Сущность и типология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
- изучение практической социальной работы с семьей.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология………………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи…………………………………….
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе………………
1.3. Типология семьи……………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи……………………………….
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………
2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости…………………………………………………………
2.2. Работа с «трудными» детьми……………………………………..
2.3. Работа с семьей алкоголика………………………………………
2.4. Работа с конфликтными семьями………………………………...
2.5. Построение геннограмы…………………………………………..
3. Практическая часть………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………..
5. Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

готовая, тема №8.docx

— 83.79 Кб (Скачать файл)

Важное значение для оказания содействия семье имеет знание ее родословной  и правил наследования имущества. Существуют три типа систем определения родословной  и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная  по мужской линии, где основные родственные  связи существуют между отцом, сыном  и внуком. В некоторых случаях  родство определяется по женской  линии. Речь идет о системах определения  родословной по линии жены. Имущество  матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой  семье оказывает брат жены. В нашем  обществе нашла распространение  семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40% мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

За последние 200 лет основные изменения  функций семьи связаны с её разрушением как кооперативного трудового объединения, а также  с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. 
Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов. 
В соответствии с современным вариантом концепции теории конфликта семья — место, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникает конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

Основные функции семей:

  • генеративная (репродуктивная), обеспечивающая деторождение продолжение человеческого рода;
  • функция первичной социализации детей — воспитательная функция, позволяющая обеспечить детям воспитательное общение с родителями;
  • экономическая и хозяйственно-бытовая — удовлетворение своих повседневных потребностей в питании, личной гигиене, уход в случае болезни и др. Семья приходит на помощь тому из членов, кто попадает в трудное экономическое положение;
  • поддерживает трудоспособность членов семьи. Так как бытовые услуги подорожали и сократились, то увеличилось значение хозяйственно-бытовой функции, осуществляемой в семье чаще всего на примитивном уровне, без механизации;
  • гедонистическая функция (функция здорового секса), позволяющая людям в семье осуществлять нормальную половую жизнь, способствующую здоровому образу жизни. Практика показывает, что семейные люди живут дольше, чем бессемейные. Удовлетворение этой потребности за счет нерегулярных отношений со случайными партнерами накладывает на человека излишний психологический груз и увеличивает возможность болезней;
  • рекреационная функция — восстановление (рекреация) физических и психических сил, израсходованных на работе. «Мой дом — моя крепость»;
  • психотерапевтическая функция — предоставление эмоционального убежища, где человека принимают и поддерживают таким, какой он есть.

Эту функцию выполнять сейчас все  труднее, так как стрессы испытывают все члены семьи, поэтому каждому  следует не только ожидать психологической  поддержки от членов семьи, но и самому ее оказывать. 
Внешние условия достаточно активно влияют на эмоциональную атмосферу семьи.

 

 

 

 

    1. Проблемы современной семьи.

 

В России свыше 40тыс. семей. Средняя  величина семьи — 3,23 человека, семьи  из двух человек — 34%.

Нуклеарные семьи (супружеские  пары без детей или с детьми) — 67%. 
Количество детей в семье — 1,1 ребенка на каждую российскую семью, или 1,63 на каждую семью с детьми.

Многодетные семьи встречаются  редко: 5,7% от всего числа семей, или 9,4% от числа семей с детьми.

Большинство семей с детьми являются полными, но 13% — неполные, т.е. в них  отсутствует один из родителей, причем на каждые 14 неполных семей приходится одна «отцовская» семья.

Причинами появления неполных семей  являются следующие: 
• вдовство (вдов — 18,2%, вдовцов — 2,5%) из-за более высокой смертности мужчин; 
• рождение ребенка в фактическом браке (без регистрации), причем возраст матерей составляет 15 лет (3,3 тыс.), 16 лет (14,5 тыс.), 17 лет (40 тыс.); 
• развод (в России в 2000 г. показатель разводимости равен 3,4%, в 1990 г. — 3,8%.

