Сущность и типология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
- изучение практической социальной работы с семьей.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность семьи и ее типология………………………………………
1.1. Понятие и сущность семьи…………………………………….
1.2. Исторический аспект семьи и брака в обществе………………
1.3. Типология семьи……………………………………………….
1.4. Проблемы современной семьи……………………………….
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………
2.1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости…………………………………………………………
2.2. Работа с «трудными» детьми……………………………………..
2.3. Работа с семьей алкоголика………………………………………
2.4. Работа с конфликтными семьями………………………………...
2.5. Построение геннограмы…………………………………………..
3. Практическая часть………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………..
5. Список использованной литературы………………………………….
Приложения……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

готовая, тема №8.docx

— 83.79 Кб (Скачать файл)

К технологиям, используемым в случае семейной жестокости, относится также организация  социальных приютов, которые дают возможность  женщинам и детям переждать в  безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к  среднесрочным программам помощи, ориентированным  на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между  родителями и детьми, взаимоотношений  всех указанных членов семьи с  окружающими.

 

2.2 . Работа с «трудными» детьми

 

Работа  с «трудными» детьми и подростками  предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной  социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и  интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечение его в более благоприятную  социальную сеть. Такая программа  выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой  работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты – например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий.

 

2.3. Работа с семьей алкоголика

 

При работе с семьей алкоголика диагностика  подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными  напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей  всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления  алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личного  статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или  социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к  пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в  своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с зависящим лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, так как после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой семьей подразумевает  формирование мотивации клиента  и его семьи к безалкогольному  образу жизни и построению иной системы  взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента  в объединения или клубы лиц  – приверженцев безалкогольного  образа жизни или создания такого объединения. Одна из самых эффективных  технологий создания благоприятной  среды, способствующей длительному  излечению от алкоголизма, - движение «Анонимные алкоголики».

 

2.4. Работа с конфликтной семьей

 

Работа  с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой  является неудовлетворительным, начинается, как правило, с заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для  констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения – материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед  и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно  применяемым методам относится  так называемая да-терапия – аутодиагностическая  и психокоррекционная методика, при  помощи которой конфликтующие супруги  рационализируют свои в целом  негативные эмоционально-психические  взаимоотношения. В ходе ее осуществления  предлагается ответить «да» или «нет»  на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношений  супругов. В результате баланса своих  положительных или отрицательных  ответов супруг может смягчить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные намерения  – хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика – популярный на Западе метод «скульптурной группы»: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других.

Надо  сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое  значение, поскольку обнаруженное и  осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

 

2.5. Построение генограммы

 

Одна  из многосторонних методик – построение генограммы семьи, т.е. это схемы  семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения  в поколениях прародителей, родителей  и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен  – составление своего генеалогического дерева является одной из глубинных  потребностей людей. Кроме того, в  ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии  члены семьи, возможно, практически  не общавшиеся в течении длительного  времени, вовлекаются в единую деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев  разводов в восходящих или боковых  ветвях семьи могут свидетельствовать  соответственно о негативной биологической  предрасположенности либо о наличии  врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость  изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных  нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

Цель исследования: выявление отношения молодежи к  браку и ценностям семейной жизни.

Задачи исследования:

- выявить  основные мотивы вступления в брак сегодняшней молодежи;

- узнать, какие  браки молодёжь считает наиболее прочными;

- выявить  отношение студенческой молодёжи к ценностям семейной

жизни;

-выявить  отношение молодежи к гражданскому браку;

-определить  отношение молодежи к супружеской  измене, а также к проблеме  лидерства в семье.

Результаты  исследования.

Положение молодежи в обществе, тенденции и  перспективы ее развития представляют для общества большой интерес  и практическое значение, прежде всего  потому, что они определяют его  будущее. Существенное место в этом занимает отношение молодежи к браку  и ценностям семейной жизни.

С целью  выявления отношения студенческой молодёжи к семье, браку, ценностям  семейной жизни было опрошено 114 студентов в возрасте от 17 до 21 года, как среднего, так и высшего профессионального образования. Доля юношей в выборке составила 57,5%, доля девушек - 42,5%. 
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. При этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют и ценностное отношение к ней людей. По полученным данным, семья остается одной из более значимых ценностей для современной молодежи. Так 73% всех опрошенных высказали мнение, что каждый человек должен вступить в брак и создать семью. Среди девушек доля таких респондентов несколько выше -77%, у юношей она составляет 71%, а среди "родителей" - 90% (таблица 1).

