Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа
Цель работы и заключается в том, чтобы внимательно изучить явление молодежной субкультуры.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и понятие молодежной субкультуры;
- рассмотреть основные подходы к изучению субкультуры;
- охарактеризовать типы и виды субкультуры;
- рассмотреть значение субкультуры как фактора социализации;
- выявить особенности и обосновать методику психолого-педагогической работы с представителями субкультурных молодежных объединений.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Сущность, содержание и виды субкультурных объединений молодежи ………………………………………………………………………… 4
1.2. Основные подходы (в психолого-педагогической литературе) к исследованию субкультуры …………………………………………………… 13
1.3. Субкультура как фактор социализации …………………………… 21
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1. Формы и методы психолого-педагогической работы с представителями субкультурных объединений ............................................... 26
2.2. Опытно-экспериментальные работы с представителями молодежных субкультур .................................................................................... 31
2.3. Практическая работа ......................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 47
Возможно, это получилось, вследствие неискренности тестируемых подростков, например, признать себя скинхедом или сатанистом довольно рискованно, учитывая отношение общества к идеологии этих субкультур. Другой причиной может оказаться недостаточное знание молодыми людьми символики различных субкультур, так опираясь только на внешний вид и поведение подростка очень сложно сказать, кто перед тобой представитель готов, панков, эмо или сатанистов.
Хотя испытуемыми было названо большое количество субкультур, но описательная характеристика отдельных субкультур, у многих вызывала трудности. Эти характеристики демонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе. В некоторых случаях эти стереотипы ошибочны, а в некоторых верны. С помощью качественного контент-анализа мы выделили несколько смысловых групп, которые являются составляющими стереотипа о той или иной молодежной субкультуре.
Готы. Одеваются, красятся в черное; ходят на кладбище; слушают готическую музыку; пессимисты, думают о смерти; занимаются черной магией; общаются; читают книги о демонах; вешают кошек; ерундой страдают; проходят посвящение; рисуют рисунки; курят траву.
Экстремалы. Занимаются экстремальными видами спорта; ищут острые ощущения; получают удовольствие от трюков. Рискуют жизнью; делают то, что не могут другие, покоряют неизведанные места; занимаются ерундой; ведут здоровый образ жизни.
Меломаны. Слушают разную музыку; собираются, обмениваются записями, своими мыслями о музыке.
Скинхеды. Бьют, мучают не русских; бреют головы; борются за чистоту арийской крови; пьют; курят в общественных местах; не уважают окружающий их порядок; общаются; пишут листовки.
Ди-джеи. Делают клубную музыку; ставят на дискотеке музыку, проводят дискотеки; обмениваются музыкой; слушают клубную музыку; хорошо разбираются в музыке; танцуют; пьют пиво; тусуются на дискотеке.
Панки. Слушают рок музыку; употребляют спиртное; курят в общественных местах; выбривают ирокезы, красят волосы; беспределят; носят «косухи»; не моются; веселятся; общаются; употребляют наркотики.
Рэперы. Слушают рэп; читают рэп; ходят в рэперской одежде: широкие сползающие штаны, кепка; сочиняют рэп; рисуют на стенах; гуляют, тусуются в подъездах; курят траву; стараются быть крутыми; танцуют брейк-данс; веселятся; пьют алкоголь; катаются на скейте; курят; общаются.
По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: рэперы, панки и готы. Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, рэперами и ди-джеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхеды, панки, и рэперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхеды и панки. Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивные субкультуры, и завуалировано негативные, и нейтрально-позитивные.
Многие стереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Почему принято относиться, например, к панкам – отрицательно? Потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.
70% опрошенных считают, что субкультуры делятся на негативно и позитивно настроенные. Однако не редко испытуемые затруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Почему? Возможно, некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы. Может быть, многие слабо представляют деятельность каких-то объединений. А может у подростка есть знакомые, представляющие какую-либо субкультуру, но к одному они хорошо относятся, а к другому – плохо. Кроме того, вероятно, кто-то не мог разделить личные отношения к представителю, и деятельность этой организации.
Итак, по мнению наших респондентов, самым деструктивным поведением отличаются скинхеды (их индекс - 61), следующими в черном списке значатся панки (индекс - 43), далее готы (- 15) и т.д. Лидерами в позитивном списке стали экстремалы (+ 36), затем ди-джеи (+ 35), затем рэперы (+ 26) и т.д.
В целом можно выделить незначительное преобладание «позитивных» субкультур над «негативными». Субкультур с деструктивным поведением выделено меньше, и в основном все отрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах. Список позитивно настроенных субкультур больше, но значения по каждой субкультуре меньше.
Анализируя оценку отношения к представителям молодежных объединений вообще, в пределах от - 7 до + 7 баллов, мы столкнулись с тем, что многие продемонстрировали полное безразличие, т.е. выразили свое отношение, оценкой «0».
В классах, где был высок процент неформальной молодежи, обычные их сверстники, как раз оценивали свое отношение к тем, кто является представителем субкультур в основном положительно, хотя и выражали негатив по отношению к самим неформальным объединениям. В среднем отношение к представителям неформальных объединений среди молодежи положительное.
Сами представители молодежных объединений гораздо реже выражали свое безразличие к себе подобным. Значит, не смотря на то, что не все субкультуры живут в мире и согласии друг с другом, они, по крайней мере, не безразличны друг другу.
Среди учителей так же встретились те, кто когда-то считался неформальной молодежью, их доля 37%. У 12% в классе были или есть неформальная молодежь. 25% одобряют это, а 12% нет. Учителя относятся к представителям субкультур также в основном положительно.
Выясняя с помощью анкет, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, мы выделили со слов опрашиваемых восемь основных причин, которые предлагаем в нисходящем по значимости порядке.
- Приобретение новых друзей с общими интересами.
- От скуки.
- Самовыражение.
- Просто нравится.
- Скромные, непонятые, ищут поддержки.
- Мода, за компанию.
- Ищут новые ощущения.
- По глупости.
Таким образом, по нашим данным, молодые люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей или потому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они могли реализовывать свою потребность в принадлежности к группе. Некоторые из выявленных нами причин сходятся с данными других авторов (стремление к защищенности, подражание, группирование, эмоциональная насыщенность общения), некоторые нет.
Многие исследователи этого вопроса (например, И.П. Башкатов) утверждали, что подростков в неформальные объединения толкают непринятие их формальными, классными коллективами. Для проверки этого утверждения мы провели в шести классах социометрическое исследование.32
Как отмечает Розин, многие ребята, приходя в молодежную субкультуру, эффективным образом удовлетворяют свои нормальные потребности, а после выхода из движения они, как правило, уже не страдают подростковыми комплексами: не бунтуют по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поток приключений, все это остается в прошлом.
Затем в тех же группах был роздан вопросник Г.Н. Казанцевой «Общая самооценка», так как нами было выдвинуто предположение, что молодые люди могут тянуться к неформальным молодежным объединениям, чтобы повысить свою самооценку. Самооценка измерялась в диапазоне от -10 до +10. Средний балл и в той и в другой выборке находился в пределах средней самооценки. Однако количественные показатели у группы неформалов несколько выше (средний балл первой группы - 2,38, средний балл второй группы - 1,75 балла). Таким образом, можно говорить только о тенденции к росту самооценки и представителей молодежных субкультур.
Итак, сформулируем ряд выводов:
1. В целом отношение общества к представителям молодежных субкультур снисходительно безразличное.
2. В настоящее время подростки очень хорошо осведомлены о субкультурах, больший интерес мои вопросы вызывали и у учителей. Многие родители отвечали на вопросы анкеты формально, безразлично, оставляя вопросы без ответа.
3. Стереотипы отношения к различным субкультурам влияют на восприятие только незнакомых людей. Если мы не знаем человека, но видим что он относится к определенной субкультуре, мы, имея негативное отношение именно к этой субкультуре, будем относиться негативно и непосредственно к этому человеку, а не зная того, что он причисляет себя к той или иной группе мы можем относиться к нему положительно.
4. Принадлежность подростков к субкультурам может способствовать повышению их самооценки.
5. Вступление подростков в субкультуры не зависит от их статуса в формальных группах (в классах).
По итогам проведенных диагностик можно наметить такие формы работы как: составление психолого-педагогических рекомендаций в работе с подростками входящими в субкультуры, организация свободного времени учащихся.
Нами были предложены психолого-педагогические рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры.
Направления работы:
- Работа с родителями.
- Работа с группой.
- Организация свободного времени, включение в положительные виды деятельности.
- Индивидуальная работа.
Важное направление в психолого-педагогической работе с представителями субкультурных направлений – работа с родителями «неформалов». Прежде всего, это:
- изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье;
- формирование у родителей понимания значимости разумной организации свободного времени их детей;
- включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность;
- создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных праздников, торжеств, совместное чтение, посещение музеев, театров и так далее;
- культивирование в семье совместной добротворческой деятельности (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях и т.д.);
При работе с группой крайне важно изучить тех, кто обладает наивысшим статусом в группе неформального общения – неформальных лидеров. Лидерство – одна из форм общественной активности личности в группе.
При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:
- переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу, в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы;
- включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;
- приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.
Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся:
- забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;
- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;
- организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;
- обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;
- организация общения учащихся как особого вида их деятельности, формирование культуры общения;
- использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;
- создание необходимых условий для включения каждого учащегося во внеучебную деятельность с учетом его интересов, возраста, пола, необходимости оказания педагогической поддержки.
Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:
1 этап – организационный: выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся; создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды); определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений; анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).
2 этап – непосредственная организация внеучебной деятельности подростков.
3 этап – подведение итогов: творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции); соотношение результатов с поставленными вначале целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).
Специалисту, работающему с представителями молодежных субкультур необходим, прежде всего, индивидуальный подход к каждому участнику группы. Надо делать упор на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.
В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.