Молодые семьи — первые три года брака. В этих семьях возникают определенные проблемы:

• такая семья экономически зависит  от родителей, если в брак вступают в раннем возрасте;

• семья проживает на площади  родителей или арендует жилплощадь; 
• семья производит на свет детей, что требует дополнительных средств;

•проблема заработка в связи с безработицей;

• адаптация молодоженов, сбои в  отношениях, что часто приводит к  разводу 
(30% в первые пять лет).

Пожилые семьи. Так как в РФ средняя  продолжительность жизни женщин на 12 лет больше средней продолжительности  жизни мужчин, то эти семьи состоят  из одного члена. Как правило, они  малообеспечены, поэтому являются главными клиентами системы социального  обслуживания. 
Фактический брак (без регистрации). По оценке специалистов, их у нас около или более 2 млн. Причем средний срок таких браков невелик. 
Маргинальные семьи (лат. — находящийся на краю), которые не могут самостоятельно решить свои проблемы, постоянно нуждаются в социальной поддержке.

Проблемные семьи, нуждающиеся  в помощи из-за: неизлечимых болезней родственников, их неустойчивой психики. Кроме того, источники возникающих  проблем в семье могут определяться экономической ситуацией в стране. Отсутствие возможности обеспечить свою семью вызывает депрессию, усиливает  склонность к суициду, алкоголизму. 
Другой проблемой в семье является насилие друг к другу, причем не только физическое, но и социальное (запрет работать, борьба за лидерство, выброс отрицательных эмоций на детей и женщин).

Формы жестокого обращения не сводятся к избиению, они включают в себя любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право  распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Это морально-психологическое насилие, когда тот из членов семьи, который  имеет возможность определять поведение  других членов, препятствует своим  домочадцам общаться с теми друзьями и соседями, с которыми им желательно, муж препятствует внедомашней занятости  жены, не давая ей поступить на работу или принуждая покинуть работу, и  т.д. В том же русле лежит стремление воспрепятствовать кому-либо из членов семьи в приобретении образования, повышении квалификации. Травмирующими  могут быть такие проявления эмоционально-психологической  жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера  разрушающе воздействуют на отношения  между членами семьи, на психосоматическое  здоровье лиц, подвергаемых оскорблениям. Самый опасный для личности, здоровья и жизни вид жестокого обращения  — физическое и сексуальное насилие. Они могут сочетаться или осуществляться порознь.

Физическое насилие заключается  в том, что член (члены) семьи причиняют  другим членам (в первую очередь  детям и женщинам) физическую боль, наносят ранения или убивают. Это может происходить в форме  побоев, сотрясения, сдавливания, прижигания, укусов и т.п. Также возможны ситуации, когда детям дают отравляющие  или психотропные вещества, опасные лекарства или алкоголь.

Сексуальное насилие заключается  в том, что несовершеннолетние дети могут использоваться взрослыми  для удовлетворения своих сексуальных  потребностей. Это могут быть прикосновения, ласки, половые сношения, мастурбация, оральный или анальный секс, а также иные развратные действия, включая демонстрацию детям порнографии в различных видах. Для принуждения детей к развратным действиям нередко используется физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. 
Физическое и сексуальное насилие разрушительно влияет на взрослых, а уж тем более на детей. Для лиц, переживших его, характерны сохраняющиеся надолго депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений и контактов, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Проблема семейной домашней жестокости только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь  под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих  условий существования, на наиболее слабых и беззащитных: в семье  это женщины и дети. Она объясняется  также традициями подавления и жестокости, которые имеют место в традиционных культурах, с низкой компетентностью  в регулировании своих психологических  состояний, отсутствием навыков  заместительной разрядки отрицательных напряжений.

Однако, помимо этого, следует говорить о некоторой личностной предрасположенности  к семейному насилию и к  тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями  в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. В технологиях стабилизации семейных отношений социальный работник должен учитывать факторы личностного  риска, а также варианты, в которых  социальная терапия вынужденно будет  неэффективной. 
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социального работника.

Порой подвергаемые жестокому обращению  запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в  силу непонимания, малого возраста, интеллектуально-психических  ограничений или по иным объективным  причинам. Как правило, такой вид  поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях следов его  не остается, или они быстро исчезают. Поэтому желательно знать прямые и косвенные признаки, которые  могут указывать на наличие жестокого  обращения в семье по отношению  к детям. Это агрессивное, раздражительное  поведение, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя сексуальная не по возрасту осведомленность, непонятного происхождения  боли в животе, проблемы с едой от систематического переедания до полной потери аппетита, беспокойный сон, кошмары, ночное недержание мочи. 
Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-то конкретным человеком, явное нежелание оставаться с ним наедине. Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу.

В школьных делах такие дети участвуют  мало или не участвуют вовсе. У  них мало или совсем нет друзей. Дети отстают в развитии, хуже учатся. Ребенок не доверяет взрослым, особенно тем, которые находятся близко. Он может бежать из дома, совершать  попытку самоубийства, наносить себе ранения. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния  в белки глаз, следы крови или  спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении.

Совокупность таких признаков  должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие  в диагностике специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего  и поможет пресечь жестокое обращение  со взрослым или несовершеннолетним членом семьи. Как правило, есть необходимость  немедленного удаления ребенка из такой  семьи и помещения его в  учреждение социальной реабилитации, что может производиться местными органами опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некоррегируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовном преследовании виновного в жестоком обращении. 
К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относятся также социальные приюты (гостиницы, убежища), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом встречаются также приюты для мужчин, подвергаемых жестокому обращению в семье) провести в безопасном месте период кризисного обострения семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает недостаточно, ибо неразрешенные семейные конфликты протекают длительно, периодически обостряясь. Поэтому для разрешений большинства из них необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей.

Такой уровень социальной работы, ориентированный на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между  родителями и детьми, взаимоотношений  всех указанных членов семьи с окружающими.

В основе проблем всех типов семей  лежит вопрос о предназначении семьи  в современном мире. Возникнув  как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала  в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно освобождаясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными  институтами, семья столкнулась  с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический  вид деятельности, который может  осуществить только семья или  который может быть произведен только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно  семье, сегодня могут быть осуществлены вне ее. В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным социальным институтом, вне рамок которого существование человека невозможно.

Этот теоретический вопрос подкрепляется  все усиливающейся нестабильностью  семейного образа жизни, нарастанием  кризисных явлений, которые свойственны  и нашей стране, переживающей социально-экономические  трудности, и экономически благополучным  странам, не испытавшим в последние  годы такого резкого падения уровня жизни своего населения.

Нестабильность выражается в возрастании  числа разводов и опасности развода  для каждой семьи. Количество разводов в год в нашей стране составляет один из самых высоких показателей  в мире. 
Нестабильность семейной жизни проявляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый «первый демографический переход» от нерегулируемой рождаемости на уровне «естественной фертильности», когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются бессильны. Практика показывает, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью в определенной стране семьи либо находят их в других странах, либо прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.

В настоящее время большинство  промышленно развитых стран столкнулось  со «вторым демографическим переходом» от малодетной к преимущественно  однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а социальными причинами, так как все прежде имевшиеся  внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущественно в одном ребенке, а не в детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. «Инвестиции в детей» включают в обязательном порядке расходы на обеспечение им высокого уровня здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, запаса впечатлений, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подростковом кругу. Наиболее дорогостоящая часть этих расходов — достижение необходимого уровня образования. Государство контролирует минимально необходимый уровень такой подготовки путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта предъявляют требования к максимально высококачественному образованию, которое практически повсеместно теперь является не только платным, но и дорогостоящим.

Информация о работе Сущность и типология семьи