Чем же руководствуются  молодые люди, желая создать семью. Как выяснилось, абсолютное большинство  опрошенных поставили на первое место  репродуктивную функцию, 69% респондентов полагает, что семья нужна ради продолжения рода, среди юношей доля таких респондентов даже выше, чем  среди девушек (77% и 57% соответственно). 
Большинство опрошенных, по 51%, согласились с мнением, что семья нужна "чтобы не расставаться с любимым человеком" и "чтобы рядом был тот, кто поддержит в трудной ситуации", т.е. молодые люди ищут именно в семье надежную опору в жизни. Причем, среди респондентов, согласившихся с последним утверждением девушек на 24% больше, чем юношей. 38% респондентов хотят иметь семью, чтобы было о ком заботиться. Каждый третий респондент стремится иметь уютный дом, благоустроенный быт (несколько выше этот мотив у юношей -35%, чем у девушек-23%). Также 30% опрошенных студентов полагают, что семья поможет избежать одиночества в жизни. Так считают 29% девушек и 23% юношей. Среди юношей оказался значительным такой мотив, как возможность иметь постоянного сексуального партнера - 26%. Среди девушек больше, чем среди юношей, оказалось тех, кто надеется обрести материальную поддержку, богатство - 16% против 4%. И только среди девушек нашлись те, кто считает, что состоять в браке - это престижно (4%) (таблица 2).

Отношения в семье в значительной степени  определяются тем, какими мотивами руководствуются  вступающие в брак. Наиболее прочными, по мнению молодежи, являются браки  по любви, так считает 77% всех опрошенных. Каждый третий респондент полагает, что  наиболее прочными являются браки ради создания семьи. 19% опрошенных посчитали  наиболее прочными браки на основе дружбы. Расчет считают надежной основой  брака только 8% респондентов. При  этом позиции юношей, девушек и "родителей" по данному вопросу практически  совпадают (таблица 3).

Оптимальным для вступления в брак юноши считают  возраст 25 лет, девушки склоняются к  мнению, что наиболее подходящим для  создания семьи является возраст 21-22 года.

Среди отрицательных  сторон семейной жизни респонденты  назвали в первую очередь неизбежность ссор и конфликтов (50%), ограничение  личной свободы (39%), однообразие семейной жизни (36%), чрезмерную ответственность  за благополучие других людей (27%). Преградой  для профессионального роста  считают семью только 13% опрошенных (несколько выше доля таких респондентов среди юношей - 14%, чем среди девушек - 11%). Определенные различия в позициях юношей и девушек прослеживаются по двум вопросам. Так, 19% юношей связывают недостатки семейной жизни с тем, что нужно слишком много работать, чтобы обеспечить благополучие семьи (у девушек - только 4%). Зато гораздо больше девушек - 16%, связывают недостаток семейной жизни с бытовой сферой, у юношей - 9% (таблица 4).

Одним из крупнейших событий последнего времени  в формировании семьи является рост числа нерегистрируемых браков, который  сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. Проведённое исследование подтвердило  эту тенденцию. Так, абсолютное большинство  опрошенных студентов - 53% - относятся  к гражданским бракам положительно. Несколько выше доля таких респондентов среди юношей - 57%, но и девушки  тоже не считают такую форму брака  предосудительной. 48% респондентов - девушек  одобряют гражданский брак. Считают  недопустимым нерегистрируемые браки  только 20% респондентов. 27% опрошенных затруднились выразить отношение к  гражданскому браку. При этом больше затруднившихся оказалось среди  девушек - 29%, среди юношей - 23% респондентов затруднились в ответе (таблица 5).

О растущем одобрении гражданских браков свидетельствует  также тот факт, что многие респонденты  выказали готовность самим вступить в гражданский брак. Доля таких  респондентов составила 56%. Тех, кто  считает для себя недопустимым состоять в гражданском браке - меньшинство 31% (таблица 6). Значительных различий в  позициях юношей и девушек не выявлено.

Следующей важной характеристикой, связанной  с формированием семьи, является увеличение числа респондентов, считающих, что для того, чтобы ребенок  рос и развивался, нет необходимости  в обоих родителях, а желание  иметь детей люди во все меньшей  степени связывают с созданием семьи.

Так на вопрос: "Нужна ли регистрация брака  в случае рождения ребенка?" только 48% опрошенных студентов ответили утвердительно; 46% респондентов полагают, что многое зависит от конкретной ситуации. Необязательной считают регистрацию брака в  случае рождения ребенка 6% юношей, среди  девушек таких респондентов нет (таблица 7).

В результате исследования было выяснено, что 41% респондентов считает возможным для себя рождение ребенка в гражданском браке, 35% - считает не допустимым. (таблица 8). Затруднились ответить 24% респондентов.

Информация о работе Сущность и типология семьи