Сущность и типология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
- изучение практической социальной работы с семьей.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология………………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи…………………………………….
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе………………
1.3. Типология семьи……………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи……………………………….
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………
2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости…………………………………………………………
2.2. Работа с «трудными» детьми……………………………………..
2.3. Работа с семьей алкоголика………………………………………
2.4. Работа с конфликтными семьями………………………………...
2.5. Построение геннограмы…………………………………………..
3. Практическая часть………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………..
5. Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

готовая, тема №8.docx

— 83.79 Кб (Скачать файл)

С переходом  от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере 
ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей; Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их; как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

К эпохе  Возрождения и Реформации стали  возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка  зрения на брак, появились новые  духовные и сексуальные веяния [13; 192].

Семья в библейские времена. Исследователи Древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в неё входили  все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» – кровной мести.

«Брачный  сговор» совершался членами семьи  или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты  мохар – отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве  случаев жених не видел невесты  до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки  были запрещены законом. Смешанные  браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей  из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или  блуд полагалось наказание.

Существовало  четкое различение значимости мужчины  и женщины. Мужчина обладал большей  свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины  было вынашивать и рожать детей для  своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым; удовлетворять его  сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального  статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались  мужчинами. «Безусловно, – пишет  Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина» [8; 208].

Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII–XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин.

Женщина обладала свободой как добрачной, так  и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина  имела возможность развода и  могла вернуться к матери и  отцу. В семьях главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись  все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве в доме и семье. 

В целом  же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: «доминирования-подчинения»  или «конфликта», борьбы. Родители (как  целое) противостоят детям, одно поколение  борется с другим. Дети всегда в  подчинении [11; 48].

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти – совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения»  такова: отец – сын – мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец – мать – сын. Жена находится  в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение  предполагает включение жены сферу  психологической близости.

Брак  в христианском смысле – просвещение  и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его  личности. В браке человек может  видеть мир по-особому, через другую личность. 

Эта полнота  еще углубляется с возникновением из двоих третьего, их ребенка. Совершенная  супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться  по законам совершенства.

Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги  лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные  младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям  в воспитании детей, отвращая от них  различные опасности.

Если  в браке совершилось только внешнее  соединение, а не победа каждого  из двоих над своим эгоизмом и  гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.

Человеческий  индивидуализм, себялюбие создают  в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Oба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание – любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению – углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке – утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.

Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают чёткое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу – взять на себя тяжесть и ответственность быть главой.

Величайшая  мудрость христианского брака –  дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак – подобие Брака  небесного – Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу.

Внутрисемейные отношения по Домострою. В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В Домострое, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Однако  тот же Домострой предлагает «силовое»  и языческое решение вопроса: «Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом похвалишься им». Прямая реализация принципа «бытие определяет сознание». Воспитывай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя…».

Для русского зажиточного горожанина существовала сфера жизни, отличная от публичной. Более того, она имела зримую границу  – высокий забор вокруг усадьбы. В такой усадьбе жило все семейное сообщество, включая домочадцев и  слуг. По И.Е. Забелину «целостной личностью» в Домострое оказывается лишь хозяин «государь» дома. Слуги, челядь входят в понятие «домочадцы». Именно по отношению к челяди в Домострое употребляется термин «семья». Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус одинокого.

Самое страшное наказание, известное автору Домостроя, – «от людей смех и осуждение», что свидетельствует о зависимости  семьи от равного социального  окружения, с одной стороны, и  стремлении сохранить семейные отношения  в тайне. Наказанием оказывается  «позор» как «всеобщее обозрение».

Обязанность главы дома – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе  и духовном, его членов. Жена обязана  сама заниматься рукоделием и знать  всю домашнюю работу с тем, чтобы  учить и контролировать слуг. Кроме  того, она занимается воспитанием  и обучением дочерей (обучение сыновей  – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Любовь  к детям в Домострое рассматривается  как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Все человеческие поступки делятся на «доброе дело»  и «злое дело». Среди добрых дел  особенно чтутся «труды праведные».

Немалым образом характер межличностных  отношений проявляется через  рекомендации о наказаниях: бить следует  за большую вину, наедине и потом  «примолвить» и «пожалеть» [15; 87–93].

 

    1. Типология семьи

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах  по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения  власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся  биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей  системе родственных отношений  существуют два основных типа семейной структуры.

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и  сестер. 
В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.2

Форма брака. Моногамия — брак между  одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией называется брак между одним  и несколькими другими индивидами.

Брак между одним мужчиной и  несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.

Еще одной формой является групповой  брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Поскольку в большинстве обществ  соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит  широкого распространения даже в  тех обществах, где она считается  предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно  превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые  ученые подчеркивали значение экономических  факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая  семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится  на отдельные участки, которые слишком  малы, чтобы прокормить семью каждого  брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977).

Помимо экономических факторов важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для  женщин в обществах, где много  мужчин погибает на войне.

Большинство семейных систем, при  которых расширенные семьи считаются  нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над  другими членам семьи. Такой тип  власти считается общепринятым и  часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и  др. При матриархальной семейной системе  власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются  редко. 
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

Правила, регулирующие браки вне  определенных групп (например, семей  или кланов), являются правилами  экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для  кастовой системы, например, сложившейся  в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые  связи между лицами, которые считаются  близкими кровными родственниками.

В некоторых странах, например, в  США, большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство —  это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье  мужа или поблизости от дома его  родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Информация о работе Сущность и типология семьи