Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
- изучение практической социальной работы с семьей.
Введение.
1. Сущность семьи и ее типология………………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи…………………………………….
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе………………
1.3. Типология семьи……………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи……………………………….
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………
2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости…………………………………………………………
2.2. Работа с «трудными» детьми……………………………………..
2.3. Работа с семьей алкоголика………………………………………
2.4. Работа с конфликтными семьями………………………………...
2.5. Построение геннограмы…………………………………………..
3. Практическая часть………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………..
5. Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние
века овеяны ореолом рыцарства. Однако
в брачной сфере
ситуация выглядела следующим образом:
рыцари должны были жениться на дамах
своего круга. По существу брак был социально-экономической
сделкой: с одной стороны девушка «продавала»
свою девственность, целомудрие, с другой
– мужчина брал на себя обязательства
содержать и обеспечивать ее и будущих
детей; Представления о серенадах требуют
уточнения в том плане, что их; как правило,
распевали под окном чужих жен. Но в то
время как женатый рыцарь пел под окном
чужой жены, под окном его собственной
жены мог находиться другой. Представление
о трубадурах средневековья неплохо совмещается
с образом рогоносца.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния [13; 192].
Семья в библейские времена. Исследователи Древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в неё входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» – кровной мести.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар – отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.
В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым; удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, – пишет Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина» [8; 208].
Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII–XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин.
Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве в доме и семье.
В целом
же нормативная дохристианская модель
семьи описывается таким
Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.
«Идеальная»
христианская семья включает: Отца,
Сына и Мать (Богородицу). Она строится
на основе принципа власти – совмещения
ответственности и
Брак в христианском смысле – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность.
Эта полнота
еще углубляется с
Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.
Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своим эгоизмом и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.
Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Oба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание – любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению – углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке – утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.
Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают чёткое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу – взять на себя тяжесть и ответственность быть главой.
Величайшая мудрость христианского брака – дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак – подобие Брака небесного – Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу.
Внутрисемейные отношения по Домострою. В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В Домострое, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.
Однако тот же Домострой предлагает «силовое» и языческое решение вопроса: «Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом похвалишься им». Прямая реализация принципа «бытие определяет сознание». Воспитывай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя…».
Для русского зажиточного горожанина существовала сфера жизни, отличная от публичной. Более того, она имела зримую границу – высокий забор вокруг усадьбы. В такой усадьбе жило все семейное сообщество, включая домочадцев и слуг. По И.Е. Забелину «целостной личностью» в Домострое оказывается лишь хозяин «государь» дома. Слуги, челядь входят в понятие «домочадцы». Именно по отношению к челяди в Домострое употребляется термин «семья». Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус одинокого.
Самое страшное
наказание, известное автору Домостроя,
– «от людей смех и осуждение»,
что свидетельствует о
Обязанность
главы дома – забота о благосостоянии
дома и воспитании, в том числе
и духовном, его членов. Жена обязана
сама заниматься рукоделием и знать
всю домашнюю работу с тем, чтобы
учить и контролировать слуг. Кроме
того, она занимается воспитанием
и обучением дочерей (обучение сыновей
– обязанность отца). Все решения,
связанные с «домовным
Любовь
к детям в Домострое
Все человеческие поступки делятся на «доброе дело» и «злое дело». Среди добрых дел особенно чтутся «труды праведные».
Немалым образом характер межличностных отношений проявляется через рекомендации о наказаниях: бить следует за большую вину, наедине и потом «примолвить» и «пожалеть» [15; 87–93].
Социологи и антропологи сравнивают
семейную структуру в разных обществах
по шести параметрам: форме семьи,
форме брака, образцу распределения
власти, выбору партнера, местожительства,
а также происхождению и
Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от
первого типа семейной структуры) включает
нуклеарную семью и многих родственников,
например, дедушку и бабушку, внуков,
дядю, тетю, двоюродных братьев и
сестер.
В большинстве обществ нуклеарная семья
считается важным, а может быть, и основным
социальным объединением.2
Форма брака. Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между одним мужчиной и
несколькими женщинами
Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977).
Помимо экономических факторов важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
Большинство семейных систем, при
которых расширенные семьи
В последние годы произошел переход от
патриархальной к эгалитарной семейной
системе. Это главным образом обусловлено
увеличением числа работающих женщин
во многих индустриально развитых странах.
При такой системе влияние и власть распределяются
между мужем и женой почти в равной мере.
Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, например, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.
В некоторых странах, например, в
США, большинство молодоженов