Субкультура молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы и заключается в том, чтобы внимательно изучить явление молодежной субкультуры.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и понятие молодежной субкультуры;
- рассмотреть основные подходы к изучению субкультуры;
- охарактеризовать типы и виды субкультуры;
- рассмотреть значение субкультуры как фактора социализации;
- выявить особенности и обосновать методику психолого-педагогической работы с представителями субкультурных молодежных объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Сущность, содержание и виды субкультурных объединений молодежи ………………………………………………………………………… 4
1.2. Основные подходы (в психолого-педагогической литературе) к исследованию субкультуры …………………………………………………… 13
1.3. Субкультура как фактор социализации …………………………… 21
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1. Формы и методы психолого-педагогической работы с представителями субкультурных объединений ............................................... 26
2.2. Опытно-экспериментальные работы с представителями молодежных субкультур .................................................................................... 31
2.3. Практическая работа ......................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 47

Файлы: 1 файл

субкультура молодежи.docx

— 93.95 Кб (Скачать файл)

В ряде исследований (Марк Абрамс и др.) молодежная субкультура рассматривалась с позиций молодежного потребительства и интерпретировалась как форма массовой культуры. Было зафиксировано возникновение в конце 50-х гг. новой потребительской группы, которая возникла и стала необычайно важной для многих компаний, производящих молодежную продукцию. Как новая потребительская группа молодежь отличалась не своим «неправильным» поведением, а особенностями поведения и выбора на рынке, и именно этот новый спектр молодежных выборов открывал новые горизонты «подростковой культуры». Потребительство молодежи концентрировалось в тех сферах, в которых происходило наиболее бурное послевоенное развитие: подростки покупали больше всего одежды, обуви, спиртных напитков и табачных изделий, конфет и шоколада, закусок, тратили много денег на кино, театр, журналы, газеты, пластинки и книги. При этом потребляемые товары с точки зрения молодежи были специфичны по отношению к товарам для «взрослых», что позволяло посредством потребления утверждать молодым людям свою идентичность. Определение молодежной культуры как формы массовой культуры представило молодежь как объект контроля и манипуляции со стороны капиталистического медиа-рынка, а субкультуры – как продукт, конструируемый и создаваемый не молодежью, а для нее (Р.Хоггарт, Т. Адорно).21 Данная традиция доминировала вплоть до 80-х гг.

Постмодернистские теоретики 80-х и 90-х подвергли ее резкой критике, отвергнув тезис о существовании однонаправленного процесса. Постмодернисты обращали внимание на культурные явления, создаваемые самой молодежью для себя «фанзины» (журналы, посвященные особым течениям в музыке или отдельным музыкальным группам и издаваемые самими «фанами», молодежные передачи и веб-сайты), и, в известной степени, противопоставляемые «продукции», предлагаемой молодым со стороны взрослых. Подчеркивалось характерное для современной культуры смешение производства, исполнения и потребления (использования). Постмодернистские тенденции в изучении молодежной субкультуры выразились в интерпретации субкультуры как пространства игры, экспериментирования с иерархией взрослого мира. Общество «разрешает» выражать молодежи себя в этой сфере. Молодежь, в свою очередь, не утрачивает своей связи с общей культурой, разделяя ее фундаментальные нормы и ценности. Современные исследования ориентируются на изучение новых форм культурных активностей современной молодежи. Особенное внимание уделяется формам телесного ухода и наслаждения. Эксперименты со своей внешностью осуществляются уже не только через одежду, а через тело: бритье головы, татуировки, пирсинг, нанесение шрамов. Даже употребление наркотиков, рассматривается как своеобразный способ экспериментирования, манипуляции со своей телесностью и чувственностью. Постмодернизм выступил с критикой представления о существовании некоей господствующей (репрезентативной) культуры и противостоящих ей субкультур.

