Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования-проанализировать социальные программы и проекты, направленные на повышение качества жизни пожилых граждан и наметить направления повышения их эффективности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социальный статус пожилых граждан в современном обществе;
2. Рассмотреть программно-целевой подход как основное средство реализации социальной политики;
3. Проанализировать содержание региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан;
4. Обобщить предварительные результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и предложить направления повышения их эффективности.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучение научной и учебной литературы и первичных

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Социальный статус пожилых граждан в современном обществе 7
1.2. Программно-целевой подход как средство реализации социальной политики 18
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
30
2.1. Анализ содержания региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан 30
2.2. Результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и направления повышения их эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 148.10 Кб (Скачать файл)

Реализация программы повышения качества жизни пожилых людей проходила в несколько этапов.

На подготовительном этапе в каждом районе города (их шесть) были созданы «группы качества», в состав которых кроме пожилых людей входили психолог, социальный работник и представители общественных организаций. Далее было проведено обучение членов этих групп по определенной методике, а затем наступил этап реализации задач. При этом учитывались мнения не только пожилых людей, способных к самообслуживанию, но и лиц преклонного возраста из числа маломобильных. Для этого было выбрано два пути сбора информации о потребностях пожилых: очный, когда вся группа собирается и заполняет специально разработанные анкеты в ходе «живого» разговора, и заочный, когда специально обученные волонтеры обходят по домам пожилых людей и опрашивают их по этой же анкете. Затем проводится «круглый стол», где собирается вся «группа качества». Именно здесь полученная информация группируется по пяти темам, перечисленным выше. В итоге выявляется полная картина качества жизни пожилых людей. Более того, формируется четкое видение спектра проблем как в целом по району, так и по каждому из участников.

В «группе качества» работали психологи, которые направляли диалог в продуктивное русло.

После внедрения программы в г. Новокузнецке возросло количество мини-клубов для пожилых людей, а также увеличилось количество социальных услуг для них.

Еще одно позитивное свойство программы заключается в том, что это не разовое мероприятие. Цикл реализации занимает 3,5 месяца, а затем - новый цикл и новые пожилые люди, а затем снова и снова. И пожилой человек в этих условиях — не пассивный наблюдатель и жалобщик, а активный труженик, помогающий как себе лично, так и всем окружающим его людям преклонного возраста.

В результате реализации программы «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2014 годы» предполагается:28

– сокращение очередности в дома-интернаты за счет создания приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов и установления патронажа;

– повышение эффективности действующего механизма предоставления социального обслуживания пожилым гражданам и инвалидам посредством совершенствования нормативно-правового регулирования в этой области;

– повышение качественного уровня социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов и уровня их жизни за счет улучшения обеспеченности учреждений социального обслуживания населения благоустроенными помещениями, автотранспортными средствами различного назначения, включая и автотранспортные средства для работы мобильных бригад;

– увеличение числа лиц пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием;

– повышение престижности социальных работников, имиджа учреждений социального обслуживания населения.

Программа определяет основные направления улучшения социально-экономического положения и повышения качества жизни пожилых людей на основе предоставления гарантированных и дополнительных социальных услуг, развития сети учреждений социального обслуживания.

Подобные программы действуют во всех субъектах РФ. На реализацию программ в 2011-2013 гг. из региональных бюджетов планируется выделить около 999 млрд. рублей. В программах представлены мероприятия, охватывающие все стороны жизни пожилых, в том числе, направленные на поддержание их здоровья, активного образа жизни и т.д. 29

Разработка такого рода программ позволила уделить особое внимание насущным проблемам старшего поколения – вопросам их досуга, свободы перемещения, безопасности, удобства пользования общественным транспортом, социальной инфраструктурой. Цели программ схожи и направлены на формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга.

