Сущность и типология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
- изучение практической социальной работы с семьей.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология………………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи…………………………………….
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе………………
1.3. Типология семьи……………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи……………………………….
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………
2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости…………………………………………………………
2.2. Работа с «трудными» детьми……………………………………..
2.3. Работа с семьей алкоголика………………………………………
2.4. Работа с конфликтными семьями………………………………...
2.5. Построение геннограмы…………………………………………..
3. Практическая часть………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………..
5. Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

готовая, тема №8.docx

— 83.79 Кб (Скачать файл)

На фоне общего сокращения рождаемости  происходит рост ее внебрачной доли, так  что сегодня уже почти каждый пятый ребенок в нашей стране рождается вне зарегистрированного  брака своих родителей. Отчасти  это можно объяснить ослаблением  внешнего давления моральных норм и  более либеральным отношением к  внебрачным детям. Иногда это можно  рассматривать как индикатор, указывающий  на распространение фактической брачности.

В наших условиях такое явление  можно также интерпретировать как  кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются  зарегистрировать себя в качестве отцов  и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака  женщины относятся к социально  ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные  или лица из семьи безработных.

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно  считать появление и утверждение  в качестве устойчивого жизненного сценария одиночества как привлекательного и комфортабельного стиля жизни. Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, который находит удовольствие в таком виде существования.

Анализ положения семьи в  современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи  зависит разработка, утверждение  и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и  дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой  сфере приведут к неудовлетрительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение, что можно при  помощи довольно примитивной системы  экономических и юридических  мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком и т.д.) влиять на демографическое поведение  людей в области рождаемости, заставляет государственные органы прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии  рождаемости. 
Для социальной работы неправильная ориентация может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому вопросы анализа социальной действительности и выбора стратегий, адекватных объективному ходу вещей, имеют прямое отношение к её содержанию и организации.

Социальные проблемы неполных семей  связаны с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего  одного трудового дохода в семье, иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие  по безработице либо на пособия на детей. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины  в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов, в том случае, когда дети имеют на него право и реально получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их решить проще. Еще  более сложными и не имеющими однозначного решения являются социально-психологические  проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего  детей. Учитывая, что подавляющее  большинство неполных семей состоит  из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин.

Недавно ставшая массовой категория  неполных семей — это неполные расширенные семьи, образующиеся, как  правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей  погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав либо предаются безудержному пьянству. Чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. В последнее время сотрудники органов социальной защиты говорят  о появлении неполных расширенных  семей в связи с отъездом родителей  за рубеж. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого  состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям  современности. К сожалению, нужной для воспитания детей позиции  доминирования, авторитета, способности  контролировать ситуацию они порой  обеспечить не могут, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения.

Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России (в  начале XX века в европейской части  страны на каждую семью приходилось  в среднем восемь детей), в настоящее  время устойчиво занимают незначительную долю (7,5%) от общего количества семей. Причем определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго рейс рождаются сразу близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате К1ММ либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности.

Все остальные многодетные семьи  могут быть распределены на три категории. Во-первых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями, либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиций родительской семьи. У таких семей  много трудностей, связанных с  малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья, но по крайней  мере мотивация к воспитанию детей  у родителей налицо.

Вторую группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих  браков матери (реже — отца), в которых  рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут  быть различными, в том числе и  вполне благополучными, но отзвук существования  неполной семьи в их рамках сохраняется. 
Третью группу составляют семьи инвалидов, которые характеризуются экономическими трудностями, связанными с распадом производственной и реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограниченной трудо- и адаптационной способностью ее членов. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности, так как формирование безбарьерной среды только начинается. Внедрение программ, направленных на приспособление существующей среды к потребностям и возможностям инвалидов, пока ограничивается как недостатком средств, так и организационными препятствиями.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обладают всеми проблемами, связанными с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.), но их принятие таких проблем зачастую добровольно, так как при рождении ребенка-инвалида с неисправимой патологией родители нередко имеют возможность отказаться от таких детей с целью помещения их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Сеть учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока далеко не достаточна. Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомашней занятостью. Поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но нижеоплачиваемой.

Семейные проблемы, заключающиеся  в патологизации отношений между  супругами, между родителями и детьми, по общему правилу не зависят от социального статуса семьи и  могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную семью с такой же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную. Социальные работники в настоящее  время могут заняться оказанием  помощи такой семье преимущественно  на этапе кризиса, в момент конфликта  или распада. Но работать над профилактикой  семейных дисфункций, заниматься налаживанием семейных коммуникаций над предкризисной  стадии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между  тем это одна из важнейших задач  социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения  выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выдвинутся на первое место.

О технологиях социальной работы с  семьей можно говорить применительно  к семьям различных категорий  клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи  как социального института в  целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи  (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и её членов.

Каждая семья проходит через  закономерно сменяющуюся цепь этапов, обусловленных возрастом семьи  и особенностями функционирования. В жизненном цикле семьи можно выделить следующие этапы:

•заключение брака;

• взаимная адаптация;

• рождение детей;

• взросление детей и уход их из семьи;

• старение и смерть одного или обоих супругов.

Перестройка структурных связей и  отношений в семье вызывает её временное ослабление, например, в  период рождения первенца, в период «критического» возрастания детей. Число разводов в эти периоды  значительно увеличивается, поэтому  семьи нуждаются в социальной помощи. Каждый из указанных выше периодов семьи имеет свои особенности, которые  необходимо учитывать при работе с семьей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Технологии социальной работы семьей

 

Применительно к семьям различных категорий  клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. – используются различные  технологии социальной работы. Виды и  формы социальной помощи, цель которых  – сохранение семьи как социального  института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в  поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление детей  из семьи, находящихся в опасности  или оставленных без попечения  родителей), направленные на поддержание  стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

 

2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости

 

Такого  рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные  в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей). В  нашей стране научный интерес  к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (бытовые  убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков и педагогов, социальных работников и сотрудников  правоохранительных органов) свидетельствуют  о его возрастание.

Формы жестокого  обращения не сводятся к физическому  насилию – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими психическими, физическими или иными  способностями – например, общаться с друзьями или соседями, запрещать жене заниматься внедомашними делами, приобретению образования, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое  и сексуальное насилие в семье  наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни.

Физическим  насилием считаются побои, попытки  удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, а так же умышленное использование  отравляющих или психотропных веществ  и т.д.

Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям – это прикосновения  к их половым органам, принуждения  к половым сношениям, оральному  или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и  другие развратные действия. Однако порой  эмоционально отверженные и социально  заброшенные дети используют свои сексуальные  ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается  коррекции.

Для лиц, переживших насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита  более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения  – одна из важнейших задач социального  работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или  не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит в силу непонимания, малолетства и др. В некоторых  случаях свидетельств жестокого  обращения не остается. Поэтому следует  знать прямые или косвенные признаки жестокого обращения в семье  с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, лишняя сексуальная  осведомленность, проблемы с едой, беспокойный  сон. Кроме того страх ребенка перед каким-то членом семьи и отказ оставаться с ним на едине.

Совокупность  таких признаков должна стать  причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача должно дать объективную  картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с  ребенком. Как правило это немедленное  удаление ребенка из семьи.

Информация о работе Сущность и типология семьи