анкетирования было уточнение отношения современного общества к представителям молодежных субкультур. А также выяснение знаний всех субъектов взаимодействия о представителях различных субкультур, и изучение общественного мнения о том, почему молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений. Эти анкеты заполнили 117 подростков, 26 родителей и 10 учителей. Так как более 2 /3 вопросов анкет носили открытый характер, то при обработке полученных ответов использовался метод контент-анализа.

На этом этапе 117 подростков пошли процедуру социометрического исследования в своих классных коллективах, для проверки данных многих исследователей о том, что в неформальные молодежные объединения вступают зачастую «отверженные» подростки, не нашедшие понимания в формальных коллективах. Затем из всех опрошенных подростков были выбраны 8 молодых людей причисляющих себя к той или иной молодежной субкультуре и столько же не причисляющих, того же пола и возраста. Все отобранные подростки прошли процедуру тестирования по вопросникам: Басса Дарки «Состояния агрессии», Г.Н. Казанцевой «Общая самооценка».

На заключительном этапе исследования все собранные материалы были проанализированы и интерпретированы.

Первым вопросом анкеты тестируемым необходимо было закончить предложение «Молодежная субкультура – это…» Этим вопросом мы пытались выяснить понимание данного определения в обществе. В подростковой выборке получилось, что субкультуры в первую очередь это возможность для молодых людей общаться и взаимодействовать, затем это притяжение общих интересов, ценностей и увлечений и, наконец, это определенные занятия (музыка, спорт и т.д.), поведение людей.

Молодежь в своих анкетах упоминает о 32 разновидностях субкультур, при этом в среднем каждый подросток смог выделить по 4-5 субкультур. Это говорит о хорошей осведомленности и заинтересованности молодых людей в данном вопросе. Но большинство голосов получили лишь 14 субкультур. На их долю приходиться примерно 90% от всех выборов, в то время как на остальные 18 субкультур лишь 10 %. Таким образом, услышав словосочетание, молодежные субкультуры подростка в первую очередь приходят в голову такие неформальные объединения как: панки, скинхеды, эмо, готы и хиппи. В то же время родители подростков выделили 20 субкультур, а учителя знают 16. Не смотря на то, что взрослые назвали гораздо меньше субкультурных объединений молодежи, чем подростки, оказалось, что родители и учителя неплохо осведомлены о самых популярных субкультурных направлениях молодежи.

Среди наиболее популярных субкультур в нашем городе представлены: эмо, готы, рокеры, байкеры, меломаны, рэперы,  панки, анархисты, хиппи,  экстремалы, металлисты и скинхеды.

В своем исследовании мы выявили 30 представителей неформальных молодежных объединений, что говорит о том, что каждый четвертый подросток принадлежит к той или иной субкультуре. Эти тридцать подростков неравномерно распределились по восьми субкультурам. А именно: готы, эмо, рэперы, панки, меломаны, ди-джеи, экстремалы, рокеры.

Отметим, некоторые из тех субкультур, которые, по мнению большинства подростков, присутствуют в нашем городе, нам найти не удалось. Например, скинхеды, анархисты, хиппи. И наоборот, те субкультуры, в представленность которых верят лишь немногие подростки, обнаружились в нашем исследовании. Например, меломаны, экстремалы (в том, что они есть в Таганроге, уверены лишь 4 подростка).

Информация о работе Субкультура молодежи