Долгосрочные целевые программы предусматривают немало новаций в социальной сфере: укрепление взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями, развитие услуг сиделок, организацию приемных семей, реализацию социальных проектов, направленных на интегрирование пожилых людей в социокультурную жизнь и на их социальную адаптацию, привлечение представителей старшего поколения к занятиям спортом, предоставление им льготного экскурсионного обслуживания, посещения на льготных условиях музеев, выставок и театров.

К сожалению, создатели социальных программ при их разработке часто руководствуются только статистической информацией о состоянии той или иной сферы жизни данной территории. Редко учитывают восприятие и удовлетворенность качеством жизни населения конкретного региона, что приводит в итоге к неверной «адресации» и неэффективному использованию средств, а также усугублению ситуации. Подобное поведение власти вызывает недовольство, недоверие и недопонимание в кругах населения, особенно пожилого. Поэтому при оценке факторов, влияющих на качество жизни пожилых людей, необходимо широко использовать результаты соответствующих социологических исследований, способствующих определению наиболее точных показателей. Сопоставление объективных и субъективных оценок качества жизни населения позволит определить приоритетные направления для программ социально-экономического развития территорий и избежать следующих проблем:

– неэффективного использования бюджетных средств;

– неправильной расстановки приоритетов при разработке социальных программ;

– планирования экономических и социальных мероприятий на основе неполных и устаревших данных о качестве жизни населения отдельной территории.

Не имея объективных и субъективных данных об условиях жизни, стандартах потребления (не только материальных ресурсов), социальном благополучии и здоровье пожилых людей, невозможно выработать эффективную социальную политику. Большая разнородность группы пожилого населения, ее расселение на больших российских территориях требуют новых подходов к концепции по геронтосоциальной политике, в которой должны быть представлены меры, обеспечивающие доступность разных видов услуг пожилым людям и ухода за ними для безопасности и качества их жизнедеятельности.

Для получения более точных субъективных данных об условиях жизни старшего поколения в некоторых регионах социальные службы привлекают пожилых людей к сотрудничеству и выработке стратегий социального развития, организуя встречи с руководителями администраций городов, градообразующих предприятий, учреждений, организаций. Часто в результате таких встреч происходят существенные изменения в качестве жизни пожилых людей (например, телефонизация отдельных участков, решение проблем с транспортом, водоснабжением, организацией досуга и т. д.).

Кроме того, проводятся письменные и устные опросы общественного мнения (в частности инвалидов и пожилых), которые позволяют вовлечь их в выработку и внедрение новых моделей и форм социального обслуживания, позволяют участвовать в планировании услуг. Обратная связь дает возможность пожилым людям успешно выполнять социальные роли, адаптироваться к изменениям окружающей обстановки, повышает чувство самоуважения, позволяет пожилым людям вырабатывать чувство внутреннего контроля над ситуацией, становиться компетентными.

Реализация долгосрочных целевых программ, осуществление мер по развитию социальной инфраструктуры, разработка и реализация социальных проектов, имеющих большую общественную значимость, поиск новых социальных технологий, повышающих качество жизни пожилых людей в современных социально-экономических условиях, а также просветительская работа среди населения пожилого возраста, направленная на организацию правильного питания, профилактику заболеваемости и раннего старения, во многом будут способствовать решению проблемы достойной старости.

Обобщение и анализ целевых программ  показал: в регионах активно развивается надомное и полустационарное социальное обслуживание населения с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтеров, с созданием санаториев и хосписов на дому, использованием других, новых форм и технологий социального обслуживания.

Кроме того, реализация намеченных мероприятий поможет решить проблему нехватки мест в государственных стационарных учреждениях соцобслуживания: ожидается, что обеспеченность местами за 2011 – 2020 годы возрастет с 70 до 98 на каждую тысячу людей пожилого возраста.

 

2.2. Результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и направления повышения их эффективности

 

Эффективность имеющихся на сегодняшний день социальных программ в отношении пожилого населения не может считаться в полной мере достаточной.

По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, предусмотренные региональными программами к реализации в 2011 году, выполнены практически полностью.