 

1.3. Субкультура  как фактор социализации

 

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.22

Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации молодых людей имеет социум. Эту ближайшую социальную среду человек осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

При этом молодежь как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для нее в наибольшей степени комфортна, где их лучше понимают, относятся к ним с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится молодой человек, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

В развитии познания молодежи окружающей действительности  наступает момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания.23 Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Именно в пространстве неформального общения возможен  первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального   окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в  условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям   и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Молодежные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и ее центром – основными социально-экономическими и политическими структурами.24

Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приходить сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: отдых стоит на одном из  последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, – об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

- специфический стиль  жизни и поведения;

- свойственные данной  социальной группе своеобразные  нормы, ценности, мировосприятия, что  часто приводит представителей  данной субкультуры к нонконформизму;

- наличие более или  менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.25

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.

Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3 +/- 1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры.26 На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко.

Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

- позитивная тенденция (освоение  социальных ролей в группе  сверстников, социальное и культурное  самоопределение на основе социальных  проб и экспериментирования),

- социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному  образу жизни),

- индивидуально-негативная (мораторий на социальное и  культурное самоопределение, самооправдание  инфантилизма и эскапизма —  «бегства» от социальной реальности).

Итак, субкультура – часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Как показывает анализ научной литературы, влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и фемининности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и т.д.

Молодежные субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

- позитивная тенденция (освоение  социальных ролей в группе  сверстников, социальное и культурное  самоопределение на основе социальных  проб и экспериментирования),

- социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному  образу жизни),

- индивидуально-негативная (мораторий на социальное и  культурное самоопределение, самооправдание  инфантилизма и эскапизма —  «бегства» от социальной реальности).

Все это говорит о том, что вопрос о молодежных субкультурах выходит далеко за рамки отношений «отцы и дети» и требует от взрослых поисков конструктивного взаимодействия. Молодежные субкультуры являются частью нашей общественной жизни, нашего общества и от того, смогут ли взрослые понять и поддержать молодежь (пусть неформальную, но зачастую очень талантливую), зависит успешность социализации молодых людей.

 

ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

 

2.1. Формы и методы  психолого-педагогической работы  с представителями субкультурных  объединений

 

Для оказания психолого-педагогической помощи представителям молодежных субкультур необходимы знания основных тенденций развития культуры, психологических особенностей подростков и т. д.

Психолого-педагогическая работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных условий развития каждого молодого человека, способствующих становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

Исходя из педагогической концепции А.В. Мудрика, психолого-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием.27

Базисными видами деятельности специалистов, социальных, психологических, педагогических служб по работе с представителями субкультурных объединений являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультативная деятельность.

Необходимость такого вида услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

- возрастные психологические  консультирования (контроль за состоянием  психологического развития ребенка);

- семейное психологическое  консультирование (оказание помощи  по широкому кругу семейных  проблем);

- психолого-педагогическое  консультирование преподавателей  и воспитателей;

- консультационная работа  социального работника, в функции  которого входит, прежде всего, задача  представления интересов и прав  клиента в широком социальном  окружении.

Специалистам, работающим с молодежными субкультурами, необходимо учитывать степень принятия подростка в сферу субкультурного общения. Это очень важная индивидуальная характеристика, определяющая влияние сферы на подростка. Важно знать принятую в группе систему санкций – формы и методы поощрения и наказания, с помощью которых подростки добиваются  нужного поведения того или иного сверстника. Роли, которые призваны, а часто и обязаны исполнять подростки в своей сфере неформального общения, могут иногда мешать им жить полноценной жизнью, стать подлинно гармоничными личностями. И наоборот, часто подростки не умеют самовыражаться в официальном коллективе, но являются лидерами в сфере неформального общения во внешкольном социуме. Интегративность – мера единства, слитности подростков друг с другом в их сфере субкультурного общения (отсутствие данного качества – разобщенность, дезинтеграция). Микроклимат – степень комфортности, которую испытывают подростки в группе субкультурного общения, качество, определяющее самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность этой группой. Чтобы работать с такими подростками, специалисту необходимо знать особенности каждой группы. Необходимо собирать данные о существующих группах в городе, районе, области: кто в них входит, есть ли среди них правонарушители, подвержены ли члены групп наркомании. Важно выяснить интересы членов групп, их культурный уровень, идеалы. Целесообразно учитывать в работе индивидуально-типологические особенности общения подростков определенной субкультуры.

Информация о работе Субкультура молодежи