Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
- изучение практической социальной работы с семьей.
Введение.
1. Сущность семьи и ее типология………………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи…………………………………….
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе………………
1.3. Типология семьи……………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи……………………………….
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………
2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости…………………………………………………………
2.2. Работа с «трудными» детьми……………………………………..
2.3. Работа с семьей алкоголика………………………………………
2.4. Работа с конфликтными семьями………………………………...
2.5. Построение геннограмы…………………………………………..
3. Практическая часть………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………..
5. Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..
На фоне общего сокращения рождаемости
происходит рост ее внебрачной доли, так
что сегодня уже почти каждый
пятый ребенок в нашей стране
рождается вне
В наших условиях такое явление можно также интерпретировать как кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.
Наконец, признаком нестабильности
семейного образа жизни можно
считать появление и
Анализ положения семьи в
современном обществе имеет отнюдь
не только теоретическое значение.
От правильного ответа на вопрос об
объективных тенденциях развития семьи
зависит разработка, утверждение
и проведение в жизнь семейной
политики государства, что включает
в себя чрезвычайно масштабный и
дорогостоящий комплекс мероприятий.
Ошибочные решения в такой
сфере приведут к неудовлетрительным
и даже отрицательным последствиям.
Так, убеждение, что можно при
помощи довольно примитивной системы
экономических и юридических
мер (увеличение пособия, более длительный
отпуск по уходу за ребенком и т.д.)
влиять на демографическое поведение
людей в области рождаемости,
заставляет государственные органы
прибегать к масштабным программам,
что приводит только к деформации
сложившейся демографической
Для социальной работы неправильная ориентация
может быть причиной постановки нереалистичных
целей, выбора неэффективных технологий
и методик. Поэтому вопросы анализа социальной
действительности и выбора стратегий,
адекватных объективному ходу вещей, имеют
прямое отношение к её содержанию и организации.
Социальные проблемы неполных семей связаны с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье, иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на пособия на детей. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов, в том случае, когда дети имеют на него право и реально получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Социально-экономические
Недавно ставшая массовой категория неполных семей — это неполные расширенные семьи, образующиеся, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав либо предаются безудержному пьянству. Чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. В последнее время сотрудники органов социальной защиты говорят о появлении неполных расширенных семей в связи с отъездом родителей за рубеж. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности. К сожалению, нужной для воспитания детей позиции доминирования, авторитета, способности контролировать ситуацию они порой обеспечить не могут, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России (в начале XX века в европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем восемь детей), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (7,5%) от общего количества семей. Причем определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго рейс рождаются сразу близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате К1ММ либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности.
Все остальные многодетные семьи
могут быть распределены на три категории.
Во-первых, это сознательная, целенаправленная
многодетность, которая может быть
связана с национальными
Вторую группу составляют семьи, образовавшиеся
в результате второго и последующих
браков матери (реже — отца), в которых
рождаются новые дети. Исследования
показывают, что такие семьи могут
быть различными, в том числе и
вполне благополучными, но отзвук существования
неполной семьи в их рамках сохраняется.
Третью группу составляют семьи инвалидов,
которые характеризуются экономическими
трудностями, связанными с распадом производственной
и реабилитационной системы, основанной
прежде на труде инвалидов, ограниченной
трудо- и адаптационной способностью ее
членов. Инвалиды вообще весьма ограничены
в своей жизнедеятельности, так как формирование
безбарьерной среды только начинается.
Внедрение программ, направленных на приспособление
существующей среды к потребностям и возможностям
инвалидов, пока ограничивается как недостатком
средств, так и организационными препятствиями.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,
обладают всеми проблемами, связанными
с инвалидностью (малообеспеченность,
ограничения в
Семейные проблемы, заключающиеся
в патологизации отношений
О технологиях социальной работы с семьей можно говорить применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и её членов.
Каждая семья проходит через
закономерно сменяющуюся цепь этапов,
обусловленных возрастом семьи
и особенностями
•заключение брака;
• взаимная адаптация;
• рождение детей;
• взросление детей и уход их из семьи;
• старение и смерть одного или обоих супругов.
Перестройка структурных связей и
отношений в семье вызывает её
временное ослабление, например, в
период рождения первенца, в период
«критического» возрастания детей.
Число разводов в эти периоды
значительно увеличивается, поэтому
семьи нуждаются в социальной
помощи. Каждый из указанных выше периодов
семьи имеет свои особенности, которые
необходимо учитывать при работе
с семьей.
Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. – используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление детей из семьи, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости
Такого
рода отношения обычно скрыты от окружающих,
но объективные (и довольно сложные
в методическом отношении) исследования
свидетельствуют о их достаточно
большой распространенности (по данным
американских исследователей, они характерны
не менее чем для 15% всех семей). В
нашей стране научный интерес
к этой проблеме только пробуждается,
однако отдельные данные (бытовые
убийства и зарегистрированные преступления,
свидетельства медиков и
Формы жестокого
обращения не сводятся к физическому
насилию – это любое
Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни.
Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, а так же умышленное использование отравляющих или психотропных веществ и т.д.
Сексуальное
насилие по отношению к несовершеннолетним
детям – это прикосновения
к их половым органам, принуждения
к половым сношениям, оральному
или анальному сексу, мастурбация,
демонстрация детям порнофильмов и
другие развратные действия. Однако порой
эмоционально отверженные и социально
заброшенные дети используют свои сексуальные
ресурсы для «подкупа»
Для лиц,
переживших насилие, характерны длительные
депрессивные состояния, приступы тревожности,
страх прикосновений, ночные кошмары,
чувство изолированности и
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения – одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит в силу непонимания, малолетства и др. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения не остается. Поэтому следует знать прямые или косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, лишняя сексуальная осведомленность, проблемы с едой, беспокойный сон. Кроме того страх ребенка перед каким-то членом семьи и отказ оставаться с ним на едине.
Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило это немедленное удаление ребенка из семьи.