Наряду с мероприятиями, направленными на поддержку граждан пожилого возраста, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для данной категории, охрану здоровья, внедрение новых технологий ухода, осуществлялись мероприятия, обеспечивающие развитие интеллектуального потенциала пожилых людей, активизацию их участия в социокультурной деятельности, занятиях физкультурно-оздоровительными мероприятиями.

На реализацию программ в 2011 году направлено более 319 млрд. рублей за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и около  20 млрд. рублей - за счёт других источников, включая благотворительные взносы и пожертвования.30

Для обеспечения правового регулирования реализации программных мероприятий практически во всех субъектах Российской Федерации реализованы меры по обновлению регионального законодательства, что позволило обеспечить выполнение мероприятий в 2011 году, направленных на повышение социальной защищенности граждан пожилого возраста.

В рамках исполнения программ осуществлен комплекс мер по развитию мобильной службы по оперативному оказанию социальных, социально-бытовых, социально-медицинских и других наиболее востребованных услуг гражданам пожилого возраста, проживающим в отдаленных населённых пунктах.

Реализация программных мероприятий в субъектах Российской Федерации при паритетной поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 году позволила осуществить первый этап оснащения автотранспортом мобильных бригад, действующих при стационарных полустационарных учреждениях социального обслуживания, в результате Чего приобретены 628 автомашин для оснащения мобильных бригад 606 учреждении социального обслуживания населения, оказывающих неотложные социальные и медико-социальные услуги пожилым людям.

Всего в 2011 году в субъектах Российской Федерации организовано 1454 мобильные социальные службы (бригады), в том числе для работы в сельской местности —1074 бригады.31

Развитие данного вида социальных услуг не только позволяет оказывать пожилым гражданам неотложные социальные и социально-медицинские услуги, но и обеспечивает равнодоступность социального обслуживания граждан, независимо от места их проживания и степени мобильности.

Одним из актуальных вопросов для граждан пожилого возраста, в частности, для лиц, проживающих в сельской местности, является вопрос обеспечения доступности для них транспортных услуг к местам расположения объектов социальной инфраструктуры. Этому способствовала реализация мероприятий по развитию работы «Социального такси», приобретение автотранспорта для перевозки пожилых людей и инвалидов.

Для службы «социального такси» приобретено 694 единицы автотранспорта, из них 11 единиц низкозольных автобусов (троллейбусов), 117 единиц транспортных средств с регулируемым уровнем пола.

В целях обеспечения доступной среды для пожилых граждан во многих субъектах Российской Федерации осуществлены меры по оборудованию пологими спусками тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, остановок городского транспорта общего пользования. Кроме того, светофоры оснащены звуковыми сигналами, общественный пассажирский транспорт оборудован световыми табло с бегущей строкой для удобства слабовидящих граждан. 

Транспортная доступность для граждан пожилого возраста обеспечивается также предоставлением мер социальной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации. В их числе введение, единых социальных карт и единых социальных проездных карт, предоставляющих право проезда на всех видах городского и пригородного транспорта соответственно бесплатно и по льготной цене. Так, например, в. Республике Мордовия в 2011 году выдано льготным категориям граждан из числа пожилых людей 533475 единых социальных проездных карт по цене 136 рублей в месяц.

Важным направлением в рамках реализации программ  явилась деятельность субъектов Российской Федерации по развитию услуг по уходу за пожилыми гражданами в соответствующих учреждениях, на дому, а также в приёмных семьях и при установлении над недееспособными пожилыми людьми опеки. Изучение динамики численности пожилого населения и процесса первичного выхода на инвалидность у пожилых позволяет прогнозировать на ближайшие годы дальнейший рост лиц пожилого возраста и рост числа инвалидов среди них. При обращении к статистическим данным, становится очевидным растущая потребность этой категории населения в стационарной медико-социальной помощи и нестационарном социальном обслуживании.

Сегодня востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, но полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными в российских условиях. Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания.32

Информация о работе Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста